Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рентабельность






Рентабельность предприятия это отношение фактической прибыли к объему продаж. Используя счет прибылей и убытков, вычис­ляют два показателя рентабельности предприятия: чистую маржу и валовую маржу.

Чистая маржа вычисляется по следующей формуле: /

чистая маржа = (чистая прибыль: объем продаж) Х 100%.

Чистая маржа показывает, какая доля объема продаж остается у предприятия в виде чистой прибыли после покрытия себестоимос­ти проданной продукции и всех расходов предприятия. Этот показа­тель может служить указателем допустимого уровня рентабельности, при котором предприятие еще не терпит убытки. На чистую маржу можно влиять ценовой политикой предприятия (валовая маржа и на­ценка) и контролем над затратами.

Валовая маржа вычисляется по следующей формуле:

валовая маржа =(валовая прибыль: объем продаж) X 100%.

Наблюдается обратная зависимость между валовой маржой и обо­рачиваемостью запасов: чем ниже оборачиваемость запасов, тем вы­ше валовая маржа; чем выше оборачиваемость запасов, тем ниже ва­ловая маржа. Производители должны обеспечивать себе более высокую валовую маржу по сравнению с торговлей, так как их про­дукт больше времени находится в производственном процессе. Вало­вая маржа определяется политикой ценообразования.

С валовой маржой не следует путать другой инструмент ценообра­зования — наценку, которая вычисляется по следующей формуле:

наценка =(валовая прибыль: себестоимость проданной продукции) Х 100%.

При установлении наценки следует исходить из желаемой страте­гической позиции предприятия относительно конкурентов. На од­ном конце рыночного спектра находятся предприятия, обеспечива­ющие высокое качество и назначающие заведомо высокие цены (то есть имеющие невысокий объем продаж). На другом конце ры­ночного спектра — предприятия, продающие большие объемы това­ра по низким ценам.

Пример 19. Определим в примере 1 чистую маржу, валовую маржу и наценку.

Чистая маржа = (чистая прибыль)/(объем продаж) х 100% =

= 80000/200000x100% = 40%. Поэтому из каждого 1 руб. объема про­даж чистая прибыль после покрытия себестоимости проданной про­дукции и всех расходов предприятия составляет 0, 4 руб.

Валовая маржа = (валовая прибыль)/(объем продаж) Х 100% = = Ц0000/200000х100% = 55%.

Наценка = (валовая прибыль)/(себестоимость проданной продук­ции) 100% = 110000/90000x100% ~ 122%.

Задача 19. Определить в задаче 1 чистую маржу, валовую маржу и наценку.

Операционная маржа определяется по следующей формуле:

операционная маржа = (прибыль до уплаты процентов и налога: объем продаж) Х 100%.

Пример 20. Прибыль до уплаты процентов и налога равна 50000 руб., а объем продаж — 200000 руб. Определим операционную маржу.

Операционная маржа = (прибыль до уплаты процентов и налога)/(объем продаж) X 100% = 50000/200000 = 100% = 25%.

Задача 20. Прибыль до уплаты процентов и налога равна 60000 руб., а объем продаж — 215000 руб. Определить операционную маржу.

Осторожные предприятия финансируют свои активы, как правило, за счет собственного капитала. Агрессивные предприятия для финан­сирования своих активов используют заемные средства, по которым выплачивают проценты. Операционная маржа позволяет устранить при сравнении предприятий влияние структуры финансирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.