Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактика К.Д. Ушинского.






Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.

Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.

Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он.

Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность».

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизации наглядности, какая характерна для Коменского, и того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.

Отвергнув формальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум - это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены».

Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.

Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.

В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

 

34. История татарской национальной школы.

Тюркская письменность в V-VI веках использует руническую графику. В X в. вместе с исламом в Волжскую Булгарию проникает арабская письменность (до 1928 г.).

С 1928-1938 г. была введена письменность на основе латинского алфавита. С 1938 г. – на основе русского алфавита.

В конце IX – начала X в. в городах и селах Волжской Булгарии были мечети и начальные школы при мечетях, где настоятель мечети был преподавателем этой школы.

Уже в XII в. имелась разветвленная сеть мектебе и медресе. Здесь готовили деятелей, способных развивать национальную культуру. В последней четверти XIV в. и начала XV в. все наследие бывшей Волжской Булгарии переходит Казанскому ханству.

Казанское ханство сохраняет ту систему школ, которая была в Волжской Булгарии. Процесс развития таких школ был разрушен 2 октября 1502 г.

Система мектебе и медресе сохранились в селах. При Екатерине II учреждается духовное управление мусульман, которой разрешается строить мечети и открывать школы при них.

В 1711 г. в Казани возникают крупное медресе: Апанаевское, Ахундовское, Амирхановское. В этих медресе обучали богословию, арабскому языку, давали некоторые сведения по риторике, географии, праву, истории, арифметике, писанию. Основным учебником был Коран. В школах не было учебных программ, все обучение зависело от уровня и подготовки муллы и мударисов.

Девочки обучались мусульманской вере, чтению женского муллы.

На распространение и развитие татарских национальных школ оказало влияние открытия в 1759 г. в Казани первой провинциальной гимназии. Она была под руководством Московского университета.

В 1769 г. появляется указ об учреждении при гимназии классов татарского языка. Целью этих классов была подготовка чиновников для работы в восточных регионах страны, переводчиков.

Первым учителем нового предмета в этих классах был Хальфин. Проработав в гимназии в течение 16 лет он издает много учебных разработок. В 1778 г. он издает азбуку татарского языка в арабском шрифте. В 1785 г. он завершил работу над татарским словарем с краткой татарской грамматикой. При гимназии в 1802 г. открывается азиатская типография. На основе этой гимназии в 1804 г. создается Казанский университет. Державин, Лобачевский, Симонов – выпускники этой гимназии.

Развивается и негосударственная система образования: мектебе и медресе. Они существуют за счет пожертвований родителей.

В середине XIX в. в Казанском ханстве 430 мектебе, 57 медресе. В начале XX в. число мектебе увеличивается до 1000. Появляется медресе – высшие школы для мусульман.

Медресе «Мухаммадия»: Коран, история ислама, сведения о жизни пророка, основы веры и шариата, русский язык, арифметика, чистописание, рисование, счет, география, физика, природоведение, геометрия, история России, история тюркских народов, медицина, право, метрика, психология, логика, философия, педагогика, арабский язык, персидский язык (в начале XX в). Это медресе объединяет 4 ступени образования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.