Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследовательские работы Герцберга






В 1959 году Герцберг опубликовал результаты своих исследований отношения к труду, которые были выпущены в виде книги «Мотивация к труду».

Вместе с другими психологами Герцберг предварительно выполнил обзор существующей литературы, посвященной факторам, которые влияют на отношение к работе. Несмотря на разницу в содержании и методах 155 изученных книг и статей, Герцберг с коллегами смог прийти к одному главному выводу.

«Единственным важным открытием, которое стало результатом изучения всей этой литературы, можно считать наличие разницы в доминировании факторов в зависимости от того, что хотел найти исследователь: приятные или неприятные стороны работы. Результатом этого открытия стала теория, что одни факторы способствуют удовлетворенности от труда, а другие — нет. На этом и основана основная гипотеза нашего исследования».

После двух пилотных работ, в которых проводилось исследование, соответственно, тринадцати рабочих, священнослужителей, мастеров, инженеров и бухгалтеров, а также тридцати девяти управленцев среднего звена (все они, за исключением шести, имели инженерное образование в той или иной области), исследователи приступили к изучению отношения к работе группы из 203 инженеров и бухгалтеров, работавших на девяти заводах и фабриках в окрестностях Питтсбурга. Описание этого проекта и анализ его результатов составляют основное содержание книги «Мотивация к труду». Более того, это исследование послужило моделью для многих повторных экспериментов, проводившихся в течение следующих десяти лет. Поэтому важно разобраться в сути работы, проведенной Герцбергом и его коллегами. Учитывая стилистические особенности книги, это непростая задача, но мы смогли выделить три основные особенности исследования.

ВЫ САМИ   ПОДЧИНЕННЫЙ
  Успех  
  Продвижение по службе  
  Политика компании и администрации  
  Возможность индивидуального развития  
  Интерес к работе  
  Личные взаимоотношения с руководителями  
  Личные взаимоотношения с коллегами  
  Личные взаимоотношения с подчиненными  
  Личная жизнь (факторы, не относящиеся к работе)  
  Одобрение и признание эффективной работы  
  Ответственность  
  Зарплата  
  Безопасность  
  Статус  
  Условия труда—физические  
  • Описание прошлого опыта

Каждому из 203 участников исследования предложили назвать период в их жизни, когда их отношение к работе в ту или иную сторону существенно отличалось от обычного. Исследователь делал предположение, что респонденты способны распознать экстремумы своих непрерывных ощущений и выбрать экстремальные ситуации, чтобы сообщить о них. Делалось различие между кратковременными и долговременными последовательностями событий, но в каждом случае «история» должна была иметь законченный вид, с началом, серединой и концом.

  • Факторы — отношение — эффект

Исследователи ставили перед собой цель — раскрыть внутреннюю связь между объективными «событиями», которые присутствовали в рассказах испытуемых и сопровождались соответствующими ощущениями, и эффектами, которые эти события и ощущения вызвали. Некоторую путаницу вносит то, что сами события были названы «факторами первого уровня», а соответствующие чувства «факторами второго уровня», в то время как термин «фактор» использовался для обозначения комбинации первых и вторых. В этом контексте термин «отношение» обозначает более привычный взгляд на жизнь. «Эффекты» включают в себя производительность труда (оценка самого участника эксперимента количественных или качественных изменений), психическое здоровье, взаимоотношения с людьми, отношение к компании, а также другие отношения, связанные с ситуацией на работе.

  • Методы исследования

Исследователи применяли методику «частично структурированного» интервью, при которой интервьюер задавал несколько предварительно заготовленных вопросов, но при этом мог продвигаться в том направлении, которое ему представлялось наиболее плодотворным. «Вопросы были сформулированы так, чтобы для каждого эпизода мы могли получить информацию о факторах, отношениях и эффектах, которая нас интересовала». Каждый респондент мог выбирать эпизод, когда он ощущал сильные положительные или отрицательные чувства по отношению к работе. После того как эта последовательность была тщательно рассмотрена и проанализирована, интервьюер предлагал рассказать другой эпизод, являвшийся противоположностью первого в смысле позитивной/негативной или краткой/продолжительной последовательности событий. Некоторые респонденты сами вызывались привести третий или четвертый случай из их жизни.

Из собранного материала исследователи пытались выявить определенные категории факторов и эффектов. Внимательнейшим образом проверяя выводы друг друга, ученые разделили все ответы на «блоки», определив их следующим образом: сообщение об одиночном событии или состоянии, которое привело к определенному ощущению; одиночная характеристика ощущения; описание одиночного эффекта, например «способ, которым мне сообщили об этом, продемонстрировал, что начальство уверено во мне». Выборка из 5000 блоков, набранная из исходного необработанного материала, была разделена на три основные категории: факторы первого уровня, факторы второго уровня и эффекты. Каждая из этих основных категорий была разделена на более мелкие. После того как был достигнут 95-процентный уровень согласия относительно этих категорий, исследователи проанализировали 476 «эпизодов», или последовательностей, событий.

Группа исследователей выделила следующие факторы первого уровня — четырнадцать категорий элементов или действий в определенной ситуации, которые респонденты считали источниками положительных или отрицательных эмоций.

  • Признание
  • Успех
  • Возможность развития
  • Продвижение по службе
  • Зарплата
  • Межличностные отношения
  • Руководство — формальное
  • Ответственность
  • Политика компании и администрации
  • Условия труда
  • Сама работа
  • Факторы личной жизни
  • Статус
  • Постоянство работы

Под названием «факторы второго уровня» исследователи проанализировали ответы интервьюируемых на вопрос: «Что эти события значили для вас?» Естественно, вся информация на эту тему была ограничена способностью респондентов описать свои чувства и уровнем понимания, которое позволяло им сообщать реальные ощущения, а не стереотипные реакции, основанные на социально приемлемых идеях. Таким образом, выводы, или обобщения, второго уровня были отделены от описания чувств при сообщении «факторов первого уровня». Одиннадцать факторов второго уровня, или групп ощущений, по большей части совпадают по названию с факторами первого уровня: признание, успех, возможность развития, ответственность, принадлежность и интерес. В эту категорию были включены «чувства по поводу зарплаты», чтобы охватить те ситуации, когда фактор первого уровня оценивался преимущественно как источник того, что может принести деньги. Если ответ на вопрос: «Почему это повышение в должности обрадовало вас?» — был примерно таким: " Я рад. что могу зарабатывать больше денег», — тогда фактор второго уровня получал название «зарплата».

Анализ «эффектов» и распределение их по категориям вызвал меньше трудностей, потому что большинство респондентов были точны и конкретны в своих ответах.

Эффекты производительности Эта большая категория включает в себя три подраздела. Первый содержит общие оценки о том, что работа стала лучше или хуже, чем обычно; второй связан с оценкой скорости работы, а третий содержит оценки качества.
Текучесть рабочей силы На одном конце континуума «текучести» находится ситуация, когда работник увольняется с работы, а на другом – когда позитивные чувства по отношению к компании и к выполняемой работе настолько сильны, что он отвергает заманчивые предложения сменить работу.
Психическое здоровье Позитивные заявления, включая уменьшение симптомов напряженности, прибавка веса при его недостатке, отказ от чрезмерного употребления алкоголя или курения. Более многочисленные негативные заявления: психосоматические эффекты (кожные заболевания, язвы, сердечные болезни), физиологические изменения, связанные с напряжением (например, сильные головные боли и потеря аппетита), а также более общие симптомы беспокойства, возможно, связанные с особенностями темперамента индивидуума.
Межличностные отношения Во многих случаях работа в ту или иную сторону влияла на отношения человека с членами его семьи.
Дополнительные Респонденты также сообщали об изменении отношения к самим себе, к коллегам, к своей профессии или компании, в которой они работали.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.