Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В структуре информационного общества






В настоящее время практически не подвергается сомнению тот факт, что человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Непрерывная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как основной социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.

Все больше необходимой социальной информации человек получает из теле- и радиопрограмм, периодических изданий, разнообразных информационных систем, Интернета. Значение таких средств массовой информации (СМИ) возрастает, прежде всего, с расширением социальных функций, осуществляемых этим институтом в современном обществе.

Итак, СМИ – социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, национальные и глобальные компьютерные системы типа Интернета и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

Время и специфика средств массовой информации вносили коррективы в их функциональные обязанности, развивая и дополняя их. Сегодня выделяют такие функции: 1) социально-педагогическая; 2) интегративная; 3) учебно-образовательная; 4) воспитательная; 5) развлекательная.

Каждая функция проявляет себя в зависимости от политической, экономической ситуации, становясь основной или отступая на второй план. Но только оптимальное их взаимодействие позволяет СМИ быть по-настоящему эффективными.

СМИ распространяют информацию по каналам прямой и обратной связи и наполняют определенным содержанием общественное сознание, общественное мнение, влияют на настроения и чувства людей, их отношение к целям и задачам деятельности, формируют стимулы для установки определенных типов поведения, совершения определенных поступков или, наоборот, мешают их совершению.

Телевидение, радио и печатные СМИ, вступив в коммуникационную связь со своими телезрителями, радиослушателями и читателями переносят их из одной точки планеты в другую, как бы упраздняя пространство и время, сближая всех жителей огромной «глобальной деревни» возможностью не только лучше узнать друг друга, но и обсуждать одни и те же темы примерно в одни и те же дни и часы.

Для того чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию, СМИ при подаче материалов и подготовке сообщений, различных программ руководствуются определенными общими правилами и принципами. Ученые выделяют пять таких принципов, которые в общем виде можно сформулировать следующим образом: 1) приоритетность (действенная и мнимая) и привлекательность темы для граждан; 2) неординарность фактов; 3) новизна фактов; 4) успех; 5) высокий общественный статус.

В наше время СМИ не только развлекают и просвещают. Они же взяли на себя манипулятивно-управленческую функцию, влияя на культурные и социально-психологические ценности людей, изменяя их установки, модели поведения и восприятия действительности. Люди становятся объектом информационной агрессии или информационной войны, когда при помощи средств массовой информации их пытаются склонить к субъективной точке зрения, заданной какой-нибудь группой. Следовательно, человек должен не только использовать СМИ как источник информации, ему необходимо научиться оценивать получаемую информацию, воспринимать и усваивать ее дифференцированно.

 

Степанова А.Н.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.