Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиотечного общения






Умение продуктивно и бесконфликтно общаться – не только важное профессиональное качество любого работника, но и необходимый элемент культуры человека.

Культура общения библиотекаря является основой библиотечных отношений в библиотеке, поэтому каждый работник библиотеки должен владеть навыками культуры общения и уметь применять их на практике. Вопрос о культуре общения в библиотеке на сегодняшний день не менее актуален, чем другие аспекты взаимоотношений участников общения в библиотечной среде.

К культуре общения относятся фактически все принятые в той или иной культуре общности способы выразить мысль или чувства, отношения к другому человеку или к самому себе: слова, организованные в речь, динамические характеристики речи, выражения лица, позы, жесты, прическа, макияж (у женщин), одежда и т. п. Для этого необходимо лишь, чтобы эти способы были приняты в данной социокультурной группе, чтобы за ними были закреплены определенные значения, известные участникам общения.

О культуре общения говорит умение и способность человека владеть собственными эмоциями по отношению к окружающим.

Подлинная культура общения несовместима с равнодушием, с проявлением таких качеств, как тщеславие, эгоизм, зависть и т. д.

Культура общения включает в себя психологический и педагогический такт. Под ним понимается соблюдение человеком чувства меры в общении, умение выбирать оптимальный, приемлемый в обществе способ поведения, правильный подход к человеку и владение необходимыми для успешного общения качествами.

Большинство библиотекарей имеют целостное представление о такте. Они выделяют такие моменты, как умение общаться с читателями, проявляющееся через нравственное отношение к читателям (бережное, деликатное, уважительное, чуткое и т. д.); черты тактичного человека, по их мнению, характеризуют такие качества, как доброжелательность, воспитанность, выдержанность, вежливость, уравновешенность.

Чувство такта – это умение вести себя в различной обстановке не только в соответствии с общими правилами поведения, но и так, чтобы удовлетворять эстетическим и этическим требованиям.

Тактичность обязывает библиотекарей соблюдать меру в поступках и действиях. Быть тактичным – значит выбирать линию поведения, которая способствует установлению контактов и взаимопониманию с людьми.

В культуру общения входит такое понятие как вежливость – это нечто большее, чем простое соблюдение принятого в обществе этикета. В истинной вежливости главным является уважение личного достоинства каждого человека.

Выявление специфики профессиональной этики, несмотря на кажущуюся самоочевидность этого понятия, до сих пор остается сложной проблемой. Существование профессиональной этики признается почти всеми исследователями, разрабатывающими проблемы морали.

Существует этика руководителя, судебная, дипломатическая, педагогическая, медицинская. Но проблемой разработки библиотечной этики стали заниматься недавно. В нашей стране всегда не хватало хороших библиотечных законов.

Американские библиотекари предложили для профессиональных библиотекарей и посетителей библиотек свои варианты этических обязанностей. Их можно разделить на три типа:

1. Это стандартные обязанности, которые необходимо иметь профессионалу: образованность, честность, компетентность.

2. Ответственность за принимаемые решения и действия.

3. Профессиональная обязанность, с которой библиотекарь сталкивается при решении того или другого вопроса.

В западном библиотековедении были также разработаны этические кодексы и принят закон о библиотечной этике. Шесть основных пунктов этих кодексов гласят: хорошо обслужить, соблюдать цензуру, конфиденциальность, не совмещать профессиональные и личные обязательства, не создавать конфликтов, обращаться библиотекарям друг с другом честно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.