Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 8. Философия техники. Человек в информационно-техническом мире.
Техника, как особая сфера человеческой деятельности, всегда привлека- ла внимание мыслителей. Термин " философия техники" был введен немец- ким философом Эрнстом Каппом (1806-1896) в его книге " Основания фило- софии техники", вышедшей в Германии в 1877 г. В нашем веке проблемами философского анализа техники занимались известные западные мыслители Фридрих Дессауэр (1881-1963) (Германия), Льюис Мэмфорд (1895-1990) (США), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) (Испания), Мартин Хайдеггер (1889-1976) (Германия), Освальд Шпенглер (1880-1936) (Германия), Жак Эл- люль (род.1912) (Франция), Карл Ясперс (1883-1969) (Германия) и др. Одним из родоначальников философии техники в России был русский инженер Петр Клементьевич Энгельмейер (1855-1942), написавший работы " Общие вопросы техники" (1899), " Философия техники" (1912-1913) и др. В России в последнее время издан ряд монографических и учебных работ, как отечест- венных, так и зарубежных авторов, посвященных философии техники. Инте- ресна и подборка статей зарубежных авторов, размышляющих о технике, опубликованная в журнале " Вопросы философии": Х. Ортеги-и-Гассета, Ханса Блюменберга (род.1920) (Германия), Артура Кёстлера (1905-1983) (Великобритания), М. Хайдеггера. Как самостоятельная философская дисциплина философия техники складывается с середины двадцатого столетия. Именно в это время влияние техники в обществе становится всеобъемлющим, а вопросы, связанные с фе- номеном техники, специфической ролью техники в жизни человека и обще- ства, выявляются как философские, смыслообразующие. Так, О. Шпенглер, в предельно драматическом тоне, расценивает современную эпоху как при- ближение " времени последних катастроф": " механизация мира, - подчеркива- ет он, - вступила в стадию опаснейшего перенапряжения", все органическое становится жертвой экспансии технологической организации, искусственный мир вытесняет и отравляет мир естественный. Трагедией для мировой цивилизации, сталкивающейся с глобальным за- грязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов, угрозой ядерной катастрофы и многим другим, становится непродуманное развитие техники. Отсюда и предназначение философии техники: критический фило- софский анализ сложившихся проблем, оценка результатов технической дея- тельности, возможных перспектив ее эволюции в связи с развитием всего общества, состоянием материального благополучия и изменением духовного облика человека. По мнению американского философа Х. Сколимовски, " фи- лософия техники является философией нашей культуры. Это философия че- ловека и цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожает специали- зация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала ложный путь для своего общения с природой". Главные вопросы философии техники сегодня: Какова природа и сущ- ностная особенность техники? Существуют ли пределы технического роста и как развитие техники связано с судьбами нашей культуры? Как соотносятся между собой ценности техногенной цивилизации и гуманитарно-духовные устои человеческого сообщества? Отсюда и необычайно широкое проблем- ное поле философии техники: уточнение самого понятия техники, изучение её исторического развития и анализ структурных характеристик, выявление специфики технического знания и его взаимосвязи с фундаментальными нау- ками, поиски новой концепции опосредованного техникой диалога человека с природой, моделирование глобальных технико-экономико-природных сис- тем, выработка критериев оценки технологического развития общества. В на- стоящее время на первый план выходят также и социально-этические про- блемы, связанные с компьютеризацией общества, меняющей не только сфе- ры производства и образования, но и саму форму организации человеческой жизни, стиль отношений между индивидами. И здесь, прежде чем перейти к рассмотрению конкретных вопросов данного раздела, можно привести слова основателя философии техники Эрнста Каппа, который ___________в основание своей концепции положил, как центральный, антропологический критерий: " Со- держанием наук в исследовательском процессе, вообще, - писал он, - являет- ся ничто иное, как возвращающийся к себе человек".
|