Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обращение ценных бумаг в СССР






После очередной смены политической власти в стране, декретом ВЦИК, в январе 1918 г. были аннулированы все внешние и внутренние долги и гарантийные обязательства

----------------------------------------

*См.: Потемкин А.П. Государственные займы в период Временного правительства в 1917 г. Финансы, №1, 1997. -с.56.

 

царского и временного правительств. Ликвидация российского рынка облигаций и акций была окончательно завершена в сентябре 1920 г. соответствующим декретом СНК.

Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к НЭПу. Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922 - 1923 гг., когда была проведена не имевшая ранее аналогов эмиссия облигаций первого и второго т.н. хлебных займов, а также сахарного займа. Они носили краткосрочный (сезонный) характер - срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами - по усмотрению держателей. Максимальный номинал хлебных облигаций, например, составлял 100 и 10 пудов ржи - соответственно для первого и второго займов. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательными для граждан, особенно занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели очевидный успех, благодаря ним в стране появился вторичный рынок облигаций. Позже предпринимались попытки эмиссии краткосрочных денежных займов, но из-за отсутствия должного опыта их выпуск оказался нерентабельным для государства.

Эти же годы ознаменовались первым в СССР выпуском долгосрочного займа, именовавшегося в обиходе золотым займом 1922 г.* Период его обращения превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в т.ч. выигрышей, осуществлялись в рублях по курсу, привязанному к золоту. Заем отличался широким спектром преимуществ для

владельцев, в частности освобождением доходов от налогов, ежегодными тиражами выигрышей, возможностью залога облигаций и др., однако успеха не имел. Это

послужило вынужденной причиной организации его принудительного размещения, что

-----------------------------------

*Официальное название - Государственный внутренний

долгосрочный 6%-ный с выигрышами заем 1922 г.

См.: Шабалин А.О. Особенности фондового рынка России в период НЭПа. Финансы, №3, 1997. -с.59.

 

стало широко практиковаться с этих пор. Принудительно размещались: второй

государственный выигрышный заем 1924 г.; ряд специальных займов для аккумуляции временно свободных денежных ресурсов государственных предприятий и учреждений; займы индустриализации, укрепления крестьянского хозяйства, предназначенные для государственных служащих и рабочих и др. Однако, в период 1922 - 1926 гг. выпускались и добровольные долгосрочные и среднесрочные займы, например, т.н. крестьянские. Они были вполне привлекательными для вкладчиков, но не достаточно эффективными для государства, поэтому со временем их выпуск был прекращён.

В 1924 - 1925 гг. предпринимались меры для преодоления синдрома принудительных займов. Наркомат финансов практиковал фондовые интервенции, т.е. активно скупал государственные ценные бумаги, что способствовало значительному оживлению этого рынка.

Купля - продажа государственных ценных бумаг изначально проводилась Госбанком, специальными банками и сберегательными кассами, а в результате реорганизации 1927 - 1928 гг. первичного и вторичного рынков, единственным посредником между государством и населением стал выступать институт сберкасс. Все расходы по обслуживанию государственных займов финансировались за счёт бюджета страны.

Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением СТО в марте 1922 г. Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Она определяла порядок создания и функционирования акционерных обществ с долевым государственным и иностранным участием.

Суммарный капитал таких учреждений, в т.ч. банков, превышал к 1925 г. 300 млн.руб. Имеющихся ресурсов было достаточно для активизации фондовой торговли, но этот рынок не получил всё же значительного развития. Причины крылись в доминировании государства в структуре акционерных капиталов и отсутствии его стремления к существенному расширению круга

акционеров, что выражалось имевшими место запретами частных эмиссий.

Биржевая торговля в стране возобновилась в начале 1923 г., когда был открыт фондовый отдел Московской товарной биржи. Затем аналогичные учреждения стали функционировать в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке и др. центрах. Их организационные основы во многом совпадали с устоями царской биржи, поскольку вся деятельность фондовых отделов ещё более жёстко контролировалась и регламентировалась государством.

Определённое время в структуре биржевого оборота преобладали валютные операции, однако, вскоре сделки с ценными бумагами стали доминировать на вторичном рынке, а основная их масса производилась с государственными облигациями и непрерывно возрастала. Если в 1923 - 1924 гг. среднемесячный объём сделок с государственными облигациями был порядка 3 млн.руб., то в 1925 - 1926 гг. он превышал уже 16 млн.руб.*

Главными участниками биржевой торговли выступали кредитные учреждения (более 60% оборота), а также государственные предприятия и хозяйственные органы (около 30%). Операции физических лиц занимали порядка 9% оборота, а остальное приходилось на акционерные, кооперативные и общественные организации. Итак, во всех аспектах биржевой деятельности в СССР преобладало государство.

Внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг в начальный период НЭПа - напротив, являлся прерогативой физических лиц и, буквально, был уличным и стихийным. Однако, утверждение Наркоматом финансов Положения о московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 г., положило начало упорядочению его

--------------------------------------

*См. Шабалин А.О. Особенности фондового рынка России в период НЭПа. Финансы, №4, 1997. -с.63.

 

деятельности. Вечерние фондовые биржи или " американки" - в обиходе, начали функционировать при фондовых отделах отдельных крупных товарных бирж - в Москве, Ленинграде и Харькове. Главными участниками " американок" стали кредитные учреждения, частные предприятия и физические лица. Доступ государственных и кооперативных учреждений на них имел определённые ограничения.

Управление " американками" отличалось существенно большей либеральностью по сравнению с фондовыми отделами

бирж, под эгидой которых они функционировали. Их появление позволило упорядочить и активизировать оборот бумаг, не котирующихся на основных фондовых площадках. Прецедент создания вечерних бирж не имел аналогов в истории страны. Они стали прообразом современных альтернативных биржевых рынков. С завершением периода НЭПа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена и рынок ценных бумаг СССР окончательно стал государственным.

В период с начала 30-х по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов, тогда как в 20-е годы было выпущено в общей сложности 24 государственных займа. Число эмиссий относительно сократилось, однако объём заимствований несравненно возрос, что было причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот

период. Объём заимствований государства в довоенное время составил около 50 млрд.руб., а в течение 1941 - 1945 гг. - более 76млрд.руб.*

После войны, параллельно с денежной реформой, была проведена конверсия займов, распространённых среди населения в период 1936 - 1946 гг., в облигации Государственного 2%-го займа 1948 г. Одновременно с этим проходило размещение новых займов. Всего, начиная с 1947 г., были выпущены облигации 11 займов на сумму

-----------------------------------------

*См. Черников Г.П. Фондовая биржа: международный опыт.

-М.: Международные отношения, 1991. -с.144.

 

 

около 26 млрд.руб. (в масштабе цен, после реформы 1961г.). Облигации госзаймов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательными. Если в 20-е годы они приносили годовой доход в 6 - 12%, то в последующем он составлял лишь 2 - 4% (для облигаций, реализуемых по номиналу). Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоёв населения. В 50-е годы, например, число держателей гособлигаций превышало 70 млн.чел.

Государство, привлекая огромные денежные ресурсы, не обеспечивало эффективности их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях, исходя из мирового и отечественного опыта, обычно

предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке

на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии

государственных бумаг на длительное время была значительно снижена. Погашение замороженных послевоенных займов началось немного ранее объявленных сроков - с 1974 г. и завершилось к концу 1991 г. В 60-е годы было осуществлено размещение лишь одного государственного 3%-го выигрышного займа, завершившего своё обращение в начале 80-х. Практика масштабных заимствований возобновилась с выпуском в 1982 г. нового 3%-го выигрышного займа. Облигации свободно продавались и покупались государством в течение всего срока обращения, а в 1990 - 1991 гг. был повышен процент выплат по ним и проиндексирован (увеличен на 40%) номинал.

В предреформенный период в СССР предпринимались многочисленные неудачные попытки эмиссии разнообразных видов государственных облигаций. В 1990 г. среди населения начал распространяться целевой беспроцентный заем, погашение которого планировалось через три года дефицитными в то время товарами длительного пользования, аналогично натуральным займам 20-х годов. Однако высокий уровень инфляции в стране вскоре привёл к прекращению его размещения.

Произошёл также выпуск государственных казначейских обязательств 1990 г., сроком на 16 лет и доходностью 5%, предназначенных для населения. Вскоре, в целях повышения их привлекательности, срок обращения пришлось снизить вдвое, а доходность повысить в том же размере. Предпринятые меры лишь ненадолго оживили реализацию этих бумаг.

В это же время, на шестнадцатилетний срок, произошла эмиссия облигаций Государственного внутреннего 5%-го займа СССР 1990 г., предназначенного для добровольного размещения среди юридических лиц и общественных организаций, с ежегодной выплатой им купонного дохода в безналичной форме. Участь бумаг немногим отличалась от предыдущих выпусков.

И, наконец, в середине 1991 г. было принято решение об эмиссии облигаций 8, 5%-го займа Российской Федерации с организацией обращения по новой безбумажной технологии. Ему также не суждено было состояться. После распада СССР, приемником союзных долгов стала Россия.

Эмиссия частных ценных бумаг, практически полностью отсутствовавшая в стране с начала 30-х по конец 80-х годов, стала возрождаться в виде появления суррогатов акций и негосударственных облигаций. В 1986 - 1987 гг. Львовское ПО Конвейер, получившее статус " государственного акционерного социалистического предприятия", первым выпустило бумаги, названные акциями, хотя они не могли в принципе изменять отношений собственности. Этому примеру, не дожидаясь появления соответствующего правового обеспечения, последовали многие другие предприятия. Мотивом служило стремление усилить стимулирование конечных результатов труда работников, пробудив у них чувство хозяина, а также желание привлечь дополнительные ресурсы для технического переоснащения производства.

В целях упорядочения этой стихийной практики, Совмин СССР в октябре 1988 г. принял постановление о выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг, которое узаконило статус т.н. " акций трудового коллектива", предназначенных для работников коллективов, и т.н. " акций предприятий и организаций" - для размещения среди юридических лиц. Практиковались также правительственные решения по переводу на акционерную форму собственности отдельных предприятий, например АО КАМАЗ, АО «Пермавиа» и др. Это стало очередным шагом на пути возрождения рынка реальных долевых ценных бумаг. Процесс становления акционерной формы собственности в общих чертах был завершен с принятием Совмином СССР в середине1990 г. известного Постановления об утверждении положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и положения о ценных бумагах. Немногим более года спустя в СССР было зарегистрировано около 1, 5 тыс. АО и ООО, суммарный уставный капитал которых в действовавшем масштабе цен превышал 25 млн.руб.

Первые АО, образованные на основе собственности государственных предприятий и будучи обществами закрытого типа, не продавали свои акции на рынке. Открытое размещение акций стало практиковаться в конце 1990 - начале 1991 гг. в торгово-посреднической сфере, особенно с появлением многочисленных акционерных организаций, именовавшихся, не вполне справедливо, товарными биржами. Их акции пользовались спросом и быстро росли в цене. Этим же путём начали формировать свои капиталы и коммерческие банки, например Менатеп, Инкомбанк, Мосбизнесбанк и др. Открытую продажу ценных бумаг на рынке стали практиковать появившиеся

 

инвестиционные компании, в частности, ВПИК, РИНАКО, НИПЕК* и др.

В конце 1991 - начале 1992 г. на фондовом рынке страны появились в обращении

акции иностранных, преимущественно американских, компаний, например Bank of America, Boeing Comp., Chrysler Corp., Hitachi, Xerox и многие другие.

С развитием рынка частных ценных бумаг в стране начал возрождаться и институт фондовой биржи. В числе первых, в ноябре 1990 г., были учреждены Московская международная фондовая биржа (ММФБ) и Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ). В следующем году образовались Ленинградская (в последствии С.Петербургская), Сибирская, Балтийская, Нижегородская, Российская (преобразована из фондового отдела РТСБ) и другие фондовые биржи. Их учредителями выступали крупные организации и предприятия различных сфер деятельности. Например, в число 24 участников ММФБ входили союзное и республиканское министерства финансов, ряд других министерств и ведомств, Российский сбербанк, Мосбизнесбанк и т.д.

Учредителями МЦФБ стали 123 участника - преимущественно крупные промышленные предприятия и организации.

В связи с дефицитом ликвидных ценных бумаг на рынке, главный предмет биржевых сделок определённое время составляли кредитные ресурсы, валюта, брокерские места и др. Основная масса сделок с акциями приходилась на внебиржевой оборот. Его участниками выступали многочисленные компании и фирмы, проводившие операции посредством телекоммуникационных сетей, при содействии образованной в это время Ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В 1992 г., для усиления регулирования деятельности фондового рынка, была

Создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ.

--------------------------------------

*Соответственно: Военно-промышленная инвестиционная компания, Российская инвестиционная акционерная компания, Народная нефтяная инвестиционно-промышленная евроазиатская корпорация.

 

В её состав вошли представители фондовых бирж, Центрального банка, Министерства финансов, Антимонопольного комитета, Российского фонда госимущества и др. Кроме того, фондовые биржи начали формировать органы своего саморегулирования, первым из которых стала Федерация фондовых бирж, призванная осуществлять информационно-консультативное обеспечение участников и координацию биржевой деятельности. Особый этап развития отечественного фондового рынка связан с появлением на нём в октябре 1992 г. государственного приватизационного чека, называвшегося в обиходе ваучером. Он бесплатно выдавался всем совершеннолетним гражданам страны и в течение установленного времени обменивался на акции приватизированных государственных предприятий. Целью эмиссии ваучера декларировалось желание государства видеть поголовно каждого гражданина страны собственником части приватизированной государственной собственности. Однако их выпуск в силу известных причин изначально имел проблематичный характер, что не позволило достичь провозглашённых целей.

Таким образом, с определённым допущением можно считать, что в начале 90-х годов XX века, после длительного перерыва, в России вновь начал функционировать рынок ценных бумаг.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.