Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постмодернизм






(лат. post - после и модернизм) выступает как синтез

постструктурализма и деконструктивизма, представляя собой самую широ-

кую социокультурную установку, пронизывающую все уровни современного

сознания. Это своеобразный новый взгляд на мир, взгляд сегодняшнего чело-

века, занявший место некритического отношения к идеям гегелевской диа-

лектики, просвещения, прогресса, коллективности и т.д., то есть тому, что

получило в философии культуры название модернизм (франц. modernisme от

франц. modern - новый, современный). Постмодернизм имеет своей целью

разрушение привычных для предшествующей культуры разделений ее фено-

менов на реализм и ирреализм, формализм и содержательность, " чистое"

(элитарное) и массовое искусство и т.д.

Известный теоретик постмодернизма Ихаб Хассан (США), выделяет

следующие главные принципы и ценности постмодернизма.

1. Неопределенности, неясности, пробелы как принципиальные уста-

новки постмодернистских произведений искусства и философских концеп-

ций.

2. Принципиальный фрагментаризм, воплощенный в склонности к мето-

дам коллажа (франц. сollage, букв. - наклеивание), т.е. включения в сочине-

ние стилистически чуждых ему фрагментов, произвольного монтажа, " выре-

зок" и " врезок", в акцентировании " разломов", " краев" и т.д.

3. Постмодернизм отвергает все каноны, выступает против всех ус-

тоявшихся авторитетов. В литературе это, условно, конечно, означает

" смерть автора" (Р. Барт), т.е. прекращение его " отцовской власти" и попечи-

тельства над читателем.

4. Постмодернизм возвещает о " смерти субъекта". Традиционно понимаемый читатель (слушатель и т.д.) перестает быть центром мысли и переживания, лишается своей мнимой " глубины". Современный человек не имеет возможности и времени держать в голове глубокие идеи автора (читать

" толстые книги", как это было в классике). Проще заглянуть в телевизор, как

в окно, зафиксировать сиюминутный событийный момент, не утруждая себя

при этом вопросами о сущности происходящих событий. Причем в любой

момент можно " выйти" из воспринимаемого сюжета без последующего ощу-

щения какой-то неоконченности, как это было бы в случае прерывания клас-

сического романа, а также вновь с любого момента " войти" в него.

5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не всё может быть ре-

ально " показано", " изображено", " иконизировано".

6. Ирония - одна из постмодернистских установок, подразумевающих

игру, саму иронию, аллегорию и т.д. как важнейшие подходы литературы и

искусства, и, вообще, всего мыслительного творчества.

7. " Гибридизация", подразумевающая смешение, скрещивание привыч-

ных жанров искусства, заимствование одними жанрами творчества, стилей и

методов других жанров (" плагиаризм").

8. " Карнавализация", под ___________которой имеется в виду " радостная релятив-

ность" (относительность, перемешивание) вещей и событий, " сумасшедшая

чересполосица жизни", т.е. карнавал, вызывающий " имманентный (внутрен-

ний, непроизвольный) смех" и т.п.

9. Равное " участие в игре", под которым подразумевается равное " пред-

ставительство" в произведении авторов, читателей, слушателей, т.е. отсутст-

вие назидательности, морализаторства и т.п.

10. " Конструктивистский характер творчества", т.е. то, что можно на-

звать " сборкой", " разборкой" и т.д. текстовых сюжетов, что сближает пост-

модернизм с " техническим конструированием".

Подводя итог, можно сказать, что постмодернизм, прежде всего в фило-

софии, обратил внимание на кардинальную переоценку ценностей в общест-

ве рубежа нового тысячелетия, отверг идеологию властвования и насилия,

высказался в пользу плюрализма, равноправного диалога, совместного нахо-

ждения решения, согласия, но подчеркнул при этом, что это такое согласие,

которое основывается в мире новых ценностей на неизбежности принятия

рас-согласования и разно-гласия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.