Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиотерапия в контексте психотерапии и психологии






 

Библиотерапия находится на стыке библиотековедения и медицины, она связана с библиографоведением и информационными науками, а также является составной частью психотерапии. Психотерапия – это планомерное использование психического воздействия на пациента в лечебных целях. Библиотерапия изучает общепсихологические закономерности, психическую деятельность человека, психические процессы (мышление, речь, восприятие, память и т. д.), психологические свойства личности и их проявления в процессе чтения.

Основная задача психотерапии – отвлечь больного от мыслей о своей болезни. Поэтому она, прежде всего, связана с общей психологией и ее конкретными отраслями, такими как психология обучения, психология воспитания, социальна психология, возрастная психология, медицинская психология.

Социальная психология постигает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к определенным социальным группам, а так же психологические особенности этих групп. В ходе библиотерапевтических мероприятий используются результаты анализа читательских групп и аудиторий, способы и средства социализации личности в процессе чтения, влияние социальных установок в системе взаимодействия «автор – книга – читатель». Значимыми для библиотерапевтической практики являются результаты социально-психологических исследований, затрагивающих проблемы общения сотрудников и пользователей библиотек различных видов (школьных, детских, публичных библиотек, библиотек лечебно-профилактических учреждений), а также раскрывающих социально-психологические механизмы воздействия произведений печати на личность читателя.

Возрастная психология исследует динамику психики, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому. Наблюдая читателя на разных возрастных этапах, библиотерапевт учитывает общие тенденции изменения психики, выявляет психические резервы представителей различных возрастных категорий (дети, подростки и т. д.), которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной читательской деятельности в условиях библиотерапевтических мероприятий.

Психология обучения рассматривает закономерности формирования и развития психологических изменений учащихся в ходе обучения. Основой учебного процесса во многом является чтение. Библиотерапия изучает мотивацию учебного (нормативного) чтения, психологические механизмы контроля и оценки (самооценки и самоконтроля) в процессе чтения, их влияние на понимание и усвоение прочитанного.

Таким образом, библиотерапия развивается в контексте психологии и психотерапии, использует их возможности и средства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.