Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социализация индивида в онтогенезе человека
– это процесс, начинаю- щийся в младенчестве и не прекращающийся в течение всей жизни. Протека- ет этот процесс как последовательное освоение индивидом основных элемен- тов социальной системы. Процесс освоения социальности начинается с овладения, во первых, сво- им собственным телом, когда шаг за шагом вырабатываются человеческие поза и осанка, походка и действия руками и пальцами, мимика и жестикуля- ция. Овладение телом может продолжаться всю жизнь в виде занятий физ- культурой и спортом, закаливанием и оздоровительными комплексами, на- конец специальными методами аутотренинга, самовнушения и медитации. Следующей, второй ступенью социализации индивида становится освое- ние вещей. Начинается этот процесс с манипулирования предметами обихода – игрушками, одеждой, посудой, мебелью; продолжается научением пользо- ваться инструментами – иглой и молотком, станком и машиной, на производ- стве и в быту, и далее развивается как овладение многообразными природ- ными и социальными объектами в качестве предметов труда с превращением их в предметы потребления. Генетически третьей ступенью социализации индивида становится ов- ладение знаками как заместителями, репрезентантами вещей. Причём необ- ходимо подчеркнуть, что освоение знаков обусловлено предметной деятель- ностью, которая не просто предшествует знаковой деятельности по опреде- лению, но только и исключительно может формировать смысловые контек- сты знаковых систем. Освоение знаков происходит в форме овладения язы- ком, разговорной речью, и на этой основе впоследствии будут надстроены другие языки: письменность, формулы и чертежи, разнообразная символика, искусственные и иностранные языки. Наконец, в-четвёртых, социализация индивида развёртывается как ос- воение им общественных институтов, в которых уже сам человек выполняет знаковые функции, играет ту или иную социальную роль. Вообще любая об- щественная организационная форма – институт, учреждение – может быть определена как относительно замкнутая и автономная совокупность соци- альных ролей, в которых человек выступает как превращённая форма персо- нифицированной предметности, как внешним образом зафиксированная мат- рица, стереотип человеческого поведения, принявший статус социального образца и ставший в силу этого нормой. В каждой социальной роли человеку надлежит вести себя вполне определённым образом. Освоение институцио- нальной предметности начинается в форме ролевых игр: в маму и детей, в тё- тю врача, в космонавта; продолжается как живое непосредственное участие в реальных социальных формах: сын или дочь в семье, ученик в школе, фор- вард в команде, солист в хоре, студент в университете – и не заканчивается до конца жизни. Кроме того, колоссально расширяются возможности освоения человеком окружающего мира, если учесть, что по типу реальных взаимодействий в ду- ховном мире личности строится множество идеальных моделей: мысленно он может представить себя в другом облике; в самых различных, возможных и невозможных ситуациях; в любой, даже фантастической обстановке; разных, даже реально недостижимых ролях. То, что невозможно реально, доступно человеку идеально с помощью знаковых моделей, мысленных образов. Пере- воплощение, которым он широко пользуется, расширяя духовное простран- ство своего существования и проигрывая мысленно нереализованные воз- можности персонификации общественных отношений, делает человеческую личность практически равномощной всему социуму. Человек, таким образом, выступает как универсальный носитель качества социальности и, следовательно, как наиболее трудоёмкий, а значит и наибо- лее ценный продукт общественного производства. В идеале именно человек должен рассматриваться как главная ценность культуры в социальной систе- ме. Вместе с тем необходимо констатировать, что как в истории человечест- ва, так и в современном состоянии общества ценность человека реализовыва- лась либо частично, либо подменялась превращёнными формами. Основные усилия устремлены на создание вещей в виде богатства; знаков в виде зна- ний; образов морали, религии или искусства; институтов в виде политиче- ской власти или организационной иерархии. Человек в таком обществе ис- пользуется односторонне как средство осуществления чуждых ему, внешних для него целей, а потому действует по принуждению и лишь в силу необхо- димости. Такое отношение к человеку безрассудно расточительно, оно оставляет втуне неограниченные потенциальные возможности свободной личности, ко- торые может реализовать только общество, в котором человек будет постав- лен на вершину ценностной иерархии. Такое общество будущего К. Маркс, к примеру, определяет “как подлинное присвоение человеческой сущности че- ловеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвраще- ние человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному”.
|