Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметры изучения психики в психоанализе






До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики,

Фрейд исходит из того, что выделенный им глубинный, природный ее слой - " Оно" - функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей и вожделений индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит " Оно", в нем выделяется " Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. На первый взгляд может даже показаться, что именно " Я", это сознательное начало, является той движущей силой, которая заставляет " Оно" изменять направление своей деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального бытия. Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не " Я" управляет " Оно", а наоборот, " Оно" исподволь, невластно диктует свои условия " Я". Для образного описания взаимоотношений между " Я" и " Оно" Фрейд прибегает к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью, подобно тому как в свое время А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и волей. Если воля, по Шопенгауэру, только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно коню, может, закусив удила, обнаруживать свой дикий норов и отдаваться своей первобытной природе, то фрейдовское " Оно" также являет собой лишь видимость подчинения " Я": как всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, остается вести ее туда, куда ей хочется, так и " Я" превращает волю " Оно" в такое действие, которое является будто бы его собственной волей '. Как покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское " Я" пытается сохранить свое доброе согласие с " Оно" и внешним миром. Поскольку ему это не всегда удается, в нем самом образуется новая инстанция " Сверх- Я" или " Идеал-Я", которая царит над " Я" как совесть или бессознательное чувство вины, Во фрейдовской модели личности " Сверх-Я" указывается как бы высшим существом, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и * авторитетов. Если " Я" - это главным образом представитель внешнего мира, то " Сверх-Я" выступает по отношению к нему как защитник интересов " Оно". По своему положению и функциям в психике человека " Сверх-Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально неодобренного порыва " Оно" в социально приемлемый импульс " Я", и в этом смысле как бы солидаризируется с " Я" в обуздании влечений " Оно". Но по своему содержанию фрейдовское " Сверх-Я" оказывается все же близким и родственным по отношению к " Оно", поскольку является " наследником эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений

Оно и самых важных libid'ных судеб его" ". " Сверх-Я" даже противостоит " Я" как поверенный внутреннего мира " Оно", что может привести к конфликтной ситуации, чреватой нарушениями в психике человека. Таким образом, фрейдовское " Я" предстает в виде " несчастного сознания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с " Оно", так и со " Сверх-Я".

Хотя Фрейд признавал " наследственность" и " природность" бессознательного, субъективно он верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: " " Там, где было " Оно", должно быть " Я" ". Задачу психоанализа он видел в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания, чтобы раскрытие природы бессознательного помогло человеку овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Таков был замысел.фрейдовского психоанализа. Однако объективные результаты применения психоаналитического метода в исследовании природы человека не оказались плодотворными. Фрейдовский структурный анализ человеческой психики не только не позволил создать сколько-нибудь целостного представления о внутренней жизни индивида, раскрыть мотивацию его поведения, но многие установки и положения, сформулированные основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.