Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СОБЫТИЙ X в. 8 страница
Однако между «законными» и поэтому не обозначенными в тексте наследниками Исы Хунзахского и тремя его бывшими рабами — Ивани, Герги и Бариян — произошла тяжба. Им в конце концов было отдано 3 доли оставленного завещателем имущества — каждому рабу по одной доле, а «законным» наследникам Исы •— две доли. Они же прекратили тогда тяжбу с неким Гази, оставив «в его руках» на правах собственности всё то, что Иса предоставил ему при жизни. Сделано это было при условии, что Гази — видимо, вольноотпущенник — откажется от притязаний на то имущество голотлинцев, которое было предназначено ему Исой. Данное соглашение — последнее из известных хунзахских соглашений XVII в. — было составлено при свидетельстве «кадия эпохи», то есть хунзахского кадия Максуда, дибира Шайхмухам-мада Урибского, его ученика Омара Акушалинского, дибира Зака-риги Арадерихского, дибира Мухаммеда Ахалчинского — сына Хассана, дибира Абдулкадира Хунзахского (возможно, из рода Алимчулал), «муэдзина селения» Давуда Хунзахского и хаджи Табу, родом, видимо, также из Хунзаха. Сохранилось письмо конца XVII в., написанное от имени «ну-цала, Китлилава и остального» хунзахского «войска» старейшинам, главарям и юношам гумбетовского «войска». Отметив прежде всего то, что «вы наши друзья и наше племя», отправители письма обратили затем внимание гумбетовцев на то, что издавна, «со времен предков и особенно во время правления Умма-иуцала», у них было в обычае делить радости и горе. Хунзахские тайны были открыты для гумбетовцёв, проводились совместные советы, имели место и брачные связи. Хунзахцы и их правитель Дугри-нуцал II, сын Умма-нуцала II, высказались и о том, что причитающиеся им повинности с обитателей северо-восточной части Аварского нуцальства с их добровольного согласия уже давно поступают в пользу гумбетовцёв, точнее — мехельтинцев («наш харадж в в»ших руках»), а лучшие кони и лучшее хунзахское «оружие находятся» у них и «поныне». Во второй половине XVII в. в горной части владений Турло-вых и в том числе в сел. Мехельта происходили смуты. В результате их правители со своим окружением надолго уходят в равнинный Чечен-аул. В этих условиях безвластия гумбетовцы начинают совершать «мерзкие действия» по отношению к приверженцам Хунзаха. Часть последних была убита. Были также «разрушены селения», с которых Дугри-нуцал II и его хунзахское «войско» получали повинности, их раяты не имели покоя от гумбетовцёв. ; При сложившейся ситуации Дугри-нуцал II, Китлилав и хунзахское «войско» были вынуждены заявить гумбетовцам, что они хотят знать чётко и ясно: стремятся ли они «отделиться» от них «полностью», а следовательно, могут ли нуцал и Китлилав считать гумбетовский залог — серебряные сосуды — своей собственностью или же нет? О своих последующих возможных акциях обитатели Хунзаха в письме прямо ничего не сказали. Упомянем здесь также и о том, что в XVII в. в числе ученых-правоведов родом из столицы Аварии был Харитум Хунзахский, сын Малламухаммада, сына Омара. Сохранился переписанный им экземпляр сочинения по мусульманскому праву Канз ар-рагибин. (авт. Мухаммад ал-Махалли). Других, даже самых мелких событий в истории Xyimxn и ххизахпев XVI—XVII вв. неизвестно. •> Суммируя известные ныне факты по истории Хупзаха XVI — XVII вв., можно высказать следующие соображения. В названное время, которое соответствует разгару «малого ледникового периода», когда горный Дагестан поражали холода, природные бедствия и эпидемии, Хунзах продолжал оставаться центром Аварского нуцальства. Для этого горского государства, где имели место настоящие, а не выдуманные историками феодальные отношения, XVI—XVII вв. характеризуются прежде всего началом процесса его очередного постепенного усиления. В пределах первой половины XVI—начала XVII вв. в условиях гибели
Ширвана и турецко-персидских войн государство «эмира хунзах-цев» выходит из-под власти Казикумуха. Одним из косвенных свидетельств этому является, видимо, разграничение сфер влияния между казикумухцами и хунзахцами с проведением границы по реке Аварское Койсу, за чем последовало полное падение кази-кумухской власти и шамхальского хараджа в Анди, Чамалале, Тинди и т. д. В 1706/707 г. в состав «страны Авара», что идентично нуцальству с центром в Хунзахе, переходит уже сел. Ругуджа, лежавшее на «Казикумухской» стороне. В территориальном отношении государство с центром в Хунзахе в XVI—XVII вв. хотя и не охватывало всех земель, на которых расселены аварцы, было все же достаточно обширным. Его южной границей являлось Аварское Койсу, а северной р. Аргун, как минимум. В Аварском нуцальстве имелось тогда несколько уделов, главным из которых был обладавший широчайшей автономией Чеченский удел, известный как «Уварское меньшее владение». Несмотря на образование выселенцами из Хунзаха, принадлежавшими к различным социальным слоям, ряда новых селений, Хунзах продолжал оставаться крупным населенным пунктом. Есть даже сведения, что одно время в нем насчитывалось около 3-х тысяч дворов. К концу XVII в. складывается система кварталов Хунзаха, которая сохранилась до XX вв. Среди населения Хунзаха XVI—XVII вв. четко прослеживается трехчленное деление: нуцал и общественно активная, видимо, многочисленная знать — члены нуцальского рода; простые, свободно рожденные хунзахцы — труженики и воины; рабы, которые, однако, во многих случаях владели немалым имуществом, обладали определенными юридическими правами и гордостью горца. Жители Хунзаха в XVI—XVII вв., как и в последующем, видно не отличались особенно большой религиозностью. При всем этом среди них уже тогда были люди, прекрасно владевшие арабским и персидским языками, знавшие мусульманское право, философию, грамматику, этику, риторику и иные восточные науки. В Хунзахе сохранилось искусство резьбы по камню, но в отличие от предыдущих времен оно стояло ниже, чем в Казикумухе, а тем более чем в Кубачинском культурном микрорегионе. В эти же века впервые фиксируется сохранявшаяся и впоследствии религиозная организация хунзахцев: хунзахский кадий, муллы-дибиры квартальных мечетей и мечетей сел Хунзахского «общества», образовавшихся в XVI—XVII вв., «муэдзин селения»— хунзахский будун. Существование данной организации позволило к тому времени внедрить в их жизнь частичное употребление шариата, к примеру, в области наследственного права, но в области уголовного права сохранилось господство адата. В XVI—XVII вв. хунзахцы в отличие от XVIII—начала XIX вв. не проявляли агрессивности по отношению к соседней христианской Грузии. Их внимание было отвлечено территорией расселения вайнахов, где они, видимо, совместно с казикумухцами распространяли ислам, используя при этом в качестве аргумента меч. Хунзахцы имели в указанные столетия неоднократные контакты с представителями мусульман и христиан Закавказья, с севе-рокавказцами, русскими, персами и турками. Эти контакты оказывали в целом, видимо, благотворное влияние на развитие различных сторон культуры в Хунзахе. Территория Дагестана, в том числе Аварского нуцальства, формально входила тогда в состав восточных империй — Ирана и временами Турции. При всем этом даже во второй половине XVII в., когда Сефевиды особенно активно старались сделать свою власть в горном Дагестане реальной (через предоставление кормлений дагестанским князьям в Ширване), нуцалы, сидевшие в Хунзахе, ориентировались на Россию — владычицу северокавказских степей, в которых они так сильно нуждались.
|