Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие формы государства.






Форма государства есть способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим, это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

форма государства всегда имеет самую непосредственную власть с гос властью

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образова­ния и организации высших органов государственной власти и уп­равления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений цент­ральной, региональной и местной властей. В-третьих, это при­емы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (го­сударственного, политического) режима.

Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения: а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика); б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация); в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический.

 

 

6. Форма правления: понятие и виды.

Форма правления характеризует способ организации гос власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных гос органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу.

по Колич.критерию. (коркунов- если высшее распоряжение властью принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, - аристократия, если же всем, то демократия)

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Признаки 1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешн. и внутр.политике как глава государства. 2. Монарх осуществляет единоличное правление. 3. Власть монарха объявляется священной, 4. Монарх формально независим в своей деятельности. 5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом. 6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.

выделяются абсолютная и ограниченная монархии Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I,).

Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной. Дуалистическая (двойственная) монархия - Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Признаки 1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом. 2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства. 3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная (конституционная) монархия - король " царствует, но не правит". власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парла­мент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в констит.монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства. Как разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно светским главой государства (Ватикан).

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избира­емыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муницип.самоуправление.

Признаки 1. Наличие высших выборных органов власти. 2. Возможность участия граждан в управлении делами государства 3. Разделение властей. 4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений. 5. Высокий авторитет судебной власти.

бывают парламентскими или президентскими. Парламент­ская республика - главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

Признаки 1. Верховенство власти парламента. 2. Правительство формируется Ставленником партии, победившей на парламентских вы­борах. 3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. 4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. 5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку. (в Италии, Германии, Австрии и т.д.)

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы прави­тельства. Признаки: 1. Президент назначает правительство, кот. несет перед ним политич. ответственность. 2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правитель­ства. 3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или колле­гиями выборщиков. 4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. 5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны(СШа).

существует республиканская форма правления, носящая сме­шанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики. Смешанная (полупрезидентская) республика

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исп.властью обладает правительство, которое несет осн.ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике. Президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом и парламентом. В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине -с согласия парламента

7. Формы государственного устройства: понятие и виды.

Форма гос устройства представляет собой внутр.деление государства на составные части- администр-территор.единицы, автономные культурные, полит.образования или суверен.государства. -отражает характер соотношения государства в целом и отд. его частей.

С точки зрения гос.устройства государ­ства можно подразделить на унитарные (единые гос. образования); федерации (союзы относительно самосто­ятельных в правовом отношении гос. образований; (рассматриваются в кач особой формы- конфедерации (государственно-правовые объ­единения, союзы суверенных государств). Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональ­ной, местной властей.

Унитарное (единое, от лат.— «один») государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Признаки 1. Один Основной Закон. 2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и суд.органы. 3. Единая система законодательства. 4. Единое гражданство. 5. Единая ден.единица. 6. Общая для всех админи-территор.единиц налог. и кредит.политика. 7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются гос.образованиями).

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое состоит только из административно-территор. единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации. Унитарное государство мб многонациональным и однонациональным. Многона­циональными являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными - Япония, Египет и т.д.

Федерация - соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «со­юз»). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда гос. образований. При этой форме гос.устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из гос. образований - членов федерации (республик, штатов эмиратов, кантонов, краев, областей, округов и т.п.). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции. Признаки 1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов. 2. Верховная законодательная, исполнительная и суд. власть принадлежит федер. гос.органам. 3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разгранич-ся союз­ной Конституцией. 4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодат., исполни­тельные и суд. органы. 5. Высший законод. (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны). (Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан, Нигерия и Эфиопия, США и Бразилия – в Америке..).

Существует неск. видов федерат.государств: - основанные на национ.о-террит.признаке (террит-е, нац-е и смеш.); - симметрич. и асимметрич.; - договорные, учредит-е и конституц-е.

Конфедерация — это " государственный союз государств", каждое из которых обладает гос.суверенитетом. этот союз именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной гос.деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.). Субъекты являются полностью самост.государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Признаки 1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения опред.целей. 2. - непрочное, как правило, временное образование. 3. Отсутствие единой территории 4. Отсутствие единого гражданства. 5. Право свободного выхода субъектов. 6. Бюджет состоит из добровольных взносов ее членов. 7. В предмет ведения входит незначительный круг вопросов (войны и мира, межд.политики). 8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов.

8. Государственно-правовой режим: понятие и виды.

Под гос режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления гос.власти.

Гос.режим -важнейшая составная часть политич.режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.(партии, общ.организации, церковь и тд)

Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствле­нии общественных организаций; милитаризации общества и т.д. (существуют авторитарные, тоталитарные, военные)

(Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значит.ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных гос.органов и усилением роли исп.органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов гос.власти до положения сугубо формальных институтов.)

Авторитарный режим - это власть одного человека или группы людей. – полит.режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за полит.жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом.

Тоталитарный режим - крайняя форма авторитариз­ма. -существует одна партия, одна гос.идеология, осуществляется моно­польный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, уста­навливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д. Тоталитарный режим можно подразделить на: ♦ фашистский; ♦ полуфашистский; ♦ военно-диктаторский. различаются степенью применения насильствен­ных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.

Военный режим – политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате гос.переворота.

Демократический режим характеризуется след.: конституционное провозглашение и осуществление соц-экономич. и политических прав граждан и их организаций, существование ряд политических (в т.ч.оппоозиционных) партий, выборность и сменяемость центр. и местных органов гос власти, офиц.признание и осущ-ие на практике принципов законности и конституц-ти, разделения властей и др. Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину лю­бых демократич.политич.режимов. Термином «демо­кратия» обозначается форма государства, если законодательная власть в нем представлена коллег.органом, выбранным народом, если осуществляются закреплен­ные законод-м широкие социально-экономич. и политич.права граждан независимо от их пола, расы, национ.... Демократический пол.ре­жим может предусматривать прямое участие населения в реше­нии гос.вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политич.решений с по­мощью выборных представит.органов (парламентская, или представительная, демократия).

Либеральный режим - это переходный режим от недемократического режима к демократическому. -характерно отсутствие ста­бильных полит.структур, слабость социально-экономич.программ, невысокая активность граждан в общественно-политич.жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной пробле­мы не используются.

 

9. Функции государства: понятие и виды.

Функции гос-ва - основные направления деятельности гос-ва, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

Как осн.напрвления деят-ти они никогда не отождествляются с самой деятелньостью, отражают соци-классовую сущность государства, обусловлены целями и задачами гос-ва, не отождествляются с функциями гос.органов, отличаются своими методами и формами осущ-ия, не смешиваются со сферами деят-ти гос-ва.

По сфере деятельности: внутренние и внешние

По времени деятельности: постоянные и временные

По степени важности: основные и неосновные

Формы (средства)осущ-ия функции гос-ва: правовые (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и неправовые (организационные, идеологические, экономические и др)

Внутренние функции государства - это осн.направления деятельности гос-а по выполнению стоящих перед ним внутр.задач. - характеризуют его внутреннюю политику. По характеру гос.воздействия на общественные отношения делятся на охранительные и регулятивные.

а) Регулятивные функции направлены на организацию обществ.произ­водства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.,, функция охраны прав соб-ти и прав и свобод грждан, культурно-просветительская, воспитательная, идеологическая.

б) Сущность охранит.функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений. Правоохранительная - направлена на укрепление законн-и и правопорядка в стране. Экологическая заключается в обеспечении прав. режима природопользования.

Внешние функции государства - основные направ­ления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач. - выступают в виде межд.сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с др.странами. Межд.сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений. осуществляется по двум осн.направлениям: в русле внешнеполитич. и внешнеэконом.деятельности. Поддержание мира, Оборона страны, Экологическая функция, функция интеграции в мир.экономику, поддержания мир.порядка, совместного разрешения с др.гос-ми глобал.экологич.и иных проблем.

 

10. Механизм государства и аппарат государства. Государственные органы: понятие, классификация.

Аппарат государства — это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.

Состоит государственный аппарат из: - органов законодательной власти; - органов исполнительной власти; - органов судебной власти; - надзорных органов (прокуратура, овд); - дипломатических органов.

Механизм государства — совокупность всех органов государства, осуществляющих его функции, как обладающих государственной властью, так и не обладающих ею.

Госуд.аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осущ-ся гос.власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед гос-ом на различном этапе его развития цели и задачи.

Аппарат любого гос-ва-это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная, целостная система.

Гос.механизм рассматривается как совокупность различных гос.органов, организаций, вооруж.сил, материальных средства гос.власти, а гос.аппарат- лишь как система гос.органов.

По своему объему и содержанию гос.аппарат шире понятия госмеханизма. Механизм- понятие в динамике, включает в себя гос.органы и их взаимодействие.

Структура гос.механизма: -гос.органы(президент, министерство), -гос.учреждения и организации (полиция, вооруж.силы), -гос.учреждения(школы, больницы, театры), -гос.унитарные предприятия(мосводканал) Механизм создается для осущ-я функция гос-ва.

Гос.органы- организация или единичное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, которым они адресованы и осуществляющее контроль за их исполнением. заполняют собой все содержание и формируют всю структуру гос.аппарата. каждый гос.орган представляет собой относительно самостоятельное.ю структурно обособленное звено гос.аппарата, создаваемое для осущ-я строго опред.вида гос.деятельности. каждый гос.орган наделен соотв.компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу гос-ва.

Осн.признаки гос.органов: формируются по воле гос-ва, действуют от имени гос-ва, обладают гос-властными полномочиями,, финансируются гос-ом, имеет свою структуру и компетенцию, выступает от имени гос-ва, имеет закон.акт, кот описывает его полномочия и тд., есть герб.печати, адрес и тд., являются юр.лицом.

Классификация!: по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач: -на представительные (законодательные учреждения, местные органы власти и самоуправления), -исполнительные(глава государства, глава правительства, министерства, местные исполнительные органы), -судебные(правоохранительные) органы, -в том числе органы конст.надзора. По порядку осуществления компетенции: единоличные и коллегиальные органы. по характеру полномочий гос.органов: органы общей компетенции (Правительство) и органы спец.компетенции (мвд). В зависимости от порядка формирования: -наследственные (назначаемые), -а также избираемые(гражданами (представ.органы) или формируемые другими гос.органами). по структуре или способу организации: - простые (не имеющ. внутр. подразделения, нотариат) и сложные(обладающие соотв.структурой организаций, министерства, ведомства). в зависимости от территор.сферы деятельности: -федеральные, органы субъектов федерации и местные. Органы, называющиеся органами местн. самоуправления не являются государ-ми и не входят в систему органов государства. (но выступают как специфич.элементы механизма гос.власти, тк по закону наделяются отдельными гос.полномочиями)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.