Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логика формальная и диалектическая.
Со времен Парменида и Аристотеля истинность мышления означала непротиворечивость мысли. Что в самом об- щем виде отличает непротиворечивое логичное мышление от нелогичного? Логичное мышление направлено на выявление соответствия нашего поня- тия о предмете, т.е. нашего мысленного представления о предмете действи- тельной структуре предмета, т.е. " внутреннему устройству" этого предмета, реальным характеристикам предмета. Для логичного мышления характерна смысловая целостность знания о предметах, смысловая целостность умственных операций, позволяющая связывать отдельные мысленные характеристики предмета в целостное знание о нем. Истинным будет такое мысленное (теоре- тическое) знание о предмете, которое адекватно объективно существующему предмету. Нелогичное мышление связано с неустойчивостью, неотчетливостью (в крайних случаях патологии - распадом) смыслообразующих структур, в которых человек пытается описать окружающие его предметы. Для неотчетливого мыш- ления характерны " скачки мысли", " мысленный сумбур", неумение отличать главное от второстепенного. В итоге нелогичное мышление не способно построить целостную структуру мысли с последовательной разверткой смы- словых (содержательных) представлений о предмете вокруг основного смысло- вого " стержня" так, чтобы непротиворечиво описать сущность предмета. Это выражается в допущении двусмысленных высказываний о предмете, противоре- чии самому себе при описании предмета, смысловой нерасчлененности рассуж- дений. Следовательно, логичным является такое мышление, для которого характерна строгая организация смысловой структуры: последовательность, обоснован- ность и непротиворечивость отдельных мыслей. Таково понимание логичного мышления в традиционной (классической) логике. Но что представляет собой “логичное мышление”, если оказывается необхо- димым соединять противоречивые характеристики, создавая конкретно- целостное понятие о предмете? Особенность логико-диалектического мышления состоит в том, что оно направлено на выявление реальных противоречий в пред- метах. Эта особенность логико-диалектического мышления исторически связана с онтологией Гераклита - объективной диалектикой. Если формально-логическое мышление осуществляется по правилам индуктивного или дедуктивного вывода истины как непротиворечивого знания, то логико-диалектическое мышление не обосновывает знание как истинное или ложное ссылкой на необходимость со- блюдения правил традиционной логики, ибо “всё течет, всё меняется” и “мир полон противоречий”. Логико-диалектическое мышление опирается и на опыт, и на дедуктивную ар- гументацию. Однако формально-логическое понятие, полученное таким образом, будет абстрактным и односторонним, поэтому диалектическое мышление не останавливается на этом. Абстрактно-логическое понятие не может рассматри- ваться окончательно в качестве истинного или ложного: исходя из диалекти- ческой позиции мы 1) подчеркиваем, что, по-видимому, компетентные люди согласятся, что односторонняя позиция является недостаточной, и, кроме того, 2) указываем на другую, более совершенную точку зрения. В этом смысле логико-диалектическое мышление является предметно-ориентированным, то есть руководствуется предметом, а не правилами формальной логики. Поэтому для диалектического мышления недостаточно владеть формальными логически- ми правилами, необходимо еще и выявлять противоречия в конкретных предме- тах. Только так возникает “диалектическое понятие”, устанавливающее связь между формально-логическими понятиями. Приведем пример. “Если мы подумаем о понятии “видеть”, то заметим, что видение есть всегда видение чего-то, - неважно, материального или нет. То, что мы видим, появляется на определенном фоне. Когда мы видим нечто на опреде- ленном фоне, мы смотрим на это с определенной позиции. Другими словами, оказывается, что понятие “видеть” так или иначе указывает вне себя на другие понятия, с которыми оно необходимо связано. Только тогда, когда мы начинаем осознавать все эти взаимосвязанные понятия, мы впервые понимаем, чем дейст- вительно является наш феномен - видение”1. Так понимается логическое мыш- ление в диалектической логике.
|