Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности в психоанализе.




Двухфакторный подход: 1) Генетический фактор: психическое развитие – реализация и развертывание врожденной генетической программы развития. Этапы нормального развития предопределены (эпигенетический принцип). 2) Социальный фактор: генетическая программа не реализуется автоматически, для этого необходимы надлежащие соответствующие социальные условия. Периодизация охватывает всю жизнь. Каждый этап представляет решение человеком главной и ведущей для данного этапа жизненной проблемы, сформулированной в виде дихотомии. Один из вариантов решения нормальный – в соответствии с общечеловеческими нормами; другой – непродуктивный, не соответствует объективной норме человеческого существования. Такой вариант создает предпосылки для психопатологического развития. По Эриксону, психологический рост - похож на развитие эмбриона (эпи - над, генез - рождение) - каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическая задача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти к следующей). Развитие продолжается всю жизнь. Стадии: 1) Младенчество (до 1, 5 лет) основополагающая вера и надежда (базовое доверие к миру) против базового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильное свойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход); 2) Раннее детство (1, 5-3 года) автономия, независимость против зависимости, стыда и сомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность на преодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремление быть рядом со взрослым или агрессивность); 3) Дошкольный возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность (деструктивный вариант – беспомощность, пассивность); 4) Школьный возраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа). Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации. Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или чрезмерная конкуренция); 5) Подростковый возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые отношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него другие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм, застенчивость); 6) Период ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения – друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих); 7) Взрослость (25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труд и общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте – отвержение); 8) Зрелость (от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения - человечество в целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще раз). Задача человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием и недоверием).


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.