Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы мировоззрения.






В истории духовной культуры общества имели

место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, нау-

ка и философия.

Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в неза-

памятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную,

нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практи-

ческую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В

мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествова-

ния об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхожде-

нии ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рас-

сказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращени-

ях, удивительных существах.

В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или

вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от

людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными

существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян,

русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах - кикиморы; в

омутах - водяные.

Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог

Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или

Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было

царство Аида или Плутона.

Мифологическое мировоззрение было художественным, то есть выра-

жалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литера-

турный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было

также антропоморфным, то есть очеловеченным представлением действи-

тельности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались

так же, как к своим соплеменникам с мольбами или угрозами, их пытались

задобрить подношениями или же наказывали розгами их изображения за не-

выполненные поручения. Пантеон богов представлял собой точное воспроиз-

ведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жёны, дети, много-

численная родня в различных коленах.

Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древ-

ности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предме-

тов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам;

фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явле-

ний; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий

влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и

духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, ша-

манство, знахарство и тому подобное.

Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в пе-

риод разложения родового общества и становления цивилизаций, когда по-

являются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буд-

дизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и

персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это

творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего,

трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенст-

во, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренче-

ской форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в

сверхъестественное.

Наука, как и религия, формируется как мировоззрение на основе содер-

жания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические

элементы мифов и придаёт им сакральный, священный характер, то наука

вбирает в своё содержание реалистические элементы мифов, представляю-

щие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, то есть в знаковых

моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по

освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной сре-

ды.

Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звёзд на не-

бе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование

свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов рас-

тений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении

их как утилитарных ценностей, удовлетворяющих потребности людей и тем

самым приносящих пользу – вот тот материал, из которого начинает строить-

ся научная картина мира.

Философия также возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не

в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося

цивилизованного общества. Причём философия занимает особенное место в

мировоззренческих построениях: её нельзя вывести непосредственно из ми-

фов или представить как обобщённый и выраженный в абстрактной форме

опыт практической деятельности людей. Так же как к науке, особняком стоит

она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, то

есть разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и

тем более на нелепые суеверия.

Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет

рефлексивный характер, от латинского reflectia – отражение, то есть это такое

знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Ко-

гда человек размышляет обо всём сущем не отстранённо, а с позиций своего

субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек

прежде всего обращает внимание на свои собственные действия с точки зре-

ния именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих

оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как

таковой, а как мой мир, он вступает на поле философии.

Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные

и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого

общества в ходе эволюции его духовной культуры пропасть между религией

и наукой расширяется и углубляется.

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел высказал идею о том, что

философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой, она

должна осваивать ничейную землю между ними, выстраивать свои теорети-

ческие конструкции между областями пылкого воображения и сухого факта,

которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, непол-

ную и недостаточную картину действительности.

Философия, таким образом, является центром, системообразующим

ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и полноту.

Типы философских построений. Классификация философских теорий.

Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она воз-

никла в конце УП века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть

веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки

философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслите-

лей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философ-

ского знания. Как разобраться в многообразии философских построений,

различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противопо-

ложных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий?

Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих

«Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Ге-

орг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с

тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой не-

мецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих

Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фило-

софии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулиро-

вал её следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности

новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или созна-

ние, бытие или мышление, природа или дух?» Ещё одна постановка вопроса

звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе гово-

ря, первичность не сводится к ответу “раньше – позже”, а означает начало и

причину, основание и сущность.

В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос фило-

софии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской

мысли.

Те, кто считал, что первична материя, природное начало, составили лагерь

материализма в таких сменявших одна другую формах, как натуралистиче-

ский материализм античности; метафизический материализм средневековья,

механистический материализм Нового времени и диалектический материа-

лизм Х1Х – ХХ веков. По имени крупнейшего материалиста Древней Греции

материализм называют линией Демокрита в философии.

Те, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального

начала, духовной сущности мира, составили лагерь идеализма в таких его

формах, как объективный идеализм, утверждавший существование духовной

сущности вне человека и природы в виде мирового разума, космической ду-

ши, абсолютной идеи и тому подобного; и субъективный идеализм, полагав-

ший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание

самого человека. По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеа-

лизм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм свя-

зывают с именем его первого представителя – английского философа ХУП

века Джорджа Беркли.

Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя,

и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть све-

дены друг к другу. Каждая из них независима и в действительности они за-

нимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и

встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеа-

лизм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризо-

ваны как монизм, монистическая философия от mono – один. Ярким предста-

вителем дуализма был французский философ ХУП века Рене Декарт.

Возможен также и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в

котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае

множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма

от латинского pluralis – множественный и было предложено один лишь раз за

всю историю философии великим немецким мыслителем ХУП века Готтф-

ридом Лейбницем.

Ещё одна проблема, а именно: “познаваем ли мир? способен ли человек

правильно и со всей возможной глубиной постигнуть сущность окружающей

его действительности? ” - эта проблема получила в упомянутой работе Эн-

гельса наименование второй стороны основного вопроса философии, по-

скольку речь идёт о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос

допускает два ответа: “мир познаваем”, и такое решение называют гносеоло-

гическим оптимизмом от греческого gnoseo – знаю; и “мир непознаваем” –

гносеологический пессимизм или агностицизм, яркими представителями ко-

торого были шотландский философ ХУП века Давид Юм и родоначальник

немецкой классической философии Х1Х века Иммануил Кант.

Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса

философии представляют собой основные типы философских построений, а

частные решения в рамках каждого из типов ре-шений составляют дальней-

шую классификацию философских теорий.

Эволюция философского знания. Предмет философии изменялся со

временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный харак-

тер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые

составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую

эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый пе-

риод их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных

людей, так и общества в целом.

Так, в Aнтичную эпоху, с VI века до нашей эры по IV век нашей эры

предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не от-

деляли себя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – упо-

добляли себя природе, полагая, что человек есть микрокосм, то есть малень-

кое подобие большого космоса. Природные силы и стихии, устройство земли

и неба, события и явления в окружающей ойкумену – обжитой и освоенный

людьми мир - естественной среде: вот что занимает умы древних мыслите-

лей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписан в со-

став космоса как один из его элементов и понимание космического порядка

имеет первостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия ан-

тичной эпохи может быть охарактеризована как космоцентризм.

В Средние века, с V по XIV, ориентация философии меняется радикаль-

ным образом, поскольку центральное место в духовной культуре общества

занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных

мировоззренческих доктрин. Теперь её занимают проблемы сотворения мира,

божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и

конца света. Видное место занимает проблема теодицеи – оправдания Бога и

поиска источника зла.

Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения являет-

ся сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и

путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искрен-

ней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бы-

тия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли сред-

невековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческого

theos – Бог).

Следующая эпоха – Возрождение, XV - XVI века – выдвигает на веду-

щую роль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а имен-

но: искусство. Ренессанс, эпоха Возрождения стала временем гениального

творчества великих мастеров живописи и музыки, поэзии и прозы, ваяния и

зодчества. По всем странам Европы прошло движение гуманистов (от латин-

ского humanum – человек), внушая всеми средствами искусства уважение к

достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни.

Человек-художник, человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не рав-

няется с самим господом Богом и уж во всяком случае как образ и подобие

Божие на земле человек обладает свободой воли и поэтому сам является хо-

зяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и гря-

дущие последствия. Такое направление мировоззренческой мысли называет-

ся антропоцентризм (от греческого anthropos – человек).

Эпоха Просвещения охватывает XVII - XVIII века и характерна бурным

развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона

приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умо-

зрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в

науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную

познавательную деятельность.

Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массо-

вой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских

и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фунда-

ментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследова-

нии живой и неживой природы – вот достижения эпохи. Само слово “про-

свещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света нау-

ки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит фило-

софию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis –

знание).

В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образ-

цовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, закончен-

ные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период

создаются классические теории в науке, появляются классические литерату-

ра, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев,

поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “мо-

гучая кучка” композиторов.

Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и крова-

вых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социаль-

ных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл ха-

рактер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и соци-

альные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже ис-

кусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает

новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от

греческого socium – общество).

Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социаль-

ных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлек-

ших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время все-

мирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания круп-

нейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Север-

ной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе.

Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когда мно-

гие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и поли-

тики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтоже-

ния, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации, информа-

ционная сеть Internet составили первые несущие конструкции единого чело-

вечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика,

управленческие технологии, формирование общественного мнения, культи-

вирование массовой психологии и идеологии.

Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего

предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием

к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе раз-

вития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis – город, го-

сударство).

Какой будет философия в XXI веке? Обратится ли она вновь к идеям гу-

манизма? Скатится ли к мистицизму или религиозному обскурантизму? Уй-

дёт ли в сухой и педантичный сциентизм? Вновь заразится скепсисом и ир-

рационализмом? Ответ на эти вопросы даст время, а направление эволюции

философского знания определит вектор развития духовной культуры обще-

ства, потому что философия есть лишь зеркало этой культуры и эхо её ос-

новного мотива.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.