Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.






А. Российские ученые, внесшие вклад в изучение проблем постиндустриального, информационного общества.

Б. Критерии вступления общества в постиндустриальный, информационный периоды своего развития


 

1. Занятие №2

Тема: Круглый стол «Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества»

2. Форма организации занятия: практическое занятие в интерактивной форме

3. Значение изучения темы (актуальность изучаемой проблемы):

Определение современного состояния и перспектив развития информатизации стран мирового сообщества, состояния и перспектив правовой информатизации в контексте становления информационного общества дает полное представление о состоянии уровня информатизации в России и стран ближнего и дальнего зарубежья, а также формирует у студентов объективное представление об информационном характере развития современного общества и возникающих при этом информационных, психологических и социальных проблемах и практических методах их решения..

4. Цели обучения:

- общая:

владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11)

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19)

- учебная:

обучающийся должен знать актуальные проблемы информатизации социальной сферы; информационные аспекты современного этапа процесса развития цивилизации и основные закономерности глобального процесса информатизации общества; основные черты и особенности формирующегося глобального информационного общества и основные проблемы и тенденции его становления; новые возможности и новые проблемы человека в информационном обществе, и пути преодоления этих проблем

обучающийся должен уметь правильно ориентироваться в новой информационной реальности; самостоятельно оценивать влияние процесса информатизации общества на развитие науки, культуры, системы образования, информационных и коммуникационных процессов общества.

обучающийся должен владеть представлением об особенностях информатизации современного общества; терминологией, связанной с современными методами информатизации в обществе

5. План изучения темы:

5.1 Контроль исходного уровня знаний (тест на сайте дистанционного обучения cdo.krasgmu.ru).

5.2 Основные понятия и положения темы (наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).

Самое начало процесса информатизации современного общества следует отнести к 40-м годам XX века. Именно в этот период благодаря успехам в развитии радиовещания в обществе была впервые осознана социальная роль средств массовой информации и необходимость их развития на новой технической базе. Инициатором здесь выступили Соединенные Штаты Америки, где сплошная телефонизация страны была объявлена национальной программой.

В этот же период времени начала активно развиваться и новая область научно-технического прогресса — радиоэлектроника, которая и явилась технической базой для создания первых электронных вычислительных машин, а в дальнейшем — и электронных систем передачи данных по каналам связи. Именно эти два важнейших средства информатизации и сыграли решающую роль в процессе дальнейшей информатизации общества. Мало того, уровень развития этих средств до сих пор используется в качестве одного из важнейших показателей развития процесса информатизации.

Следующим важным этапом в развитии технической базы информатизации стали 70-е годы XX века, когда были созданы большие интегральные схемы (БИС), которые и стали затем широко применяться для построения различного рода устройств хранения, обработки и передачи информации. На основе БИС были созданы микропроцессоры, которые начали встраиваться в различные виды производственного оборудования, устройства управления и бытовую технику. На их основе были сконструированы также и персональные ЭВМ, массовое производство и распространение которых в различных сферах социальной практики оказалось поистине революционным.

Именно поэтому начало процесса глобальной информатизации общества большинство современных исследователей относят к 70-м годам XX века, а количество ПЭВМ в той или иной стране или сфере человеческой деятельности может служить некоторым обобщенным показателем уровня их информатизации.

По этому показателю мировым лидером в развитии процесса информатизации были и остаются сегодня США. Затем (со значительным отставанием) следуют страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии и, наконец, страны Восточной Европы, в том числе и Россия.

Так, например, в начале 1996 года общий парк персональных ЭВМ в США оценивался величиной порядка 60 млн единиц, из которых почти 40% составляли домашние ПЭВМ, приобретенные населением и используемые в домашних условиях для целей образования, профессиональной деятельности и развлечений.

В этот же период времени количество ПЭВМ в России не превышало 4 млн единиц, а количество проданных за год компьютеров оценивалось величиной порядка 1 —1, 2 млн.

Необходимо отметить, что всего в мире в 1996 году было продано около 70 млн единиц персональных компьютеров, из них в США — 26, 8 млн. При этом объем продаж непрерывно возрастает очень высокими темпами — порядка 18—19% ежегодно. По имеющимся про­гнозам, в 2000 году в мире будет продано более 130 млн ПЭВМ, т. е. почти в два раза больше, чем в 1996 году.

Современное состояние информатизации в России и передовых странах мирового сообщества

По оценкам корпорации IDC, развитие рынка ПЭВМ в России в последние пять лет осуществляется с постоянным приростом порядка 17%, т.е. со скоростью, близкой к темпам развития мирового рынка персональных компьютеров. Однако общее количество ПЭВМ в России по этим оценкам должно составлять в 2000 году лишь около 10 млн единиц, что по некоторым оценкам составляет не более 20% от уровня, необходимого для нормального развития страны.

Таким образом, современный уровень информатизации России, оцениваемый по уровню развития парка персональных ЭВМ, отстает сегодня от уровня развития этого процесса в США примерно в 15 раз, и этот разрыв на ближайшие годы может сохраниться, если не будет принято необходимых мер по развитию отечественного производства современных средств информатизации.

Следует отметить, что приведенная выше оценка является очень приближенной, так как она не учитывает качественных различий в характеристиках средств информационной техники, используемой в настоящее время в США и в России. В США парк ПЭВМ постоянно обновляется современными моделями. При этом значительная часть из них работает в составе локальных и глобальных информационных сетей. В России же доля таких ПЭВМ существенно ниже.

Приведем еще один количественный показатель, который достаточно наглядно характеризует отношение к процессу информатизации общества в той или иной стране. Он характеризуется величиной общих ежегодных затрат на информационную технику, приходящихся на душу населения. По данным EITO-97 в 1996 году эти расходы составляли в США более 1000 долларов, т. е. на каждого жителя этой страны, включая грудных детей, приходилась сумма, на которую можно было бы приобрести вполне современный персональный компьютер.

В странах Западной Европы (Германии, Франции и Англии) указанные выше затраты почти вдвое меньше, чем в США (от 600 до 500 долларов). Что же касается России, то они составляли 14 долларов, что в 75 раз меньше, чем в США. На эту сумму можно было приобрести разве лишь несколько дискет для персонального компьютера.

Приведенные выше сравнительные оценки уровня информатизации общества являются хорошим поводом для серьезных размышлений государственных и политических деятелей России, так как они самым тесным образом связаны с перспективами ее дальнейшего развития.

Что же касается уровней информатизации основных сфер деятельности занятого населения России, то здесь основными потребителями средств информационной техники являются банки (40%) и правительственные учреждения (35%). В то же время в промышленности и сфере телекоммуникационных услуг их доля существенно скромнее (10% и 5% соответственно). Оставшиеся 10% приходятся на все остальные сферы социальной активности населения страны: науку, образование, торговлю, сферу культуры и т. д.

Основные тенденции и перспективы дальнейшего развития процесса информатизации в мировом сообществе

Как же следует сегодня оценивать перспективы дальнейшего развития процесса информатизации стран мирового сообщества и России? При сохранении существующих тенденций можно ожидать, что полная информатизация страны может быть достигнута в США в период между 2010 и 2020 годами. К этому времени парк персональных ЭВМ в этой стране составит 300—350 млн единиц, т. е. превысит общую численность населения.

Кроме того, существенным образом изменится и сам облик средств информатики массового применения, которые станут сверхминиатюрными. При этом существенно возрастут их функциональные характеристики и надежность, они станут более дешевыми и удобными в эксплуатации.

Следует отметить, что во многих развивающихся странах в последние годы стало все больше осознаваться значение информатизации общества как важного фактора развития экономики. Поэтому сегодня именно в этих странах наблюдается самые высокие темпы роста продаж средств информатики.

Так например, в 1996 году эти показатели составили для Китая более 100%, Бразилии — 70%, Индии — 60%. Это свидетельствует о том, что развитие парка средств информатики осуществляется сейчас опережающими темпами по сравнению с другими видами промышленной продукции не только в развитых, но и в развивающихся странах.

Этот сектор экономики является в настоящее время самым прибыльным и перспективным. Он активно поддерживается правительствами многих стран, которые содействуют как закупкам современной информационной техники за рубежом, так и развитию собственных разработок и сборочных производств на основе импортных комплектующих изделий.

Во многих странах сегодня приняты и реализуются специальные государственные программы развития информационной техники и повышения эффективности ее использования. В настоящее время в США реализуется 6 таких программ, в Японии и Южной Корее — по 3, в странах Западной Европы — 2 и в Китае — 1. Объем ежегодного госбюджетного финансирования этих программ достаточно велик и находится в преде­лах от 4 до 13 млрд долларов.

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что развитие современной цивилизации происходит в направлении становления постиндустриального информационного общества, формирование которого в развитых странах идет очень высокими темпами. По некоторым прогнозам, этот процесс достигнет своего апогея в середине наступающего XXI века.

В процессе информатизации происходит насыщение средствами информатики различных сфер общества, развиваются и внедряются новые виды информационных технологий, предназначенные для оптимизации различных видов информационных процессов, создаются автоматизированные банки данных и знаний по различным видам человеческой деятельности. Информация начинает играть все большую роль в жизни общества, так как от ее эффективного использования зависит не только развитие науки, образования и культуры, но также и экономическое могущество государства, его национальная безопасность.

Сегодня мы все в большей мере начинаем осознавать тот факт, что информация — это не второстепенный атрибут нашей деятельности, а стратегически важный ресурс развития общества, использование которого позволяет экономить другие виды ресурсов — энергетические, материальные и людские. Ярким примером этого является феноменальный социально-экономический прогресс Японии за последние двадцать лет. Страна, не имеющая практически никаких собственных сырьевых и энергетических ресурсов, за короткий период выдвинулась на второе место в мире по уровню своего экономического развития и социальной обеспеченности населения, которое имеет сегодня наивысшие показатели средней продолжительности жизни.

Все это явилось следствием последовательной реализации научно обоснованной национальной политики этой страны в области информатизации общества, развития и эффективного использования информационных ресурсов и перспективных информационных технологий. Сейчас примеру Японии следуют и многие другие страны: Южная Корея, Сингапур и Таиланд.

5.3.Самостоятельная работа по теме:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.