Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозные правовые системы.






(Система мусульманского (религиозного) права.. система, где наряду с действием религ.принципов применяется кодифицир.право. Особенностью системы является следующее. Право даровано Богом, а, значит, обязательно к применению. Нпа вторичны, роль суд.практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуются религ.произведения. Религ.тексты(коран, сунна,. иджма, кияс). Положение суда определеяется религ.судьей-кади.)

Главным критерием выделения этого типа прав.системы является гос.признание и обеспечение религи.предписаний. В наст.время в рамках религиозного типа прав.системы выделяются только две подсистемы — мусульманское и индусское право. К религ.типу принадлежат прав. системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, и др. Характерные черты:

1) доминирующее место в соц.регулировании занимают не нормы права, а религ.нормы;

2) источником права выступают священные книги: Коран, Сунна, Иджма, распространяющиеся на мусульман, Шастры, Веды, Законы Ману, действующие в отношении индусов, на основе которых создаются собственно прав.формы в виде толкований и комментариев.

Религиозно-философские идеи ислама, индуизма играют роль принципов права.

3) Нпа(законодательство) имеют вторичное значение. Суд.практика в собственном смысле слова не является источником права;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-богословов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

5) прав.нормы не расчленены с нормами религии, а составляют с ними синкретическое единство. Так, норма мусульманского права рассматривается как общеобязательное правило поведения, адресованное мусульманам Аллахом;

6) право не структурировано, а именно: отсутствует привычное для романо-германского типа деление права на частное и публичное, на отрасли и институты. Например, мусульманское право содержит такие структурные общности: правила осуществления религ.обязанностей, право личного статуса, деликтное право, регулирование имущ.отношений;

7) в прав.регулировании преобладают обязывания, в отличие от систем европейского права, где преобладают дозволения.

Религиозный тип прав.системы наименее подвержен влияниям извне. Для этого типа права характерны стабильность, даже консерватизм, а порой и нетерпимость к иным влияниям. Коран – свящ.книга мусульман и первый по значению источник мусуль.права, как и всей мусульманской цивилизации. Сунна – своего рода толкование Корана в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда. Иджма – третий источник МП, с помощью которого искались ответы на вопросы, не разрешенные Кораном и сунной. (согласованное заключение др. юристов). Кияс – решение на аналогии (жизнь пророка – жизнь мусульман).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.