Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №15. Рынок, его понятие и функции






РЫНОК — это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение. Признаки рынка:

1. свобода его участников, определяемая правом обладания собственностью;

2. неограниченное количество его участников, создающее конкурентную среду;

3. полная информированность его участников о состоянии рынка: о конъюнктуре рынка, о ценах на сырье и материалы, о конкурентах, о политической обстановке в стране приложения капитала и о другом;

4. мобильность ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. Мобильность означает подвижность, способность к быстрому и скорому передвижению, действию.

Функции рынка:

1. формирование конкурентной среды и воздействие на экономические интересы субъектов хозяйствования;

2. установление пропорций в общественном хозяйстве между различными его звеньями. Колебания цен вокруг стоимости неизбежно приводят к тому, что перспективные, хорошо организованные производства остаются " на плаву" и даже расширяются, а неэффективные " тонут" и исчезают с хозяйственной арены;

3. обеспечение восприимчивости экономики к техническому прогрессу;

4. эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему. В условиях рынка рабочая сила, орудия труда, сырье и энергетические ресурсы природы, научный потенциал и другие элементы производительных сил безболезненно объединяются и взаимодействуют через куплю-продажу;

5. создание условий для реализации преимуществ кооперации труда на всех уровнях и во всех сферах деятельности;

6. обеспечение реализации экономических интересов субъектов хозяйствования и стимулирование эффективности их экономической деятельности;

7. ценообразование и оценка результатов деятельности огромного количества производителей стоимостью произведенных ими товаров.

Рыночные структуры классифицируют по следующим основным признакам:

/. по экономическому назначению рыночных объектов.

По этому признаку выделяют рынки: потребительских товаров и услуг; факторов производства; финансовые; интеллектуального продукта;

2. по территориальному (пространственному) положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок внутри страны; национальный рынок; региональный рынок по группе стран; мировой рынок:

3. по механизму функционирования: свободный рынок; государственно-регулируемый рынок; монополизированный рынок.

4. по степени насыщенности: равновесный рынок; де­фицитный рынок; избыточный рынок;

5. по степени зрелости: рынки с развитой инфраструк­турой; рынки с формирующейся инфраструктурой;

6. по правовому статусу: официальный (легальный) ры­нок; теневой (нелегальный) рынок.

16) В качестве образца в экономической теории рассматри­вают несколько моделей рыночной экономики: американ­скую, японскую, шведскую, немецкую, китайскую.

Американская модель построена на всемерной поддерж­ке предпринимательской инициативы граждан. ори­ентирована на достижение личного успеха теми, кто бо­лее образован, энергичен, предприимчив. велика экономиче поляризация общества, наблюда­ется большое различие в уровне доходов. Здесь не ставится задача обеспечения социального равенства.Роль государства в американской модели минимальна. Она сводится в основном к перераспределению части до­ходов в пользу малоимущих и незанятых, формированию правовой базы, регулирующей бизнес, и определению стра­тегии в области образования.

Японская модель, в отличие от американской, предпо­лагает высокую степень вмешательства государства в регу­лирование экономики. Однако при этом активно поддер­живается и стимулируется частный сектор. В экономике приоритет отдается развитию малого и среднего бизнеса.

Традиции и обычаи в японской экономической модели играют существенную роль. Интересы нации приоритетны по отношению к личным интересам. Управление произ­водством базируется на трех постулатах: пожизненный наем работников, зависимость карьеры и заработной платы от срока работы на предприятии и возраста, создание проф­союзов непосредственно на предприятии, а не по отрас­левому принципу.

Шведская модель рыночной экономики характеризует­ся значительным вмешательством государства в регулиро­вание экономики и активной социальной политикой. Вы­сокие налоги позволяют государству сосредотачивать в сво­их руках значительные средства и направлять их на реше­ние социальных задач.

Немецкую модель рыночной экономики отличает силь­ное влияние государства на экономику при значительном удельном весе государственной собственности, планиро­вание основных макроэкономических показателей, значи­тельная роль государства в решении социальных задач.

В немецкой модели сильны позиции частного предпри­нимательства. Немецкая пунктуальность обусловливает формирование законодательства, направленного на стро­гое соблюдение договорных обязательств субъектами хо­зяйствования, защиту конкуренции и окружающей среды. Центральный банк независим от законодательной и ис­полнительной власти.

Китайская модель экономического устройства характе­ризует не столько уже сложившуюся модель рыночной экономики, сколько модель переходной экономики. Для китайской модели характерна значительная доля государ­ственного сектора в экономике (свыше 50%). Основной формой собственности на важнейшие средства производ­ства является общественная. Низкая стоимость рабочей силы и китайское трудолю­бие

 

Вопрос №17. Практика показала, что рынок не способен решить всех проблем общества, особенно в периоды резких цик­лических колебаний в экономике. Госрегу­лирование эконом процессов способно уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризиса, способствовать ее стабилизации и подъему.

Осн экономич ф-ции г-ва:

1. обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы.

Сущность этой функции заключается в том, что госу­дарство берет на себя задачу формирования правовой базы и правил, регулирующих экономическую деятельность субъектов хозяйствования, а также контроль за их испол­нением;

2. защита конкуренции. В целях защиты интересов потре­бителя и общества в целом государство проводит меро­приятия по защите конкуренции и, в первую очередь, разрабатывает правила поведения монополий и борьбы с ними;

3. перераспределение доходов и богатства. В рыночной экономике государство берет на себя функцию защиты малоимущих граждан через налоговое перераспределение доходов и принятие программ социальной защиты;

4. перераспределение ресурсов. В качестве инструментов такого перераспределения могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирова­ние, правовые нормы и др.;

5. стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем за­нятости и инфляции, порождаемых колебаниями эконо­мической конъюнктуры, а также стимулирование эконо­мического роста.

Для решения вышеперечисленных задач у государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важ­нейшим из них относятся: фискальная и денежная поли-

тика; социальная политика и политика регулирования до­ходов; внешнеэкономическая политика.

К фискальной политике относят, прежде всего, деятель­ность государства по распоряжению бюджетными средст­вами. Манипулируя средствами бюджета, государство мо­жет воздействовать на безработицу и инфляцию, стимули­ровать деловую активность. Не менее важным инструмен­том воздействия государства на экономику является де­нежная политика. Регулируя денежную массу в обращении, государство может влиять на уровень инфляции, цены, инвестиционные процессы, уровень потребления населе­нием благ, объем производства и темпы экономического рост

Социальная политика проводится государством в тес­ной взаимосвязи с перераспределением доходов, т.е. эту функцию государство выполняет через налоговую систему и различные социальные программы по защите малоиму­щих граждан.

В числе важных инструментов экономической полити­ки государства — регулирование внешнеэкономической дея­тельности. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и ва­лютные интервенции, квотирование, лицензирование, та­моженные пошлины, субсидии, налоги и др.

 

18) Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

· развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

· радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;

· стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;

· рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

· развитие импортозамещающих производств;

· устойчивое развитие регионов;

· строительство качественного и доступного жилья;

· повышение эффективности агропромышленного комплекса.

 

 

Вопрос №19 Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса Спрос является определяющим элементом рынка, ибо в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Однако следует заметить, что потребности людей - это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар. СПРОС - это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые обеспечены денежными средствами и могут быть реально удовлетворены. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Обратную связь между ценой и величиной спроса экономисты назвали ЗАКОНОМ СПРОСА

.Кроме цены на величину спроса влияют и неценовые факторы, важнейшими из которых являются:

а) доходы потребителей;

б) предпочтения (вкусы) потребителей;

в) цены на сопряженные (взаимозаменяемые или взаимодополняемые) товары.

г) число покупателей;

д) ожидания. Они, как правило, связаны с ориентацией людей на повышение цен и доходов в будущем.

 

Вопрос №20. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - это показатель степени чувствительности (реакции) покупателей (потребителей) на изменения цены и дохода. Поэтому в экономической теории рассматривают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

21)Предложение и факторы, его определяющие. Закон предложения Под ПРЕДЛОЖЕНИЕМ следует понимать совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период времени.В отличие от спроса, связь между ценой и объемом предлагаемых благ здесь прямая, т.е. чем выше цена, тем большее количество товаров готов предложить производитель и наоборот.. Прямая связь между ценой и предложением называется ЗАКОНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

К основным неценовым факторам предложении относятся:

а) издержки производства, которые, прежде всего, определяются ценами на ресурсы и научно-техническим прогрессом, обеспечивающим снижение затрат на единицу продукции;

б) технология. Совершенствование технологии означает рост производительности труда. Это значит, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются, и, согласно действию предыдущего фактора, предложение будут расти;

в) цены на другие товары. Изменение цен на другие товары может побудить производителя увеличивать или уменьшать, предложение данного товара;

г) число товаропроизводителей. По мере вступления в отрасль новых фирм предложение будет расти; по мере выхода фирм из отрасли предложение будет сокращаться;

д) налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогом увеличивает издержки производства и сокращает предложение;

е) ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем могут ограничить предложение его в настоящее время.

 

 

Вопрос №21. Концепция ценовой эластичности применима не только к спросу, но и к предложению. Если производители реагируют на изменение цен, значит предложение эластично и наоборот. Степень чувствительности производителей на изменения цен или т.н. коэффициент эластичности предложения определяется по методике, аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса

При изучении эластичности предложения по цене отдельно анализируют перекрестную эластичность предложения по цене, которая показывает, как изменится предложение одного товара (Л) при изменении цены другого товара (У).

23)рыночное равновесие. Покупатель, имея определенную сумму денег, идет на рынок с целью купить товар по наиболее низкой цене. Предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар, называется ЦЕНОЙ СПРОСА. Чем ниже эта цена, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег.Продавец (производитель) идет на рынок с целью продать товар по максимально высокой цене. Предельно низкая цена, но которой продавец еще готов продать свой товар покупателю, называется ЦЕНОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Она не может опуститься ниже внутренних издержек производства, ибо производство товаров теряет ВСЯКИЙ смысл, производитель не получит прибыли.Таким образом, на рынке идет конкурентная борьба между Продавцом и покупателем за более выгодную для каждою из них цену. В результате этой борьбы устанавливается отраслевое рыночное равновесие, соответствующее равенству спроса и предложения, равновесному объему Производства и равновесной цене. Схематично это представлено на рис. 5.5.

Уравновешивание спроса и предложения в точке Е определяет установление в ней цены равновесия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.