Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логическое и диалектическое противоречие.






Формальная логика – наука о законах и операциях правильного мышления. Главное, чему учит формальная логика - это схемы (структуры) правильного мышления, правильного

рассуждения, ведущего к получению истины. Правильным, например, является

рассуждение по следующей схеме: " Если есть первое, то есть и второе; есть

первое, следовательно, есть и второе". По этой схеме из высказываний " Если

есть день, то светло" и " Сейчас день" следует высказывание " Сейчас светло".

Конкретные высказывания, подставляемые в данную схему, обязательно должны

быть истинными; тогда следствие, вытекающее из наличия первого, всегда будет

истинным высказыванием-утверждением. Любая схема правильного логического

рассуждения является логическим законом.

Центральный закон формальной логики - это закон непротиворечия. Закон

непротиворечия сформулирован Аристотелем, основоположником классической

логики. Этот закон представляет собой запрет на противоречивое представле-

ние о предмете: " Нельзя приписывать предмету одновременно два прямо проти-

воположенных (противоречащих друг другу) признака". Закон непротиворечия -

логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут

быть одновременно истинными, поскольку образуют формально-логическое

противоречие.

Логическое противоречие - это два высказывания, из которых одно является

отрицанием другого. Поскольку в одном высказывании что-то утверждается о

предмете, а в другом высказывании это же самое отрицается, наше представле-

ние об этом предмете становится неотчетливым, запутанным, ошибочным. На-

4. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М., 1990. - С. 249.

пример, высказывания " Железо является химическим элементом" и " Железо не

является химическим элементом" образуют логическое противоречие, так что

истинным может быть только одно из этих высказываний. В логических симво-

лах закон непротиворечия имеет вид следующей формулы:

“Неверно, что p и не-p”

~ (p & ~ p),

где: p - некоторое высказывание;

& - конъюнкция (“и”);

~ - отрицание (читается как “не”, или “неверно, что”).

Итак, истинное высказывание соответствует действительности, ложное вы-

сказывание - не соответствует действительности. Закон непротиворечия позво-

ляет избавиться от непоследовательного, путаного представления о реальных

предметах. Поэтому формальная логика утверждает: " Отсутствие противоречия

в нашем знании о предмете - критерий истинности знания".

В " Науке логики" Гегеля понятие " противоречие" по-прежнему остается в

центре логики, но Гегель формулирует странную на первый взгляд мысль:

" Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий

заблуждения". Как это понимать?

И в повседневной практической деятельности, и в научном познании человек

сталкивается с противоположностями, исключающими друг друга. Это не

вызывает затруднений, пока не обнаруживается связь противоположностей.

Понимание мира как сложного и изменяющегося порождает вопрос: " Изменчив

или устойчив мир? " На такой вопрос можно дать противоположные ответы. " Да,

изменчив, поскольку в мире со временем все утрачивает прежние черты, ничто

не существует вечно". " Нет, устойчив, поскольку при всех изменениях нетруд-

но заметить за внешней подвижностью явлений устойчивые, сохраняющиеся

структуры, процессы, черты". Ни один из противоположных ответов нельзя ни

принять, ни отбросить. Для понимания сложноорганизованных саморазви-

вающихся объектов оказываются одинаково необходимыми обе характеристики:

для арифметики - положительные и отрицательные числа, для физики - положи-

тельные и отрицательные заряды, для химии - ассоциация и диссоциация, для

биологии - наследственность и изменчивость и т.д. Но первоначально все эти

противоположности рассматривались как антиномии, т.е. как непреодолимые

противоречия между двумя определениями, поскольку каждое из этих определе-

ний может быть убедительно обосновано.

Диалектическая логика предлагает способ формализации, в рамках которого

возможен синтез - объединение синтеза и антитезиса. В основе такого способа

формализации лежит диалектическое противоречие. В связи с этим и встает

вопрос о понимании различия между диалектическим и формально-логическим

противоречиями. Обратим внимание на два обстоятельства.

1. Существует различие между формально-логическими (или просто " логиче-

скими") и диалектическими противоречиями. Логические противоречия рас-

сматриваются специальной наукой - формальной логикой, диалектические

подлежат изучению в философской науке - диалектической логике. При этом

формулируется требование: диалектические противоречия должны формулиро-

ваться (описываться) логически непротиворечиво.

2. Диалектические противоречия выступают первоначально в форме антино-

мий - проблем. Однако решение таких проблем (разрешение диалектических

противоречий) осуществляется не на пути устранения антиномии в результате

изменения смысла одного из противоположных высказываний, поскольку анти-

номия предполагает истинность и достаточную точность тезиса и антитезиса.

Путь разрешения диалектических противоречий - нахождение посредствующих

звеньев (" среднего термина"). Диалектическое противоречие с помощью

" среднего термина" связывает противоположные высказывания в логически

непротиворечивое понятие (целостность, единство).

Например, в XIX веке биологов озадачивала противоречивость наследствен-

ности и изменчивости, пока они не были объяснены как две стороны единства в

рамках эволюционной теории; физики противопоставляли волновые и корпус-

кулярные свойства материи, пока эти свойства не были объединены квантовой

механикой; биологическое и социальное в человеке рассматривалось как анти-

номия, но и сейчас еще не создана общепринятая социологическая теория, объе-

диняющая эти противоположности.

Таким образом, научные теории уже в середине XIX - начале XX века начи-

нают использовать диалектику как элемент научно-теоретического мышления. И

именно Гегель связал собственно теоретическое мышление с логической форму-

лой:

" А равно и в то же время не равно А"

(А = А) & (А = ~ А)

Эта формула означает, что конкретное тождество - это тождество с различи-

ем. Там, где необходимо понять вещь как изменяющуюся, развивающуюся,

себетождественность вещи сочетается с ее нетождественностью самой

себе. Таким образом, Гегель формализует структуру переходных состояний.

Предмет может изменяться лишь в том случае, если в любой отдельно взятый

момент он тождествен самому себе и в то же время не тождествен, т.е. в какой-

то степени стал другим. Формализация структуры переходных состояний позво-

ляет понимать и описывать реальные предметы и процессы, которые характери-

зуются изменчивостью, динамичностью, способностью к саморазвитию. Диа-

лектическое противоречие - это и есть структура переходного состояния не

статичных, но динамичных вещей; диалектическое противоречие как структура

представляет собой 1) тождество противоположностей, присущих вещам и 2)

способ уяснения и описания этого тождества теоретическим мышлением (разу-

мом).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.