Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в сферах бытия.






Пути, уготованные человеку, его место в

мире, сферы и судьбы его бытия – эти тайны жизни человека всегда зани-

мали умы мудрецов, прорицателей и самих смертных, оказавшихся в этом

мире. К тому, что говорилось о человеке в мифах, в религиозных, оккульти-

стских, научных и философских учениях, добавлялись гадания прорицате-

лей, парапсихологов, хиромантов, как и гадания на гороскопах, картах и др.

Фантастика описывает жизнь и подвиги людей в космических, временных,

параллельных и виртуальных сферах бытия. В соответствии с разными ду-

ховными канонами, человеку предначертаны свыше вечная загробная не-

бесная жизнь или бесконечные реинкарнации для земной жизни. На что

же возможно реально рассчитывать человеку в его жизни, не впадая в са-

мообман? Каковы сферы бытия человека в этом мире? Каким достойным

смыслом человек может преисполнить своё бытие?

Наша планета и её обитатель, человек - затеряны малой песчинкой в бес-

конечном космосе как реальной форме бытия. Для человека его бытие – это

его жизнь от рождения до смерти. Бытие человека, как настаивает философ-

экзистенциалист М. Хайдеггер, временно в этом мире, это бытие от рожде-

ния к смерти. Ему вторит философ-экзистенциалист Ж.-П Сартр, доказывая,

что до рождения человека бытия не было, поскольку было “ничто”, и что

после смерти человека бытия не будет, поскольку будет также “ничто”.

Пессимисты думают: летай иль ползай – конец известен, все в землю лягут,

всё прахом будет. Человечество – преходящая плесень на поверхности зате-

рянной планеты, обреченной на гибель космического остывания.

Однако философии, духовной культуре в целом всегда был свойствен

оптимизм. Для философов Человек и Бытие – многопланово соприсутст-

вующие объекты мира. И это потому, что человек – кардинально значимое

звено всех сфер бытия. Бытие чревато человеком, мироздание потенциаль-

но антропно. Антропно не в виде конкретной цели, но в виде космически

редких реальных возможностей появления в галактиках и Вселенных раз-

ных состояний жизни, видов разумных существ, их различных коммуника-

тивных сообществ. Антропность бытия связана с потенциально антропной

сущностью материи, субстанции, субстрата мира. Человек погружён в

сферу природного бытия. Общество, человечество обручены со своими

сферами социального и исторического бытия. Индивид плывет, купается,

барахтается в потоке своего личного бытия. В философии, религии, искусст-

ве для человека и человечества открывались высокие смыслы для сфер их

геокосмического, природного, социального, исторического и личного бытия.

Категория бытия у философов наполняется особенным набором онто-

логических смыслов. Категорией бытия обозначают разные субстратные и

особенно процессуальные, длящиеся виды реалий, независимые или связан-

ные с потенциальным, реальным или возможным соприсутствием человека,

общества людей, человеческой жизни. Это Вселенная и природа Земли, ха-

ос и гармония, неживое и жизнь, материя и дух, движение и эволюция,

свойства и качества вещей, реальное и возможное, силовое и смысловое, ма-

териальное производство и социокультурная среда, внешняя материальная и

внутренняя духовная жизнь индивида, рождение, жизнь и смерть как поток

реалий или как факторы жизни людей.

В трактовках сущности бытия версии философов, как известно, разде-

лились на материалистические, идеалистические, дуалистические; на есте-

ственные и сверхъестественные. У материалистов сущность бытия – это ес-

тество, натура, материя, субстанция, субстрат мира, сущность этого мира.

Материя – это объективная, естественная реальность. Однако в эзотериче-

ском философском мировоззрении встречается форма сверхъестественного

материализма, где субстратом мира признаются энергия и материя, вещество

и где материя подразделяется на физическую, грубую и тонкую (эфирную,

ментальную, астральную), которая соответствует духовному. Мировой

дух, бог, космические иерархии – носители высших энергий, тонких мате-

рий, стратегий и проектов мира. У идеалистов сущность бытия обычно ас-

социируется с противоположным духовным, идеальным, смысловым планом

мира, который полагается главным в отношении материального плана бы-

тия, материальной природы. Духовный план мира наполняет смыслом кос-

мическое и земное бытие человечества и отдельных людей. Мировой дух,

Бог, абсолют – средоточие особого, сверхъестественного смысла мира и

бытия человека. Довольно распространённой оказалась философия дуализма,

где сущность бытия рассматривается двойственной, в качестве равнознач-

ного единства двух субстанций мира – материальной природы и мирового,

божественного духа, либо в виде единой субстанции мира как единства

материального и духовного её начал. В первой версии дуализма духовной

субстанции обычно приписывается сверхъестественный, божественный

смысл, тогда как во второй версии дуализма субстанция более естествен-

на, хотя и здесь ей порою приписывается некоторый сверхъестественный,

божественный смысл (у Б. Спинозы, у П. Тейяра де Шардена).

Вопрос о сущности человека в философии оказывается связанным с

вопросом о сущности бытия. Сущность человека обычно трактуется посред-

ством выяснения сфер бытия человека, которые своей сущностью определя-

ют те или иные планы существования человека. Таким образом, выявляется,

что сущность человека геокосмическая, биологическая (биосферно-родовая),

социальная (цивилизованная, культурная, историческая). При этом филосо-

фы по-разному трактовали сущность человека, делая акцент то на одних, то

на других её планах. Так, философы - сторонники теологических, оккульт-

ных, эзотерических взглядов - трактуют сущность человека как мистико-

космическую. Напротив, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд видели в чело-

веке прежде всего его биологическую сущность. Л. Фейербах полагал че-

ловека и биологическим, и культурным существом. По Фейербаху, разум

человека – это наука, его чувства – это искусство, его сердце – это религия.

К. Маркс трактовал сущность человека как родовую, цивилизованную

(экономическую, классовую, политическую, идеологическую), историче-

скую.

Думается, человеческой сущности свойственны все эти планы вместе

в их естественно-научной трактовке. Человек - существо геокосмическое,

биологическое, социальное (цивилизованное, культурное, историческое).

Соответственно этому можно сказать, что человек погружен в сферы гео-

космического, биологического (биосферно-родового), социального (цивили-

зованного, культурного, исторического) бытия, которые своей сущностью

налагают печать на общую сущность человека, на смыслы его бытия.

Материальное само по себе – это вид реальности, не окрашенный смыслом духовного. Духовное – это вид реальности, несущий в себе смысл и сообщающий смысл всему окружающему. Человек как существо одухотворенное проецирует на окружающий мир смыслы своей жизни, выделяя в

мире осмысленные сферы своего бытия и наделяя их ценностью. Бытие –

часто осмысленные человеком сферы реальности. Смысл – субъективное

содержание сознания, духовности человека, которое наполняется и объек-

тивным содержанием в целях обеспечения биологического выживания и со-

циального прогресса в мире людей.

Исходным, базовым в образовании систем, структур, отношений соци-

ального является смысл, порожденный сознанием и существующий в сфере

личного бытия людей. Смысл по своим модальностям бывает чувственно-

эмоциональным, рациональным (идейно-понятийным), операционно-

волевым (практическим, поведенческим) и смешанным. Смысл опредмечи-

вается вовне, обретает знаковые носители и существует в обществе в виде

разнообразных семиотических (знаково-смысловых), языковых систем.

Смысл обращается в обществе, циркулируя в виде звеньев таких семиотиче-

ских систем. Смысл в обществе выступает в роли средства организации

людей в различные коммуникативные деятельностные системы с коллек-

тивной рефлексией: семьи, производственно-хозяйственные организации,

этнические общности, классы, слои, группы, государственно-властные,

идеологические, культурные структуры с их ценностными нормами, функ-

циями, языками, целями, стратегиями деятельности, которые все вместе и

составляют метауровень коллективной рефлексии этих систем.

Исходной базой в формировании системы сфер бытия человека ока-

зывается област его личного бытия. Личное бытие человека погружено в

космическое, земное, биологическое и социальное бытие, современное и ис-

торическое. Личное бытие – это поток жизни, в котором слиты внешний,

материальный и внутренний, духовный его планы. Оба плана личного бы-

тия одинаково самоценны, поскольку материальный план обеспечивает са-

му жизнь человека, тогда как духовный план придает ей смысл. У человека

в стоянии комы утрачен смысл жизни, это – живой труп. Материальный и

духовный планы личного бытия равноценны в самой его сущности. В то же

время в смысловом наполнении жизни для одних людей важнее их мате-

риальная жизнь. Их называют прагматиками, материалистами. Для других

важнее их духовная жизнь, духовные ценности. Их называют интеллиген-

тами, идеалистами, донкихотами, мечтателями, романтиками, фантазерами,

людьми не от мира сего. У третьих гармонически сочетаются и материаль-

ный, и духовный планы потока жизни.

Жизнь человека наполнена не только счастливо-радостной чувст-

венностью: она обильно насыщена трагическими явлениями и событиями,

негативно-страдательными переживаниями. Утраты, неудачи, неприятно-

сти, драмы, трагедии, болезни, боли, страхи, печали, отчаяние, смерть –

обычные спутники жизни человека. Фоном счастья является негативная

чувственность, вне контраста с которой одни позитивные переживания ста-

новятся пресыщенной обыденностью. С феноменом страдания связан ряд

высоких чувств человека, таких, как грусть, печаль, сердечная боль, состра-

дание, милосердие, жертвенность, сочувствие, человечность. Без культуры

тёмных чувств, негативных эмоций, душа бывает бедной, бесчувственной,

сухой.

Что человек в своем бытии всю жизнь находится в обществе страдания и трагизма - это было своеобразно осознано и выражено еще в буддизме, а затем в экзистенциализме. Это во многом определяет установки, цели, приобретения и потери, судьбу и личный смысл жизни человека. Это могут быть чувства эгоизма, лени, иждивенчества, достоинства, порядочности, любви, семейного, личного счастья, честолюбия, властолюбия, любви к

творчеству, материнства, жертвенности, чревоугодия, состояния хмеля,

наркотического угара, любви к искусству и многие другие.

Человек переживает счастье и драму жизни, прекрасный и трагический

ее смысл, но для человека крайне важно, чтобы в ценностных красках бытия

доминировали солнечные краски счастья, а не тёмные тона беспросветного

трагизма. Человек переживает веру или неверие в доброе и счастливое

предназначение его жизни, веру в то, что он рождён для счастья, а не для

трагедии жизни. И человек решает, стоит ли ему жить в этом мире, прини-

мать ли свою судьбу, дарованную жизнью, или отвергнуть её как несостоя-

тельную и непереносимую по ценностному смыслу.

Особо важным смыслом бытия человека оказывается переживание им

приобщённости к сфере или одинокой отстраненности от сферы коллектив-

ной, семейной, родовой жизни. Это переживание любви, родственных

чувств, семейной атмосферы взаимной заботы, поддержки, сопереживания,

доброты, милосердия или переживание одиночества, неполноценности бы-

тия в отстраненности от родовой жизни людей. Любовь возвышает чело-

века, пробуждая целую гамму лучших чувств. Любовь связана с выделением

любимого человека и превращением его в избранный уникум. Любовь тя-

готеет к слиянию обособленных неполноценных потоков родового бытия в

слитый полносмысловой поток жизни и судьбы любящих. Любовь – фено-

мен цивилизационный и культурный. Жизнь без любви является уделом

бескультурного кретинизма как редкого исключения.

Всегда существует опасность импульсивного захвата и отравления ду-

ши темными демонами бессознательного: ненавистью, злобой, непомерной

ревностью, завистью, мстительностью, тревогой, страхом, унынием и дру-

гими. Средства от них суть – высокое нравственное самосознание, совесть,

порядочность, самообладание, самокритичность, великодушие, снисходи-

тельность и терпимость в отношениях к другим людям. И следует верить в

добрую разумность жизни, своих защитных механизмов физического и ду-

ховного здоровья. Лучшее намерение - быть оптимистом в отношении пер-

спектив своей жизни и верить в свою волю, таланты, трудолюбие и не бо-

яться больших трудов во имя достойных целей. В жизни есть превеликое

множество всего того, что может сделать человека счастливым и напол-

нить достойным смыслом его бытие.__






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.