Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философские аспекты проблемы сознания.
Материалистическая тради- ция в философии полагает, что сознание – это философская категория, опре- деляющая высшую форму отражения действительности, способ отношения человека к миру и самому себе, опосредованный общественно-исторической деятельностью людей. Согласно данному определению сознание это фило- софская категория, определяющая высшую форму отражения объективной действительности. Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в вос- производстве признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Нежи- вая материя обладает свойствами механического, физического и химического отражения. Живая материя, плюс к указанным, обладает свойством раздра- жимости. Высшие животные – инстинктами. И только человеку на земле присуща объектность и осмысленное отражение окружающего его мира, опо- средованные всеобщей общественно-исторической деятельностью, культу- рой, наукой и т.д. Сознание, адекватно отражает действительность, реализуется в практи- ческой и теоретической деятельности человека. Эта реализация предполагает определение и формулирование цели или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и прогнозирование того, что должно быть. Это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Человеческая мысль способ- на не только отражать существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами отра- жаясь в сознании человека, образует менее сложный многообразный, измен- чивый мир сознания. В этом причудливом царстве духа движется, изменяется и творит человеческая мысль, формируются верные и иллюзорные представ- ления. Мышление движется по готовым, созданным предшественниками ка- ждого поколения людей шаблонам и прокладывает новые пути, ломая уста- ревшие нормы. Оно обладает чудесной способностью новаторства, творчест- ва. Сознание – это свойство не всей материи, а лишь высокоорганизован- ной: человеческого мозга. Сознание не только и не столько результат биоло- гического развития материи, сколько продукт общественно-исторической практики, оно имеет социальный характер. Материя и сознание находятся в диалектическом единстве и взаимосвязи: материя и материальные условия (общественное бытие) порождают и определяют сознание, сознание же, по- лучая в своем развитии относительную самостоятельность, активно, через материальную деятельность людей в свою очередь воздействует на материю (в том числе на общественное бытие), становится силой, преобразующей ее. Источником сознания человека являются его общественные отношения и связи, а их основой выступает труд. Человек в отличие от животных явля- ется общественным существом, его сознание формируется по мере развития всего общества и по своей сущности оно социально. Конечно, чтобы стать обладателем сознания, человеческий индивид должен родиться с человече- ским мозгом, но наличие мозга создает лишь возможность возникновения нового свойства. Сознание должно сформироваться под воздействием соци- альной среды: известно около 1500 случаев “воспитания___________” детей животными, и хотя эти дети имели человеческие генотип и головной мозг, но сознанием не обладали. Человек становится человеком через связи и отношения с дру- гими людьми – обществом, и, прежде всего, через трудовые отношения. Кто же мыслит: человеческий мозг или человек с помощью мозга? В из- вестном романе А. Беляева “Голова профессора Доуэля” приводится версия: мыслит человеческий мозг. Он может мыслить даже без человека. С такой позицией трудно согласиться. Процесс мышления начинается с ощущений человека. Сигналы от них поступают в спинной мозг человека и через него в головной мозг. Таким образом, современная наука дает возможность сделать следую- щие выводы: а) возникнув как результат развития материи, сознание не может суще- ствовать и не существует помимо высокоорганизованной материи, свойством которого оно является. Русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов уста- новили, что всякая психическая деятельность в своей основе имеет матери- альные – физиологические процессы, протекающие в человеческом мозге. Установлено, что нарушение мыслительной деятельности человека вызыва- ется заболеванием или травмами мозга. б) мысль не тождественна предметам, которые она отражает. Мысль по своей природе идеальна, а предметы материальны. Мысль, идеальное – это продукт деятельности мозга, система знаний, но они определяются предме- тами и явлениями материального мира. Идеальное, есть не что иное, как ма- териальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Следовательно, идеальный образ объективен по содержанию и субъективен по форме, ибо складывается в голове субъекта, отражающего и материально изменяющего мир в процессе практической деятельности (субъективный об- раз объективного мира). Субъективное в сознании исходит от субъекта, зави- сит от его особенностей, объективное принадлежит объекту материи. Таким образом, в сознании взаимодействуют две стороны – субъективная и объек- тивная. В сознании отражаются не только предметы внешнего мира, но и собст- венное “Я” познающего субъекта. Познающий субъект отделяет себя от ос- тального мира и на этой основе возникает самосознание. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе, то есть осознание себя как лично- сти. (Самосознание порождает такие морально-этические связи, как чувство совести, собственного достоинства, долга перед людьми и др.). Следует иметь в виду, что в сознании нет абсолютно точного и полного, вполне адекватного отражения действительности, поскольку в нем всегда присутствует элемент, привносимый человеком, - элемент субъективности (преувеличение, преуменьшение, переоценка, недооценка, достройка объек- тивного содержания познаваемого объекта). Итак, природа сознания – в отражении действительности, в единстве объективного и субъективного. Сознание присуще человеку как функция его мозга, заключающаяся в целеноправленном, активном отражении объектив- ного мира, которое является результатом длительного биологического и со- циального развития человека. в) различие между материей и сознанием не абсолютно, абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в пределах ос- новного вопроса философии, при выяснении вопроса: что первично, что вто- рично? За этими пределами их противопоставлении становится относитель- ным, ибо сознание есть свойство высокоорганизованной материи, продукт ее развития. В реальной же человеческой деятельности цель действия как образ будущей действительности предваряет саму деятельность, и сознание оказы- вается первичным по отношению к будущей реальности.
|