Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о бытии.






Слово “бытие” во всех языках от древних до совре-

менных – это отглагольное существительное, образованное от глагола “быть,

существовать”. В своей истории это понятие эволюционировало в порядке,

обратном эволюции понятия материи. Его развитие шло от предельно общих

и абстрактных представлений к все более конкретным и содержательным ин-

терпретациям. Каждая эпоха в истории философии выдвигала свою концеп-

цию способа существования реальности, а от эпохи к эпохе понимание бытия

смещалось все больше и больше от характеристики устойчивости к характе-

ристике изменчивости.

Первыми в аппарат онтологии понятие бытия ввели представители

Элейской школы античной философии – Парменид и Зенон Элейский. Они

полагали, что бытие – это то, что есть, а небытие – то, чего нет. Но если рас-

суждать строго логически, не доверяя обманчивым чувствам, то мысленная

картина реальности окажется вовсе не такой, как картина видимая, Так, бы-

тие единственно, ибо если бы было другое бытие, то оно отделялось бы от

первого бытия небытием, а небытия не по определению. Далее, бытие одно-

родно, ибо если бы оно разделялось внутри себя на части, то части были бы

отделены одна от другой небытием, а небытия нет по определению. Бытие

вечно, несотворимо и неуничтожимо, ибо в то время, когда отсутствует бы-

тие, должно быть небытие, но его нет по определению. Наконец, бытие не-

подвижно, ибо движение – это перемещение бытия в то место, где его еще

нет, в небытие, но небытия нет по определению.

Казалось бы, перед нами логическая казуистика, игра мысли, и тем не

менее идеи элеатов остро современны и реализуются в сегодняшней научной

картине мира. Так, принцип Парменида: ничто не возникает из ничего и не

исчезает в ничто – один из краеугольных камней научного мышления. Пер-

вый принцип термодинамики утверждает невозможность создания вечного

двигателя. Или возьмем множество законов сохранения: энергии, количества

вещества, количества движения, импульса, заряда, спина, четности и т. п. На-

конец, любое взаимодействие в природе выражается в науке в виде уравне-

ния, будь то физические, химические или другие реакции. Прав Перманид: к

бытию ничего нельзя прибавить и от бытия ничего нельзя убавить. Любое

событие в природе – это, строго говоря, не возникновение или уничтожение,

а преобразование одного фрагмента реальности в другой, перекомбинация

элементов действительности.

Похожие идеи относительно бытия были и у античных идеалистов Пла-

тона и Аристотеля. Истинным существованием обладает не то, что преходя-

ще, что возникает и исчезает, а это прежде всего воспринимаемые чувствами

вещи, но то, что вечно, неизменно, инвариантно.

У Платона это потусторонние идеи, которые воплощаются то в одном,

то в другом материале, а у Аристотеля это хотя и посторонние, земные, но

тем не менее идеальные формы, которые не существуют отдельно от тел, но

вместе с тем выступают по отношению к телам как активные начала, при-

дающие им качественную определенность и являющиеся по отношению к

ним и действующими, и конечными причинами, и основаниями, и целью их

существования.

В средневековом теоцентризме эпохи Готики основной дилеммой ока-

зывается сотворенность или несотворенность того или иного бытия, и в соот-

ветствии с религиозной доктриной истинным, полным и совершенным, само-

сущим и вечным существованием обладает только Бог, тогда как все осталь-

ное есть лишь результат его творения, проявление его воли и реализация его

могущества. Именно в силу этого принципа в природе все происходит по не-

обходимости, осуществляется согласно законам, предписанным Господом,

сам же он не ограничен никакими законами и может действовать произволь-

но, и результат такого действия вопреки обычному порядку вещей воспри-

нимается людьми как чудо.

Такой ход мысли характерен и для современной религиозной филосо-

фии. Так, в неотомизме – новой интерпретации идей Фомы Аквинского, ве-

личайшего философа средневековья, прозванного “ангельским доктором”, –

имеется принцип гармонии веры и разума, согласно которому последний по-

стигает лишь природную необходимость, вера же идет путем откровения бо-

жественного промысла, и потому наука и религия органично дополняют друг

друга, не противореча одна другой и не опровергая другую сторону.

В эпоху Просвещения с её акцентом на проблемы теории познания в по-

нимании бытия ведущей стала проблема его подлинности, истинности. С

этой точки зрения характерен заочный спор субъективного идеалиста Беркли

и дуалиста Декарта.

Джордж Беркли, доводя до предела позицию сенсуализма в гносеологии,

то есть отдавая приоритет в познании органам чувств, приходил к парадок-

сальной онтологической интерпретации этой позиции. Если действитель-

ность дана нам исключительно в форме чувственного опыта, в ощущениях и

переживаниях, то наша психическая жизнь и есть единственная реальность.

Вещи, как мы их воспринимаем, суть не более чем комплексы наших ощу-

щений, но тогда их внешнее по отношению к нам существование есть всего

лишь иллюзия. То, что мы называем действительностью ничем не отличается

от сновидения или галлюцинации.

Альтернативное понимание бытия предложил Рене Декарт. Начав с вро-

де бы субъективистского тезиса ″ мыслю, следовательно, существую″, фран-

цузский философ приходит к утверждению существования именно потому,

что мыслящий субъект не может произвольно предписывать то, каким им

быть. Если бы реальность была продуктом моего воображения, я придумал

бы себе мир прекрасный, совершенный, благодетельный. Однако я вынужден

мириться с тем, что есть и что доставляет мне страдание и разочарование; я

должен это принять и бессилен изменить, следовательно, реальность сущест-

вует сама по себе. Следующий тезис Декарта – ″ мыслю о вещах, следова-

тельно, они существуют″.

В эту же эпоху зарождается классическое естествознание. Механика вы-

глядит чуть ли не всесильной дисциплиной: она объясняет все и вся от дей-

ствия рычага и устройства механизма до причин приливов и отливов и зако-

нов движения планет вокруг Солнца. Понятно, что в механистической карти-

не мира понятие бытия оказывается связанным с физическими параметрами

взаимодействия тел. Эти параметры, а именно перемещение, протяженность

и длительность осмысливаются в философии природы как движение, про-

странство и время. Причем если в понимании материи уже утвердилась атри-

бутивная модель, то в отношении бытия еще господствует субстациональная

точка зрения.

В ньютоновской физике тела неизменны, обладают неотъемлемыми

свойствами и приводятся в движение внешней силой. В самом начале, как

полагал Ньютон, имел место первотолчок, когда Бог “запустил механизм”

Вселенной, который продолжает “работать” уже по естественным законам.

Пространство и время также представляют собой внешние и ни от чего не за-

висимые формы существования, и тогда пространство есть чистая протяжен-

ность, пустота, в которой перемещаются механические массы, а время есть

чистая длительность, которая определяется раз и навсегда установленными

циклами движений, например движением планет по стационарным орбитам.

В XIX веке появились две альтернативные концепции способа и форм

бытия реальности. Это были априористская модель Канта и реляционная

модель в диалектическом материализме и неклассическом естествознании

XX века.

Немецкий философ Иммануил Кант полагал, что представления о про-

странстве и времени имеют априорный, то есть доопытный характер и не мо-

гут быть выведены ни из каких наблюдений, а, напротив, являются врожден-

ными формами человеческого восприятия. Основной аргумент Канта состоял

в том, что математические дисциплины, упорядочивающие наше созерцание,

а именно – геометрия и алгебра, относящиеся к внешним и внутренним чув-

ствам, а значит, к пространству и времени – имеют аксиоматический харак-

тер. Пять аксиом Эвклида или принципы арифметики мы принимаем без до-

казательств, поскольку они самоочевидны, а не выведены и не могут быть

выведены из опыта. Это сильный аргумент, но он был опровергнут создани-

ем в том же XIX неэвклидовых геометрий Лобачевским, Бояи и Риманом, а

появление теории множеств Кантора перевернуло арифметику и алгебру.

Системы аксиом могут быть различны, и какую из них выбрать – может ре-

шать только опыт.

Идею о том, что пространство и время суть лишь отношения между

фрагментами реальности впервые высказал еще Готтфрид Лейбниц. Эта идея

хорошо вписалась в реляционную модель материи, которую наиболее ярко

развил диалектический материализм. В этом плане наиболее показательны

работы Энгельса. В своей книге “Диалектика природы” он разрабатывает

основные аспекты реляционной модели.

Поскольку и в философии, и в естествознании в XIX веке прочно утвер-

дилась идея эволюции – в философии Гегель, а в науке, скажем, Дарвин – по-

стольку и Энгельс принципиально по-новому трактует движение. Он пони-

мает его, во-первых, как способ существования материи, как внутренне при-

сущий материи атрибут. С этой точки зрения изменчивость есть фундамен-

тальное качество реальности и никакого первотолчка не было. В действи-

тельности, прямо по Гераклиту, “все течет, все меняется, и в одну реку нель-

зя войти дважды, ибо в следующий раз нас омывают новые воды”. Энгельс

вслед за Гегелем полагал, что движение вызывается внутренними противоре-

чиями в природе вещей, борьбой противоположных сил и тенденций в самих

структурах материальных систем.

Во-вторых, движение трактуется не только и не столько как перемеще-

ние в пространстве. В реляционной модели движение понимается как разви-

тие, как качественное изменение, усложнение, совершенствование или де-

градация и разрушение, то есть как прогресс или регресс, имеющие необра-

тимый характер. В соответствии с таким подходом Энгельс говорил о много-

образии форм движения материи, среди которых он выделял механическую,

физическую, химическую, биологическую и социальную. В принципе каж-

дый уровень организации материи характеризуется особенностями не только

строения соответствующих систем, но и специфическими типами взаимодей-

ствия и характером функционирования. И хотя, скажем, процесс жизнедея-

тельности клетки нельзя свести полностью к совокупности химических воз-

действий, тем не менее идея развития состоит в том, что сложное возникало

из простого и жизнь есть результат эволюции, ведущей от неорганики к ор-

ганике и далее к все более организованным биологическим и социальным

системам.

Аналогично в духе реляционного подхода понимаются пространство и

время. Энгельс рассматривает их не как внешние по отношению к матери-

альным телам сущности, а как внутренне присущие материальным системам

характеристики, как отношения между элементами систем и между самими

системами, выражающие момент их упорядоченности. В этом смысле он оп-

ределяет пространство как порядок сосуществования вещей, а время как по-

следовательность сосуществования вещей. С этой точки зрения движение

есть способ существования материи, а пространство и время суть формы су-

ществования.

В неклассическом естествознании XX века краеугольными камнями по-

нимания движения, пространства и времени стали теория относительности

Эйнштейна и квантовая механика. В теории относительности длина тела и

длительность событий – величины переменные и зависят они либо от скоро-

сти движения (частная теория), либо от силы гравитационного взаимодейст-

вия (общая теория). Так, если скорость движения тела стремится к скоростям

света, то по формулам Лоренца, его линейный размер стремится к нулю, а

временные интервалы увеличиваются до бесконечности. Сам Эйнштейн в

одном из интервью так оценил ситуацию: “Раньше считали, что если из Все-

ленной убрать массы – звезды, тела, планеты, то пространство и время оста-

нутся; я же доказал, что сли из Вселенной убрать массы, то вместе с ними

исчезнут и пространство и время”.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.