Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие коллективного бессознательного в аналитической психологии К.Г.Юнга. Значение Самости.






Юнг выделяет два уровня бессознательного. Он писал, что непосредственно под уровнем сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании. Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень - коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.

Юнг проанализировал сновидения и фантазии своих пациентов и выявил в них образы и идеи, которые никак не вписывались в личностный опыт человека, поскольку они были гораздо шире его возможностей. Затем оказалось, что этот слой бессознательного напрямую связан с мифологическими и религиозными мотивами, которые Юнг обнаружил в культурах древнейших цивилизаций, разделенных между собой во времени и пространстве.

К. Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у пророков, поэтов и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладевать содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, " далеко превосходящая сознательный ум". Они улавливают некие " праформы". Эти " праформы" всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир.

Впоследствии эти " праформы" были названы " коллективным бессознательным". Состояние же транса Юнг характеризовал как специфическое единство рационального и иррационального, обладающее способностью интуитивного прозрения и озарения, которое сближает его с мифологическим мышлением. Юнг выявил, что существует немалое количество символов (образов), присущих всем древним культурам и находящихся в нашем с вами коллективном бессознательном.

Чаще всего архетипы могут проявляться в снах и видениях, когда сознательная часть психики не подвергает их обработке. Это неясные, малопонятные образы, которые ощущаются, как что-то безгранично превосходящее человеческую личность. Выражаясь в человеке архетип активизирует определенные поведенческие схемы, делает психику чувствительной к информации определенного типа. Именно прорывом архетипов К. Юнг объяснял кризис европейской культуры в 20—30-х годах, " закат Европы", выразившийся прежде всего в приходе нацистов к власти и второй мировой войне. К. Юнг считал это закономерным следствием развития европейской культуры, ее технического прогресса в овладении миром с помощью совершенствования технологии и упадка символического знания.

10.Техника толкования сновидений у З.Фрейда и К.Г.Юнга: сравнительный анализ.

Различия теорий сновидений З.Фрейда и К.Г.Юнга

З.Фрейд К.Г.Юнг

1.Сновидения поставляют материал, который помогает восстановить детские воспоминания, понять невроз и личность невротика либо здорового человека. Фрейд трактовал сновидения как душевные явления, которые выполняют защитные функции. Сновидения – это «неврозы нормального человека», символические исполнение вытеснение желаний. Фрейд различал явное и скрытое содержание сновидений. Явное – это то, что фактически видится во сне, скрытое – это то, что обнаруживается за образами сновидения, за его сюжетом.

2.1.Сгущение – совмещение различных элементов в один (например, элементов из прошлого и настоящего); 2.смещение – выдвижение незначительных деталей на первый план;

3.символизация – замена каких либо элементов бессознательного символическими эквивалентами; 4.вторичная обработка – приведение хаотичного материала в связанный сюжет. Скрытое содержание сновидения обнаруживается в процессе его анализа. Задача терапевта в том, чтобы с помощью анализа символики открытого материала выявить скрытое значение.

1.Сновидение – послание человека самому себе. Юнг рассматривал сновидение как прямой канал связи с бессознательным, когда оно говорит на единственно возможном языке – языке символов. Сновидение не является защитным занавесом (как у Фрейда), за которым скрываются реальные фигуры из прошлого, а само по себе выполняет важную функцию передачи экзистенциального послания бессознательного.

2.1.Сновидение выполняет компенсаторную функцию. Сновидение является противоположностью бодрствующего состояния и в отношении его выполняет компенсаторную функцию. Оно дает возможность заявить о себе и развиться тому, что вытесняется и не находит развития в сознании. Юнг видел в сновидении в сновидении попытку справиться с проблемой, которую не может решить, не замечает или отвергает Эго. 2.Преимущество проспективного анализа сновидений перед ретроспективным. Ретроспективный анализ направлен на понимание значения сновидения в контексте событий и ситуаций прошлого, на выяснение причиной связи между прошлым и настоящим (Фрейд). Проспективный аспект открывает в символах сновидений будущее человека, зреющие в бессознательном душевные движения, цели и перспективы личности (Адлер). Сны отражают насущные потребности человека и дают ему шанс сделать новый шаг на пути изменений.

2.Объективные и субъективный уровни интерпретации сновидений. Сначала образы сновидений рассматриваются на объективном уровне – уровне ситуации, связанном с событиями и отношениями во внешнем мире. Затем образы сновидений рассматриваются на субъективном уровне – как проекции (персонификации) личностных структур. На этом уровне анализируется деятельность психики в целом и отдельных ее компонентов.

3. Индивидуальность и многозначность символики сновидения. Образы сновидения Юнг трактовал не как стандартные символы, имеющие фиксированные значения. Трактовка любого образа может иметь множество вариантов.

6. Архетипичный характер символики сновидения. Юнг считал, что есть сны, в которых по преимуществу представлены универсальные (архетипичные) образы. Смысл всегда индивидуален.

7. Расширение содержания сновидения. В психоанализе предоставляются дополнительные возможности для расширения материала сновидения. Клиенту можно предложить нарисовать сновидение, пластически выразить его, разыграть продолжение сна, поговорить с образом.

3. Роль и позиция терапевта в рационально-эмотивной терапии

Позиция психотерапевта, безусловно, дидактична и директивна: он разъясняет, убеждает, учит, он – авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и.т.д. Он апеллирует больше к разуму и логике, нежели к чувствам и переживаниям. Клиенту отводится роль ученика, а его участие в РЭТ опирается на следующие принципы: признание личной ответственности клиента за свои проблемы; принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире; обнаружение (опознавание) клиентом у себя этих представлений; признание клиентом полезности серьезного обсуждения этих представлений; согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями. Психотерапевт помогает клиенту понять, как клиент мешает самому себе изменяться, попадая в порочный круг самообвинений, и призывает к развитию рациональной жизненной философии.

11.Развитие невроза в концепциях неофрейдизма: общий обзор.

Современное направление в философии и психологии США. Термин " Неофрейдизм" возник для обозначения новых течений, выделившихся к концу 30-х гг. из ортодокс. фрейдизма, в отличие от попыток переосмысления его Юнгом, А. Адлером и др. Основателями Н. явились Хорни, Г. С. Салливан (1892–1949), Фромм и А. Кардинер – психологи (кроме Фромма, социолога по образованию), первоначально примыкавшие к фрейдовской школе. Неофрейдизм сформировался в результате воздействия на психоанализ американских социологических и этнологических теорий, чьи прагматистские и бихевиористские установки. Неофрейдизм стремится сочетать с рядом положений и технических приемов психоанализа.

Учение о первичности социальной природы человека ведет к истолкованию психической нормы как успешной адаптации к социальной среде (Хорни, Салливан), а всякое нарушение " социальной идентичности" трактуется как патология. Однако если Неофрейдизм " социологизирует" психологию, то сами социальные силы при этом " психологизируются". Неофрейдизм отрицает те объективные социальные закономерности, которые в то же время не являются законами психологии, продолжая в этом направление ортодоксальность фрейдизма. Неофрейдизм отвергает также представления психоанализа о внутрипсихической структуре и процессах, заменяя их учением о защитных формах поведения, которые трактуются очень широко как включающие в себя почти все виды человеческой деятельности.

Главной своей задачей Неофрейдизм ставит раскрытие связующих звеньев между социальными и психологическими структурами и специального изучение механизмов связи социальной и индивидуальной патологии.

Неофрейдизм, как и современный психоанализ, не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признает в человеке известную возможность самодвижения (" стремление к самореализации"). Для Неофрейдизма в целом характерна эволюция взглядов Фромма. В ранних сочинениях он исходит из того, что человеческая природа создается социальным процессом, однако позднее в сочинениях " Здоровое общество" (Е. Fromm, The sane society, N. Y., 1955, new ed., L., 1963) объявляет чрезмерную социализацию человека источником слабости и вырождения. При этом, рассматривая отдельные социальные системы как различные попытки (иррационального) разрешения противоречий " основной человеческой ситуации", Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися еще у Хорни и Салливана, превращая психологию в философско-антропологическую теорию.

12.Эго-психология: значение Эго в развитии индивида.

Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение связанных с Я процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из так называемых эго-психологов* был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело Я и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. По сути дела, Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: 1) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на " нормальном", или " здоровом", а не на патологическом; 3) особое значение, придаваемое им достижению ощущения самотождественности, своеобразия; 4) попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности. Описанные Эриксоном " восемь возрастных периодов человека" представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в теорию личности. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для всех, кто изучает поведение человека, разрабатывать новые подходы в изучении главных психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество.

13.Теории нарциссизма: краткий обзор, основные положения.

После введения Фрейдом (1914) в психоанализ понятия «нарциссизм» под этим термином подразумевался либидинозный катексис представления о себе, то есть внутреннего образа собственной персоны.

Концепция нарциссизма возникла в то время, когда во фрейдовской теории влечений рассматривался дуализм сексуальных влечений и влечений Я. Фрейд пока еще не делал различия — как с 1950 года Гартманн) между Я как регулирующей инстанцией и Самостью как совокупностью психических репрезентантов (внутренней картиной) собственной личности. В 1914 году Фрейд выдвинул энергетическую концепцию нарциссизма, рассматривая отношение между объектным либидо и нарциссическим как комплементарное. Он использовал модель протоплазматического организма, чтобы показать, как Самость лишается либидо, когда либидо переходит на объект, и как затем либидо, направленное на объект, вновь возвращается к Самости. В качестве примеров обеих крайностей Фрейд называет состояние влюбленности (когда все либидо сосредоточивается на возлюбленной, а влюбленный забывает о самом себе) и состояние сна (когда человек утрачивает всякий интерес к внешнему миру и целиком замыкается в себе).

Модель распределения энергии, или модель амебы, действительно хорошо объясняет частные явления, но другие — нет. Так, для влюбленного характерна как раз повышенная нарциссическая самооценка, и, хотя спящий теряет связь с внешними объектами, во сне продолжаются бурные отношения с объектами внутренними.

Однако уже в 1914 году рассуждения Фрейда о «чувстве себя» и его источниках выходят далеко за пределы модели амебы. В частности, он указывает, что любовь к объекту в свою очередь усиливает нарциссические чувства, а именно через взаимную любовь, через уверенность в обладании любимым предметом и/или через осуществление идеала Я.

Структурная модель психики (Freud 1923), в которой Я располагается в качестве регулирующей инстанции в средоточии постоянного динамического конфликта с силами Оно, Сверх-Я и внешнего мира, позволяет более дифференцированно подойти к рассмотрению объектных отношений, равно как и нарциссизма.

В психоаналитической психологии Я структура объектных отношений описывается по образцу системы с отдельными структурными единицами {см. статью Г. Яппе). Аналогично этому нарциссические феномены рассматриваются не только с экономической и динамической точек зрения, но и как система с особыми подструктурами. Между обеими системами существуют функциональные связи, которые следует понимать не только как комплементарные (так выглядит модель амебы), но и как дополняющие друг друга и даже взаимоиндуцирующие. Относительно самих связей пока еще нет четких представлений.

Таким образом, принцип удовольствия имеет две «функциональные цели»:

поддержание энергетического баланса влечений (то есть регуляция удовольствия и неудовольствия, удовлетворение влечения), поддержание аффективного баланса (регуляция низкой и высокой самооценки, нарциссическое

удовлетворение), и эти функциональные цели достигаются с помощью двух различных интра-психических систем регуляции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.