Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия и предпосылки информатизации в социальной сфере.




Приведем наиболее значимое для рассмотрения социальных предпосылок информатизации определение понятия "социальная сфера".

Социальная сфера - целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная его объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

В качестве рабочего определения социальная сфера может быть рассмотрена как пространство и процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса.

В структуру формирования индивидуального интеллекта наряду с генетической составляющей также входят составляющие, определяемые микро (семья) и макро (школа, трудовой коллектив) социальной средами. Поэтому, например, сам факт наличия детских домов является ударом по интеллектуальному потенциалу нации

При этом важно помнить, что имеется в виду как физическое, так и культурно-духовное формирование личности, так как развитие интеллектуальной и культурно-духовной деятельности как стержня информатизации невозможно без соответствующего прогресса в физическом развитии человека. Резервы же для россиян в этом смысле огромны. Так, например, для европейского генотипа рост современных американских юношей и девушек, как представителей экономически наиболее благополучной нации - соответственно 185 и 175 см. может служить «идеальной планкой» физического расширенного воспроизводства.

Уровень образованности той или иной страны рассматривается в настоящее время ООН как важнейший показатель ее развитости. Так, например, количество лет обучения считается обобщающим индикатором уровня культуры страны и входит, в свою очередь, в «индекс развития человеческого потенциала», складывающийся из трех показателей: количества лет обучения, средней продолжительности жизни и величины валового внутреннего продукта на душу населения.

Потенциальные способности мозга человека используются в среднем всего на 6-10%. Значительно улучшить этот показатель, приблизить его к объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту должна внести и информатизация социальной сферы.

В какой мере сейчас информация, информационные технологии способствуют повышению качества жизни, способствуют улучшению условий воспроизводства личности?

Для этого необходим свободный доступ каждого человека к социально-бытовой (информационно-справочные центры муниципалитетов, префектур и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации, причем основная, первичная информация должна предоставляться населению бесплатно.



Особое социальное значение приобретает сам факт наличия дома (в семье), в детских садах, школах и вузах значимых библиотек, компьютеров с сетевым выходом.

Реализация предпосылок информатизации именно в социальной сфере является наиболее важной для интеллектуального, культурно-духовного развития общества.

В данной теме важно остановиться и на исходных условиях и альтернативных вариантах развития процесса информатизации в России.

В настоящее время в России идет процесс разрушения складывавшихся предпосылок информатизации, соответствующих классическому подходу к информатизации общества.

Темпы развития информатизации в России сильно сдерживаются экономической нестабильностью, недостаточным законодательным обеспечением, низкой информационно-правовой культурой общества в целом, дефицитом специалистов в сфере информатизации, а также тем, что, по оценкам специалистов, информатизация не является предметом государственной политики.

Тем не менее, следует отметить, что в России имеются давние традиции в организации и управлении информационной деятельностью, сохранились мощности по генерации информации и система ее распространения (продолжают работать крупные информационные центры – ВИНИТИ, ИНИОН, ГПНТБ, ВИМИ и др.), устойчиво развивается информационный рынок.

Согласно Концепции формирования информационного общества в России альтернативность российского варианта информатизации связана со спецификой политических и социально-экономических и культурных условий России, а также с тем, что повторение пути других стран, помимо значительных капиталовложений потребует недопустимого изменения российского менталитета и переориентации общественного сознания на цели, приоритеты и направления развития, свойственные западному образу жизни.



Российский путь информатизации должен быть ориентирован на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности при минимальных капиталовложениях со стороны государства. В контексте данной постановки вопроса представляется важным понимание менталитета как способа, типа мышления, склада ума, проявляющегося в познавательном, эмоциональном, волевом процессах и характере поведения, который дополняется системой ценностных установок, присущих конкретной социальной общности.

Специального учета при осуществлении информатизации общества имеют специфические особенности российского стиля мышления (склонность к созерцательности, эмоциональная вовлеченность в познавательный процесс, терпимость к неопределенности и противоречиям), имеющего немало общего со стилем мышления традиционной восточной науки с ее особенностями. Речь идет о первенстве наук о человеке, о приоритете духа над материей и др.

Для российского варианта информатизации общества, по оценке специалистов, необходимы:

• информатизация всей системы общего и специального образования, в т.ч. повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;

• формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в т.ч. домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;

• обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

Историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания, образование единого духовного пространства страны – таковы основные особенности выбираемого пути России к информационному обществу.

Таким образом, необходим целый ряд неординарных решений, позволяющих не только преодолеть технологическое отставание России от передовых в информационном отношении стран мира, но и сохранить и развить национальную культурно-духовную сферу.

Перечислим необходимые слагаемые альтернативного варианта развития процесса информатизации в России:

• заимствование передовой информационной технологии с одновременным обеспечением информационной безопасности России;

• определение образующих черт социальных преобразований будущего (например, гармонизация информационного и экологического начал общества);

• использование в качестве основополагающего принципа информационного комфорта;

• активный поиск новых конструктивных решений социальных проблем информатизации России на основе симбиоза «левополушарных» и «правополушарных» механизмов коммуникации. Господствующий в мире в настоящее время западный вариант информатизации рассчитан на рациональное ее восприятие. Россия же, образно говоря, «правополушарный» регион и грамотный и достаточно оперативный учет этого обстоятельства может позволить стране резко увеличить темпы и качество информатизации, своим путем войти в информационное общество;

• формирование общественного мнения через СМИ об особой роли россиян в развитии российской и далее общемировой информатизации по социокультурному варианту;

• формирование отношения к «виртуальной реальности» не как к некоему идеалистическому объекту, не имеющего отношения к социальному управлению, а как к особому объекту управления, являющемуся своего рода индикатором нереализованных в реальной социальной практике желаний, настроений. Для российского менталитета точный учет в социальном управлении этой «виртуальной» культурно-духовной составляющей жизни личности имеет весьма существенное в современных условиях значение.

Для общества, вступившего в фазу информатизации, фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего, этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия «информационная война», «психологическая война», «пси-оружие», «утечка умов», «зомбирование» наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.

Значимой проблемой является безвозмездная перекачка через сеть Интернет накопленного интеллектуального труда российских ученых в другие страны. В США проводятся работы по получению сведений об информационно-телекоммуникационных комплексах России для установления последующего контроля над российскими национальными информационными ресурсами. США уже сейчас закладывают маршруты информационных потоков, которые могли бы контролироваться американскими спецслужбами в соответствующих центрах. В частности, специальные пункты в странах НАТО четко фиксируют корреспондентов, обращающихся через сеть Интернет к американским информационным ресурсам.

Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепциях национальной безопасности, информационной безопасности, а также в ряде других нормативных документов.

Информатизация российского общества должна иметь своей целью сохранение и развитие национального способа мышления, ментальности, позволяющей эффективно познавать и моделировать социальные процессы в том или ином конкретном объекте на базе возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1. С помощью сети Интернет найти ответ на вопрос: «Какова законодательная база в сфере информатизации в РФ». Ответ представьте в виде таблицы:

№ п/п Название документа Дата подписания документа Суть документа (краткая аннотация)
       

2.Обсуждение «Тенденции развития современного информационного общества в России» (в интерактивной форме).

Перечень тем для обсуждения:

1 Окинавская хартия

2 Государственная программа «Информационное общество»

3 Информатизация в России и Интернет

4 Информатизация в России и сетевая экономика

5 Значение информатизации в жизни общества

Методические указания к организации обсуждения:

По данным темам необходимо подготовить доклады в форме мультимедиа презентаций. Время выступления 5 минут, после каждого выступления дается 2 – 3 минуты для ответов на вопросы и обсуждение темы.

Для обсуждения выбирается руководитель, секретарь и жюри, включающее 3-х человек. При этом выступить должны все студенты группы, в том числе руководитель, секретарь и жюри.

Функции руководителя: Организация обсуждения. Организация выступления участников и сбор презентаций в общую сетевую папку (рабочая папка). Правильное формулирование имени файла. Следить за выполнением регламента и временем выступления участников. Контроль деятельности секретаря и жюри.

(Зарабатывает 3 балла к общему рейтингу по обсуждению. В случае максимальной суммы баллов идет вне конкурса).

Функции секретаря: Фиксация выступления участников обсуждения. Фиксация задаваемых вопросов и выставляемых баллов в специальной электронной форме. Подсчет результатов по обсуждения.

(Зарабатывает 1,5 балла к общему рейтингу по конференции. В случае максимальной суммы баллов идет вне конкурса).

Функции жюри:Оценивание выступления участников и умения отвечать на вопросы. Члены жюри совещаются в конце выступления участников. Выставляют баллы. Оценивается само выступление, оформление презентации, а также умение отвечать на вопросы.

(Каждый член жюри зарабатывает 1,5 балла к общему рейтингу по итогу обсуждения. В случае максимальной суммы баллов идет вне конкурса).

 

Презентации оформляются в соответствии со следующими требованиями:

Имя презентации: Иванов_И.И._101_соц_работа.

Презентация должна содержать ряд обязательных слайдов:

· Титульный лист:

o тема презентации;

o кто выполнил, кто проверил;

· План:

o структура Вашей презентации;

· Основная часть:

o слайд 1;

o слайд 2;

o слайд 3;

o …

· Список литературы:

o книги;

o интернет источники;

· Вежливость:

o Спасибо за внимание!

Требования к оформлению:

  • Выбрать единый фон оформления (цвет фона и текста должны быть контрастными, приветствуется холодный или белый фон).
  • Информация на слайдах должна быть структурирована (слайд может содержать ключевое положение, классификацию, объяснение, ситуацию, пример из жизни, цитату, статистические данные, анекдот, шутку, байку, мораль, вывод и др.)
  • Использовать шрифт без засечек (например, Arial), текст не более 40-50 слов на слайде.
  • Каждый слайд должен иметь заголовок (он должен быть выделен каким либо образом, например, иметь больший размер, чем остальной текст на слайде), в заголовках точки не ставятся.
  • Обязательное наличие изображений в презентации. Изображения должны быть выделены, например, обрамлены рамкой или использованы какие либо «эффекты для рисунка».
  • Активно использовать схемы, диаграммы, объекты SmartArt.
  • Анимация и звук должны быть профессиональными, используются только в случае необходимости.
  • Количество слайдов – не менее 10.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал