Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы единой трудовой школы.






(От Государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918г.)

Наступает новый учебный год. При сколько-нибудь нормальных условиях внутри школы надо было бы ожидать в ней, как отражения Великой Октябрьской революции, коренной и плодотворной реформы, реформы настолько всеобъемлющей, что она поставила бы русскую школу, по крайней мере, по принципам, положенным в ее основу, на первое место в цивилизованном мире.

Но, конечно, и при этих вполне нормальных условиях школа не может переродиться сразу, и действительность в первое время, более или менее, заметно отстала бы от планов.

Но если реальная реформа школы по необходимости будет частичной (что не мешает ей, как доказывают уже вышедшие декреты, быть все же наиболее радикальной из всех имевших до сих пор место), то тем более необходим, считает Комиссариат установить ту цель, к которой он стремится, и, рядом с перечнем отдельных реформ, подлежащих осуществлению, немедленно нарисовать картину той школы, к которой мы будем идти и, которую единственно мы можем признать нормальной в обновленной России.

Школьная реформа после Октябрьской революции имеет, очевидно, характер акта борьбы масс за знание, за образованность. Комиссариат просвещения обязан как можно скорее разрушить и в этой, быть может, важнейшей области классовые привилегии. Дело идет при этом не только о том, чтобы сделать общедоступной школы, как она есть, ибо такой, какой ее сделал предшествующий режим, она для трудовых масс не годится; дело идет о коренной перестройке ее в духе школы подлинно народной.

Новая школа должна быть не только бесплатной на всех ступенях, не только доступной и, как можно скорее, обязательной для того, чтобы она прочно укрепилась, она должна быть еще единой и трудовой.

Что значит, что школа должна быть единой?

Это значит, что вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собою одну школу, одну непрерывную лестницу. Это значит, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково, что все они имеют право идти по лестнице до ее наивысших ступеней.

Быть может, государство просто физически не осилит такой задачи, чтобы теперь же гарантировать за всеми русскими детьми грядущее вступление в университет, но, во всяком случае, переход с одной ступени школы на другую должен быть обеспечен, прежде всего, наиболее талантливым, причем преимущество отдается детям пролетариата и беднейшего крестьянства.

Государству нужны специалисты. Подростки сами имеют явно различные наклонности и дарования. Педагогика, как таковая, стоит за постепенное сужение круга знаний, за фиксирование внимания на специально выбранных предметах, ибо от идеала образованного человека одинаково далек и специалист, которому чуждо вне его специальности все человеческое, и верхогляд, который знает все понемногу и ничего до конца.

Поэтому с известного возраста, лет с 14, в школе допускается деление на несколько путей или группировок, так, однако, что многие основные предметы остаются объединяющими всех учеников, и преподавание в каждой отдельной группировке после этого разделения является только более ярко окрашенным в тот или иной специфический цвет. Группировки эти ни в каком случае не должны носить замкнутого характера.

Новая школа должна быть трудовой. Для школы государства советского, находящегося в процессе перехода от капиталистического к социалистическому режиму, это, конечно, еще гораздо более обязательно, чем для школ передовых капиталистических стран, а между тем и там осознана подобная необходимость и в некоторой степени осуществлена.

Требование введения труда как основы преподавания покоится на двух совершенно различных основаниях, результаты которых, однако, легко сливаются между собою.

Первым основанием является психология, научающая нас тому, что истинно воспринятым является только воспринятое активно. Ребенок жаждет подвижности, его держали в неподвижном состоянии. Он с чрезвычайной легкостью усваивает знания, когда они передаются ему в веселой активной форме игры или труда, которые при умелой постановке совпадают, а его учили на слух и по книге. Дитя гордится приобретением всякого практического умения, а ему их не давали вовсе. С этой точки зрения трудовой принцип сводится к активному подвижному творческому знакомству с миром.

Другим источником стремлений современной передовой школы к труду является непосредственное желание ознакомить учеников с тем, что больше всего нужно им будет в жизни, с тем, что играет доминирующую роль в ней в настоящее время, с земледельческим и промышленным трудом во всех разновидностях его.

Надо принять во внимание, однако, что если мы отнюдь не против специального технического образования для старшего возраста, то мы энергически протестуем против всякого специфического сужения круга трудового образования на низших ступенях единой школы, т.е., по крайней мере, до 14 лет.

Таким образом, с одной стороны, ребенок должен учиться всем предметам, гуляя, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, лепя, склеивая из картона, наблюдая растения и животных, растя их и ухаживая за ними. Язык, математика, история, география, физика и химия, ботаника и зоология - все предметы преподавания не только допускают творческий активный метод преподавания, но и требуют его.

С другой стороны, приближаясь к идеалу, школа должна преподать ученику главные приемы труда в следующих его областях: столярное и плотничное дело, токарное, резьба по дереву, формовка, ковка, отливка, токарная обработка металла, сплавление и спаивание металлов, закаливание, сверлильные работы, работы по коже, печатание и пр. В деревне, разумеется, центром, вокруг которого группируется преподавание, является столь разнообразное сельскохозяйственное дело.

Можно не жалеть часов, затраченных щедро на труд, посвятив ему десять недельных часов. Американцы убедились, что дети не отстали при этом в знаниях по другим предметам, но выиграли, так что введение труда, помимо других предметов, по свидетельству американских педагогов, экономизирует время.

Оно, кроме того, благотворно действует на психический рост учеников, мощно развивая внимание, аккуратность, находчивость и т.п. Хорошее техническое развитие руки ведет автоматически к развитию некоторых важнейших центров головного мозга.

Политехнически воспитанный 14-летний подросток, разумеется, окажется в состоянии с большей быстротой овладеть любой специальностью.

Бросим взгляд на то, как в школе, где доминирующую роль занял труд, будет идти преподавание в смысле усвоения знаний.

Всегда попутно поощряются и вольные занятия учеников особо заинтересовавшими их моментами: личные исследования, сочинения, рефераты, модели, коллекции и т.п.

Занятия эти, разумеется, в свою очередь должны быть проникнуты трудовым методом усвоения. Кроме того, соответственные библиотеки, лаборатории, коллекции должны быть в известные часы доступны ученикам для вольных занятий. Особенно важное значение придаем мы тому, что труд, на котором покоится преподавание в новой школе, должен быть производительным реальным трудом, реальным участием учеников в хозяйственной жизни страны.

Работа, происходя под контролем учителей, никогда не потеряет педагогического характера: недопустимо, чтобы она приняла формы, вредные для здоровья, или чтобы она не сопровождалась все время расширением как физических навыков, так и познания.

Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Особенно рисование и лепка, как его вспомогательный предмет, должны занять выдающееся место. Ученик постепенно должен приобрести в своем карандаше новый орган особо точной и образной речи. Рисование преподается первоначально по методу свободного детского творчества, фантастического, по памяти и т.д. Затем оно переходит к зарисованию с натуры дидактически подобранной серии объектов и, наконец, разветвляется на точное математическое черчение, с одной стороны, и художественное рисование - с другой. Только на этой третьей стадии допустимо и систематическое преподавание теоретических данных.

Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки.

Трудовое начало в школе в высокой мере способствует физическому развитию детей, но само по себе оно для этой цели недостаточно. Массовая ритмическая гимнастика, индивидуальное развитие мускулатуры под наблюдением врача, игра, переходящая постепенно в серьезный спорт, лишенный, однако, нездорового духа соревнования, - таков путь в этом отношении. Гимнастика и спорт должны развивать не только силу и ловкость, но и способность к отчетливым коллективным действиям, дух взаимопомощи и т.п. Гигиеническая обстановка школы, правильное распределение занятий, постоянное и пристальное участие врача-педагога в жизни школы - все это необходимые условия правильного развития детей, которым школа должна доставлять и здоровую пищу или, по крайней мере, завтрак.

Учебный год будет разделен на две категории занятий: зимние, нормальные, и летние, с преобладанием работ на воздухе, работ сельского типа.

Школьный день должен быть лишь отчасти (не более 4 часов на I ступени и 5-6 часов - на II ступени) занят программными работами, остальное время должно быть предоставлено ученикам частью для свободного использования внутри школы с утилизацией ее ресурсов, частью для полного отдыха. Само расписание должно составляться с таким расчетом, чтобы не утомлять ученика однообразием. Чрезвычайно важным принципом обновленной школы является, возможно, более полная индивидуализация обучения. Под индивидуализацией надо разуметь анализ со стороны преподавателей склонностей и особенностей характера каждого ученика и возможно более полное приспособление к его личным потребностям того, что дает ему и что спрашивает с него школа.

Социалистическое воспитание, соединяя устремление к строению психических коллективов с тонкой индивидуализацией, приводит к тому, что личность гордится развитием в себе всех способностей для служения целому. Целью здесь является - избежать задержки и развития особо даровитых натур. Но если цель эта почтенна и не должна быть никоим образом пренебрегаема, то гораздо более важной является другая - уменьшить количество отсталых. Даже в передовых демократических странах количество неуспевающих громадно. Правду сказал американский педагог, который говорил, что если бы какой-нибудь директор фабрики портил бы столько сырья, сколько процентов неуспевающих учеников насчитывают даже лучшие школы, то такого директора немедленно выбросили бы со службы.

Пусть лучше не сразу нам удастся осуществить меры в пользу особо преуспевающих, но пусть ни в каком случае отсталые не останутся без особых забот школы.

Нельзя окончить описание, хотя бы суммарное, преподавания, удовлетворяющего нашим первоначальным требованиям в школе, не остановивши внимания еще на двух совершенно необходимых условиях ее развития: она должна быть светской и общей для обоих полов. Совместное обучение дало повсюду, где оно введено, наилучшие результаты.

Освобождение школы от влияния церкви является не только важным, но прямо-таки существеннейшим завершением ее общего освобождения от того государственного пленения, при котором она является рассадником нравственных пороков, именуемых добродетелями рабов.

Добровольная дисциплина, самоуправление на началах полного равенства, хоровое начало повсюду, где оно возможно, разнообразные трудовые акты, устремленные к созданию общего сложного результата, - вот принципы, которые рядом с изучением прошлого и настоящего человечества при свете научного социализма дадут нам того гражданина, какого нам нужно и какого никогда не воспитает буржуазная школа, умеющая плодить лишь эгоистов или баранов. Действительно умный и опытный педагог не мог не заметить, что на все три вопроса: как воспитать волю, как сформировать характер, как развить дух солидарности, - ответом является одно магическое слово - трудом.

Естественно, что волю нельзя развить иначе, чем развивая активность разнообразную, целесообразную. А это, конечно, дается правильно поставленным преподаванием труда, в который в данном случае приходится влить игру и спорт.

Как ни важен, однако, трудовой принцип в деле воспитания воли, характера и солидарности, - благотворные результаты в этих отношениях могут быть достигнуты лишь при правильно налаженном школьном быте. Сюда относится, прежде всего, братское, любвеобильное, равное отношение учащих к учащимся. Уже отсюда следует, что никакая строгость, никакие наказания не могут иметь место в обновленной школе.

Учитель должен входить в интересы учеников. Не казаться для последних начальством, какой-то особой породой, скучной и рассудительной, ни в чем не родственной душе подростка. Уметь быть старшими детьми, старшими братьями разновозрастной семьи, какой является школа.

Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы.

Что касается школьной администрации, то относящиеся сюда правила изложены в прилагаемом Положении о единой школе.

Изложенная здесь картина школы не столько идеальная, сколько, по крайней мере, вполне удовлетворительная и, с нашей точки зрения, не может быть осуществлена сразу.

Пропаганда среди взрослых не в состоянии переделать душу народа. Для активной помощи стихийным факторам, действующим в этом направлении, создаются новые школы. Создать нового учителя - значит наполовину создать новую школу и содействовать созданию новой демократии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.