Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские аспекты проблемы сознания.






Материалистическая тради-

ция в философии полагает, что сознание – это философская категория, опре-

деляющая высшую форму отражения действительности, способ отношения

человека к миру и самому себе, опосредованный общественно-исторической

деятельностью людей. Согласно данному определению сознание это фило-

софская категория, определяющая высшую форму отражения объективной

действительности.

Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в вос-

производстве признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Нежи-

вая материя обладает свойствами механического, физического и химического

отражения. Живая материя, плюс к указанным, обладает свойством раздра-

жимости. Высшие животные – инстинктами. И только человеку на земле

присуща объектность и осмысленное отражение окружающего его мира, опо-

средованные всеобщей общественно-исторической деятельностью, культу-

рой, наукой и т.д.

Сознание, адекватно отражает действительность, реализуется в практи-

ческой и теоретической деятельности человека. Эта реализация предполагает

определение и формулирование цели или идеи. Идея – это не только знание

того, что есть, но и прогнозирование того, что должно быть. Это понятие,

ориентированное на практическую реализацию. Человеческая мысль способ-

на не только отражать существующее, но и отрываться от него. Бесконечно

многообразный объективный мир всеми своими красками и формами отра-

жаясь в сознании человека, образует менее сложный многообразный, измен-

чивый мир сознания. В этом причудливом царстве духа движется, изменяется

и творит человеческая мысль, формируются верные и иллюзорные представ-

ления. Мышление движется по готовым, созданным предшественниками ка-

ждого поколения людей шаблонам и прокладывает новые пути, ломая уста-

ревшие нормы. Оно обладает чудесной способностью новаторства, творчест-

ва.

Сознание – это свойство не всей материи, а лишь высокоорганизован-

ной: человеческого мозга. Сознание не только и не столько результат биоло-

гического развития материи, сколько продукт общественно-исторической

практики, оно имеет социальный характер. Материя и сознание находятся в

диалектическом единстве и взаимосвязи: материя и материальные условия

(общественное бытие) порождают и определяют сознание, сознание же, по-

лучая в своем развитии относительную самостоятельность, активно, через

материальную деятельность людей в свою очередь воздействует на материю

(в том числе на общественное бытие), становится силой, преобразующей ее.

Источником сознания человека являются его общественные отношения

и связи, а их основой выступает труд. Человек в отличие от животных явля-

ется общественным существом, его сознание формируется по мере развития

всего общества и по своей сущности оно социально. Конечно, чтобы стать

обладателем сознания, человеческий индивид должен родиться с человече-

ским мозгом, но наличие мозга создает лишь возможность возникновения

нового свойства. Сознание должно сформироваться под воздействием соци-

альной среды: известно около 1500 случаев “воспитания___________” детей животными,

и хотя эти дети имели человеческие генотип и головной мозг, но сознанием

не обладали. Человек становится человеком через связи и отношения с дру-

гими людьми – обществом, и, прежде всего, через трудовые отношения.

Кто же мыслит: человеческий мозг или человек с помощью мозга? В из-

вестном романе А. Беляева “Голова профессора Доуэля” приводится версия:

мыслит человеческий мозг. Он может мыслить даже без человека. С такой

позицией трудно согласиться. Процесс мышления начинается с ощущений

человека. Сигналы от них поступают в спинной мозг человека и через него в

головной мозг.

Таким образом, современная наука дает возможность сделать следую-

щие выводы:

а) возникнув как результат развития материи, сознание не может суще-

ствовать и не существует помимо высокоорганизованной материи, свойством

которого оно является. Русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов уста-

новили, что всякая психическая деятельность в своей основе имеет матери-

альные – физиологические процессы, протекающие в человеческом мозге.

Установлено, что нарушение мыслительной деятельности человека вызыва-

ется заболеванием или травмами мозга.

б) мысль не тождественна предметам, которые она отражает. Мысль по

своей природе идеальна, а предметы материальны. Мысль, идеальное – это

продукт деятельности мозга, система знаний, но они определяются предме-

тами и явлениями материального мира. Идеальное, есть не что иное, как ма-

териальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Следовательно, идеальный образ объективен по содержанию и субъективен

по форме, ибо складывается в голове субъекта, отражающего и материально

изменяющего мир в процессе практической деятельности (субъективный об-

раз объективного мира). Субъективное в сознании исходит от субъекта, зави-

сит от его особенностей, объективное принадлежит объекту материи. Таким

образом, в сознании взаимодействуют две стороны – субъективная и объек-

тивная.

В сознании отражаются не только предметы внешнего мира, но и собст-

венное “Я” познающего субъекта. Познающий субъект отделяет себя от ос-

тального мира и на этой основе возникает самосознание. Самосознание – это

осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения,

интересов, своего положения в обществе, то есть осознание себя как лично-

сти. (Самосознание порождает такие морально-этические связи, как чувство

совести, собственного достоинства, долга перед людьми и др.).

Следует иметь в виду, что в сознании нет абсолютно точного и полного,

вполне адекватного отражения действительности, поскольку в нем всегда

присутствует элемент, привносимый человеком, - элемент субъективности

(преувеличение, преуменьшение, переоценка, недооценка, достройка объек-

тивного содержания познаваемого объекта).

Итак, природа сознания – в отражении действительности, в единстве

объективного и субъективного. Сознание присуще человеку как функция его

мозга, заключающаяся в целеноправленном, активном отражении объектив-

ного мира, которое является результатом длительного биологического и со-

циального развития человека.

в) различие между материей и сознанием не абсолютно, абсолютная

противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в пределах ос-

новного вопроса философии, при выяснении вопроса: что первично, что вто-

рично? За этими пределами их противопоставлении становится относитель-

ным, ибо сознание есть свойство высокоорганизованной материи, продукт ее

развития. В реальной же человеческой деятельности цель действия как образ

будущей действительности предваряет саму деятельность, и сознание оказы-

вается первичным по отношению к будущей реальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.