Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды Маслоу на самоактуализацию






Попробуем начать с того, что Маслоу подразумевал под самоактуализацией. Можно разделить два аспекта применения этого термина.

Конкретный стремление творческой личности или любого человека, знающего о наличии у него конкретного таланта, способности или дара, использовать и полностью развить этот талант.
Общий универсальное стремление любой личности к совершенствованию и развитию, к пониманию заложенного в нас человеческого потенциала.

Далее Маслоу приравнивал самоактуализацию в ее втором, общем значении к тому, что он называл психическим здоровьем. В другой своей статье, озаглавленной «Самоактуализировавшиеся люди: исследование психического здоровья», он попытался нарисовать портрет «самоактуализировавшегося человека».

Его определение критериев отбора таких людей, за исключением отсутствия психических заболеваний, вновь указывает на путаницу между конкретным и общим применением этого термина.

«…полное раскрытие и использование талантов, возможностей, потенциала и т. д…. Это люди, которые раскрыли и раскрывают все, на что они способны. Этот потенциал может быть как индивидуальным, так и присущим всем людям, и поэтому личность при самоактуализации не обязательно должна отличаться индивидуализмом».

В его список примеров самоактуализации, а также частичной или потенциальной самоактуализации входили, с одной стороны, такие творческие личности, как Бетховен, Гете, Уолт Уитмен, Генри Торо и скрипач Фриц Крейслер, а с другой — такие выдающиеся деятели в других областях, как Томас Джеферсон, Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Швейцер и философ Спиноза.

Какой вывод можно из этого всего сделать? Нарисованный Маслоу портрет самоактуализировавшегося, или психически здорового, человека (для которого он не привел никаких научных доказательств) на самом деле является портретом добротности.

Я не буду здесь перечислять все восемнадцать признаков, или элементов, добротности (или здоровья), поскольку сделал это в другой своей работе «Понимание мотивации» (1989), специально посвященной анализу трудов Маслоу. Этот список включает в себя, — что неудивительно, учитывая его примеры, — некоторые характеристики творческих людей. Трудность заключается в том, что мы должны двигаться от описаний в мир ценностей, как бы они ни прятались за такие таблички, как «самоактуализация», «зрелость» или «психическое здоровье». Что такое благо и какого человека можно считать достойным — все это философские вопросы, допускающие многообразие ответов.

Эта связь между узким и широким аспектами самоактуализации проявляется в четырнадцатом признаке Маслоу, который он называет креативностью.

«Это универсальная характеристика всех людей, которые были объектами изучения или наблюдения, — утверждал Маслоу. — Без всяких исключений. Каждый человек тем или иным способом проявляет креативность — или оригинальность, или изобретательность, — обладающую определенными свойствами».
В отличие от «узкоспециализированной» креативности Моцарта эти люди проявляют общую креативность, подобную той, которая наблюдается у детей. Она придает всему, что они делают, особый дух: «В этом смысле могут быть креативные сапожники, плотники или клерки». Маслоу был убежден, что огромный груз запретов обычно приглушает эту естественную непосредственность, которая вновь проявляется в самоактуализировавшихся людях. «Возможно, когда мы говорим о креативности, то просто с другой позиции — с точки зрения результата — описываем то, что раньше называли свежестью, глубиной и эффективностью восприятия».

Таким образом, первый ключ к теории Маслоу заключен в этой общей идее врожденной креативности человека, которая проявится или найдет свое выражение после того, как будут удовлетворены все другие группы потребностей.

Второй ключ можно найти в концепции развития. Термин холистический происходит от слова холизм, который был изобретен южноафриканским фельдмаршалом Яном Сматсом в 1927 году для описания процесса, в котором природа органически соединяет части в единое целое. Ребенок представляет собой развивающееся единое целое. Со временем термин «холистический» стали использовать как определение философского направления, представителем которого был Маслоу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.