Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад Ш. Марджани в просвещении татарского народа.






Шигабутдин ибн Багаутдин ибн Субхан ибн Абд-ал-Карим ал-Казани ал-Марджани родился по новому стилю 16 января 1818 г. в селе Ябынчи нынешнего Арского района Татарской АССР.

Марджани одним из первых в татарской религиозно-философской мысли XIX века выступил как религиозный философ, который стремился поднять интеллектуальный потенциал татарского народа на современный мировой уровень.

Огромная заслуга Шигабетдина Марджани заключается в том, что он, опираясь на традиционный уклад жизни татар, не нарушая его основные каноны, сумел обозначить кардинальные пути его обновления. Это важно и в наше время, потому что «возрождение традиций ислама не предполагает формальное возвращение общих мусульманских традиций в общественно-политическую жизнь общества, а подразумевает использование тех аспектов, которые сыграли в истории народа позитивную роль».

Второй этап жизнедеятельности Шигабетдина Марджани большей частью связан с просветительской и общественной деятельностью. Это 70-80 годы XIX века. Хотя он ещё продолжает заниматься религиозными и теоретическими вопросами, но в его мировоззрении явно преобладают просветительские тенденции.

Основной принципом Просветительства понимание Марджани историко-культурного процесса как развитие разума личности раскрылся и в «Мукаддиме», и в самой энциклопедии.

Религиозное свободомыслие Марджани не доходило до полного и прямого отвержения мусульманской догматики. Но, тем не менее, консервативно настроенные муллы в достаточной степени осознали угрозу его метода устоям религии. И совершенно не случайно в рапорте в декабре 1887 года муфтию Султанову 32 татарских муллы утверждали, что Марджани является мутазилитом, то есть рационалистом в религии.

Высоко оценивая научные знания, Шигабетдин Марджани считал их не противостоящими религиозным знаниям, а сосуществующими рядом с ними. Он пытался проблему соотношения веры и знания не за счёт дискредитации знания, а пытаясь установить между верой и знаниями своего рода мирное сосуществование.

В политике как и многие западноевропейские и русские просветители, Шигабетдин Марджани отдал дань концепции «просвещённого монарха». Он полагал, что во избежание взаимных ссор между людьми, кровопролития, всеобщего хаоса, анархии и произвола во имя защиты от посягательств на чужое добро нужен сильный человек, правитель, обладающий большими правами, но мудрый и просвещённый. К числу подобных правителей Марджани относил, например, Узбекхана.

Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа. Они включают мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения правдивого наследия прошлого (античной, арабо-мусульманской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культуры). Его заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоит его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Сильна вражда Шигабетдина Марджани к средневековым формам жизни татарского общества. Он постоянно выдвигал на первый план разум как критерий истории, и считал просвещение самым мощным орудием прогресса. Учёный пытался вызволить свой народ из «спячки». Критика схоластики, средневековых форм обучения, воспитания, жизнедеятельности пронизывают всё творчество Марджани.

В просвещении народов, развитии науки, знания, воспитания, образования и высоконравственной личности, в усвоении духовного наследия прошлого и настоящего Шигабетдин Марджани усматривал путь к подъёму культурного уровня татарского народа, имея целью поставить его на одну ступень с современными цивилизованными народами мира.

Наряду с Фаизхановым, Насыйри, Шигабетдин Марджани становится предвестником джадидизма – общественно-политического течения, проповедовавшего обновления канонов ислама. Именно просветители второй половины XIX века заложили основные реформы в преподавании в медресе, необходимость пропаганды знаний Нового времени через периодическую печать, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.

У Марджани было много учеников. Среди них такие выдающиеся общественные деятели, как Х. Фаизханов и М. Рамзи. Многие выпускники Марджани преподавали в Средней Азии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.