Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ рынка. Понятие и оценка интенсивности конкуренции






Для оценки рыночной деятельности и разработки рыночной политики требуется изучение рыночного окружения организации: рынка, на котором работает организация, обслуживаемых сегментов ранка, клиентов, конкурентного рыночного потенциала субъектов рынка и поставщиков.

Анализ рынка предусматривает определение продуктовых, географических границ рынка, субъектов рынка (покупателей, продавцов), оценку емкости рынка, расчет доли хозяйствующих субъектов на рынке, оценку количественных и качественных показателей структуры рынка и анализ рыночного потенциала субъектов рынка.

Продуктовые границы рынка устанавливаются на основе оценки взаимозаменяемости продукции.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели конкретной группы имеют экономическую возможность приобрести конкретную продукцию и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Структуру рынка характеризуют следующие количественные показатели: число субъектов рынка, рыночная доля, показатели рыночной концентрации.

В процессе оценки концентрации рынка необходимо дать характеристику интенсивности конкуренции на рынке и тем формам, которые она принимает.

Основными показателями интенсивности конкуренции и концентрации, используемыми в теории и на практике, являются следующие:

1. Коэффициент концентрации (CR):

Si - доля продаж i-го продавца в объеме реализации рынка, %;

K - число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчета коэффициента.

2. Коэффициент Херфиндаля - Хе ршмана (HHI)

где Si - доля продаж i-й организации в общем объеме реализации;

n - число хозяйствующих субъектов на рынке.

Если индекс больше 0, 18, речь идет о низкой интенсивности конкуренции и высоком монополизме и требует вмешательства государства.

 

3. Коэффициент Линда (L):

где k - число крупных поставщиков (не менее двух);

Qi - отношение средней доли рынка i-го поставщика к доле крупных по­ставщиков;

i - число ведущих поставщиков среди крупных поставщиков.

4. Коэффициент относительной концентрации (K):

где β - доля числа крупнейших организаций рынка в общей численности организаций, %;

α - доля продаж данных организаций в общем объеме реализуемой продукции, %.

5. Для оценки уровня интенсивности конкуренции на рынке в статике:

,

где - коэффициент интенсивности конкуренции на рынке в статике;

Di - доля рынка, занимаемая каждым из предприятий;

n - количество предприятий-конкурентов.

Для определения уровня динамичности конкуренции:

,

где - коэффициент динамичности конкуренции на рынке;

Din, Dik - доля рынка, занимаемая каждым из предприятий соответственно в исследуемом и предшествующем периодах.

 

6. Обобщающий показатель интенсивности конкуренции:

где Up – показатель интенсивности конкуренции по рентабельности рынка;

Ud – показатель интенсивности конкуренции по долям рынка в статике;

Ut – показатель интенсивности конкуренции по темпам роста объемов продаж.

Up= 1-Rp; Rp = П / Vp

Где Rp- рентабельность рынка в коэффициенте;

П – прибыль рынка;

Vp – объем рынка.

Ut = (140 – Tp) / 70,

Где 140 и 70 – предельные значения годовых темпов роста объемов продаж;

Tp – годовой темп роста объема продаж на рассматриваемом рынке без учета инфляции, %.

К качественным показателям, оценивающим структуру рынка, относятся наличие барьеров на входе на рынок для потенциальных конкурентов (могут быть экономические, административные ограничения и стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов), степень их преодолимости, открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Для оценки привлекательности рынка и его сегментов используют такие показатели, как емкость рынка (сегмента), динамика емкости; конъюнктура рынка; интенсивность конкуренции; прибыльность рынка; срок окупаемости вложений в производственные мощности и уровень технического развития субъектов хозяйствования, действующих на рынке.

3.Оценка внешней маркетинговой микросреды организации: анализ покупателей, конкурентов, поставщиков и рыночного потенциала крупнейших рыночных субъектов

 

Анализ покупателей предусматривает расчет и оценку таких показателей, как: удовлетворенность покупателей продукцией; сохранность клиентской базы, средней выручки и прибыли в расчете на одного покупателя, рентабельности продаж; темпов роста продаж и среднего срока погашения дебиторской задолженности покупателями.

Анализ конкурентов: оценка сильных и слабых сторон, адаптация опыта конкурентов и использование в деятельности организации. Показателями для анализа конкурентов могут служить как рыночные (маркетинговые), так и производственные и финансовые.

Анализ рыночного потенциала крупнейших рыночных субъектов производится по следующим признакам: рыночная доля; вертикальная интеграция с поставщиками и потребителями продукции; наличие сговора с крупнейшими продавцами; использование ценовой дискриминации и высокого уровня цен; наличие преимуществ в технологии и проч.

Для оценки поставщиков возможно использование таких индикаторов как удельный вес в общем объеме поставок; цена, система скидок, условия оплаты, возможность коммерческого кредита; номенклатура продукции, срочность поставок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.