Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абстрактное и конкретное.






В классической логике под “конкретным” по-

нятием понимается понятие, указывающее на материально-вещественные пред-

меты (например, “яблоко”, “дерево”); под “абстрактным” - понятие, указываю-

щее на нематериальные, идеальные предметы (например, “добро”, “любовь”,

“наука”).

Таким образом, обыденное сознание полагает, что мыслить абстрактно - зна-

чит мыслить утонченно, теоретично; мыслить о чем-то сложном и неявном, не

вполне очевидном. Напротив, мыслить конкретно - это мыслить об очевидных

вещах, так что сама “конкретность” оказывается доступной через наглядно-

чувственный пример, демонстрацию конкретного материально-чувственного

предмета, о котором идет речь. Абстрактное мышление здесь предстает как удел

людей образованных, если не сказать - оторванных от реальной жизни.

Гегель в статье “Кто мыслит абстрактно? ” (1807) дает совершенно иную трак-

товку абстрактного и конкретного. “Кто мыслит абстрактно? - задает он вопрос и

отвечает, - необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном

обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто...”. Гегель при-

водит ряд примеров, поясняющих его трактовку “абстрактного”. Вот ведут на

казнь убийцу. Для толпы он убийца - и только. Дамы, может статься, заметят,

что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит

толпу: как так? Убийца - красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли на-

звать убийцу - красивым? Это и называется “мыслить абстрактно” - видеть

в убийце только одно абстрактное - что он убийца и названием такого качества

уничтожать всё остальное, что составляет человеческое существо.

Абстрактным, неразвитым мышлением является “первобытное” мышление,

исходное в истории развития общества, точно так же, как абстрактным является

“детское” мышление, исходное в истории развития индивида. Абстрактное мыш-

ление берет предмет лишь со стороны его простейших, очевидных характери-

стик, но не способно охватить предмет во всей совокупности этих характери-

стик, т.е. конкретно.

Любое обозначение предмета, будь то слово естественного языка или понятие

научно-теоретического языка, - абстрактно. Поэтому мышление, реализующееся

в языке, всегда имеет дело с более или менее конкретными (содержательными)

абстракциями. Однако именно в обыденной речи мы пользуемся абстрактными

понятиями значительно чаще, чем принято считать - таков вывод из статьи Геге-

ля “Кто мысли абстрактно? ” Когда ребенок хочет, чтобы ему дали какую-либо

вещь, он показывает на нее и говорит: “Это! ” Но словом “это” можно обозначить

и детскую игрушку, и яблоко, и чашку с молоком - вообще какой угодно пред-

мет. Таким образом, слово “это” - пример наиболее абстрактного определения:

оно слишком всеобще, а потому никак не конкретизировано (“бессодержатель-

ное”, или “пустое”, по Гегелю, определение). Абстрактное мышление соответст-

вует “рассудочной” форме логического.

“Мыслить конкретно” - значит воспроизводить предмет максимально полно,

всесторонне, целостно (= конкретно). Гегель показал, что конкретное мышление

осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степе-

ни “пустых”, определений ко все более содержательным, воссоздающим “теоре-

тическую модель” познаваемого предмета, определениям. Метод конкретного

мышления - диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретно-

му. Конкретное мышление, диалектический метод соответствуют “положитель-

но-разумной форме” логического.

В диалектической логике под “абстрактным” понятием понимается понятие,

описывающее предмет односторонне, усеченно, неполно, фиксируя наиболее

общие (абстрактные) характеристики предмета вне их взаимосвязи и взаимообу-

словленности; под “конкретным” - понятие, описывающее предмет наиболее

всесторонне, полно, исчерпывающе, фиксируя противоречивое единство (кон-

кретное единство) противоположных характеристик предмета в их взаимообу-

словленности и взаимосвязи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.