Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные идеи.






В области истории Р. Фахретдин проповедовал преемственность татарской культуры от булгарского наследия. В этом отношении его самое большое произведение «Асер» наполовину посвящается знаменитым личностям именно булгарского периода. Кроме того, историю татарского народа и татарской культуры Р. Фахретдин тесно связывает с исламской культурой и с исламом, в частности.

Именно через сочинения Р. Фахретдина нам стали известны имена некоторых общественных и мусульманских деятелей булгарского периода и Казанского ханства. Среди них можно упомянуть хотя бы Саиф Сараи.

В области Ислама именно Р. Фахретдин оказался первым из тех, кто считал, что религия и мусульманская нравственность должна стать основой возрождения татарской нации. В этом отношении важнейшими переводами являются «Хадисы» (Законы Ислама), в которых проповедуется нравственное назидание для татарского народа. Причем, отдельные главы посвящены воспитанию детей, поведению женщин и деятельности мужчин.

Хадисы написаны увлекательно в виде вопросов и ответов, где даются практически все правила Ислама.

В области просветительской деятельности, кроме хадисов, в творческом наследии Р. Фахретдина необходимо назвать «Насихат». Это объемное произведение призвано дать ответы на вопросы, которые встречаются в повседневной жизни. Кроме основ Ислама, в этом произведении Р. Фахретдин проповедует так называемые «традиции народной педагогики», которые стали весьма модными в последние годы.

В области Ислама и общественной деятельности Р. Фахретдин стоял на позициях религиозных реформ, которые основали Утыз-Имяни, Курсави и просветители Марджани, Фаизханова и Насыйри. Р. Фахретдин призывал соединять исламское образование со светским обучением.

Особое место в общественной деятельности Р. Фахретдина занимает его редакторство в журнале «Шура». За время его работы в этом журнале, издание стало одним из важнейших изданий в татарской культуре той эпохи. Здесь печатались лучшие произведения татарских писателей. Кроме того, журнал отличался тем, что наряду с произведениями Р. Фахретдина (исламское просветительство) здесь печатались переводы западноевропейских писателей (Ф. Карими).

Можно сказать, что именно Р. Фахретдин возглавил то джадидское движение Исламе, основу которого заложили Ш. Марджании и К. Насыйри. Именно они (и Р. Фахретдин уже на практике) заложили его основу – реформы преподавания в медресе, необходимость пропаганды знаний Нового времени через периодическую печать, усвоение татарским народом передовых достижений культуры и науки.

Один из учеников Марджани и соратник Р. Фахретдин Абдаллах бин Убайдаллах вспоминал, что просветители говорили свои ученикам: «Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладевать европейской наукой, знаниями и ремеслом! Для нас весьма полезно обучаться в школах по европейским образцам. Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ремёсла и просвещение. Для науки и знания нет национальных границ и нет особого языка!» [Юзеев, 2001, 162].

В татарской науке и культуре XVIII-XIX веков основным явлением следует считать постепенное и болезненное освоение западноевропейской и русской культуры. Этот переход, продиктованный развивающимися капиталистическими отношениями во всех сферах общественной жизни, осознавался всеми прогрессивно мыслящими людьми того времени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.