Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Абстрактное и конкретное.
В классической логике под “конкретным” по- нятием понимается понятие, указывающее на материально-вещественные пред- меты (например, “яблоко”, “дерево”); под “абстрактным” - понятие, указываю- щее на нематериальные, идеальные предметы (например, “добро”, “любовь”, “наука”). Таким образом, обыденное сознание полагает, что мыслить абстрактно - зна- чит мыслить утонченно, теоретично; мыслить о чем-то сложном и неявном, не вполне очевидном. Напротив, мыслить конкретно - это мыслить об очевидных вещах, так что сама “конкретность” оказывается доступной через наглядно- чувственный пример, демонстрацию конкретного материально-чувственного предмета, о котором идет речь. Абстрактное мышление здесь предстает как удел людей образованных, если не сказать - оторванных от реальной жизни. Гегель в статье “Кто мыслит абстрактно? ” (1807) дает совершенно иную трак- товку абстрактного и конкретного. “Кто мыслит абстрактно? - задает он вопрос и отвечает, - необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто...”. Гегель при- водит ряд примеров, поясняющих его трактовку “абстрактного”. Вот ведут на казнь убийцу. Для толпы он убийца - и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так? Убийца - красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли на- звать убийцу - красивым? Это и называется “мыслить абстрактно” - видеть в убийце только одно абстрактное - что он убийца и названием такого качества уничтожать всё остальное, что составляет человеческое существо. Абстрактным, неразвитым мышлением является “первобытное” мышление, исходное в истории развития общества, точно так же, как абстрактным является “детское” мышление, исходное в истории развития индивида. Абстрактное мыш- ление берет предмет лишь со стороны его простейших, очевидных характери- стик, но не способно охватить предмет во всей совокупности этих характери- стик, т.е. конкретно. Любое обозначение предмета, будь то слово естественного языка или понятие научно-теоретического языка, - абстрактно. Поэтому мышление, реализующееся в языке, всегда имеет дело с более или менее конкретными (содержательными) абстракциями. Однако именно в обыденной речи мы пользуемся абстрактными понятиями значительно чаще, чем принято считать - таков вывод из статьи Геге- ля “Кто мысли абстрактно? ” Когда ребенок хочет, чтобы ему дали какую-либо вещь, он показывает на нее и говорит: “Это! ” Но словом “это” можно обозначить и детскую игрушку, и яблоко, и чашку с молоком - вообще какой угодно пред- мет. Таким образом, слово “это” - пример наиболее абстрактного определения: оно слишком всеобще, а потому никак не конкретизировано (“бессодержатель- ное”, или “пустое”, по Гегелю, определение). Абстрактное мышление соответст- вует “рассудочной” форме логического. “Мыслить конкретно” - значит воспроизводить предмет максимально полно, всесторонне, целостно (= конкретно). Гегель показал, что конкретное мышление осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степе- ни “пустых”, определений ко все более содержательным, воссоздающим “теоре- тическую модель” познаваемого предмета, определениям. Метод конкретного мышления - диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретно- му. Конкретное мышление, диалектический метод соответствуют “положитель- но-разумной форме” логического. В диалектической логике под “абстрактным” понятием понимается понятие, описывающее предмет односторонне, усеченно, неполно, фиксируя наиболее общие (абстрактные) характеристики предмета вне их взаимосвязи и взаимообу- словленности; под “конкретным” - понятие, описывающее предмет наиболее всесторонне, полно, исчерпывающе, фиксируя противоречивое единство (кон- кретное единство) противоположных характеристик предмета в их взаимообу- словленности и взаимосвязи.
|