Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описательная психология






О новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911), основатель «философии жизни». Описательная психология, согласно Дильтею, есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности.

Дильтей высказывался против перенесения методов естественных наук в психологию. Понятие причинной связи вообще не применимо в области психического, т.к. здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием. Психология должна отказаться от попыток объяснения душевной жизни, поставив себе целью описание и анализ психических явлений. Его основной психологический труд называется «Описательная психология» (1894).

Каждое состояние сознания одновременно включает в себя интеллектуальную часть (его содержание), побуждение и чувство (нравится – не нравится), волевой компонент как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс. Внутренняя сопряженность этих моментов составляет собственную структуру сознания. Побуждение и чувство занимают центральную часть в структуре душевной жизни.

Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром – физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

В детстве игра является необходимым проявлением жизни. В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых еще не испытаны. В зрелости происходит сознание действительных ценностей. В старости человеку открываются особо значительные ценности. Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью.

Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий ее момент был бы исполнен чувства своей самодовлеющей ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям.

По точной оценке С.Л.Рубинштейна, «в противоположность глубинной психологии Фрейда, психология Дильтея может быть охарактеризована как вершинная психология. В отличие от Фрейда, и даже в противоположность ему, Дильтей исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее проявлениях.

Идеи Дильтея были развиты его учеником ^ Эдуардом Шпрангером (1882-1963). Он называл описательную психологию «понимающей».

В труде «Формы жизни» он доказывал, что основной задачей психологии является исследование основных типов направленности человека, которые и названы им формой жизни.

Шесть типов объективных ценностей:

 


  • теоретические (область науки, проблема истинности),

  • экономические (материальные блага, полезность),

  • эстетические (стремление к оформлению, самовыражению),

  • социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни)

  • политические (власть как ценность)

  • религиозные (смысл жизни)

  • В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы, но в разной пропорции, но какая-то будет доминировать. Доминирование и определяет преимущественную форму жизни данного человека, сферу его деятельности и переживаний.


Распространению описательной психологии помешали неоспоримые преимущества объективной, экспериментальной психологии.

^






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.