Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каждый день приносит радость






Счастливое детство и радость — понятия неразделимые. Жизнь ребенка в детском саду нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Именно она создает здоровый душевный настрой, жизнеутверждающее мироощущение растущего человека. Советский педагог Е. А. Аркин, видя в положительных эмоциях источник психического здоровья, говорил: «На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать уме­ние находить радость и позволять ребенку со всей детской непо­средственностью отдаваться ей»'.

Очень непросто создать у детей такое радостное настроение, особенно у малышей, в период их привыкания к детскому саду. Непривычная обстановка, отсутствие родных и близких людей, незнакомые взрослые и сверстники, иной характер общения —J все это настораживает, волнует, угнетает малыша, нередко вы­зывает слезы, отрицательно сказывается на физическом состоянии.

Поэтому воспитатель старается прежде всего снять напряже­ние, создать в группе спокойную обстановку. Этому содействуют предупредительные меры, широкоизвестные педагогам и положи- тельно зарекомендовавшие себя в практике: постепенный прием, в группу новичков (чтобы каждому из них можно было уделить побольше внимания), заблаговременное знакомство с будущими; воспитанниками (чтобы узнать об их особенностях, привязан­ностях, любимых игрушках), а также доброжелательный тон детьми, умение их занять, вызвать у них желание общаться.]

Общение со взрослым — один из источников радости малень­кого ребенка. Вот почему уже с первых дней воспитатель старается j установить эмоционально-положительные отношения с каждым ре­бенком и со всеми детьми в целом. И чем чаще и разнообразнее! поводы для общения с детьми, тем большую потребность они начинают испытывать быть рядом со своим наставником. Как,) приятно услышать от него ласковое слово, одобрение своему] поступку, поддержку возникшему замыслу.

Большое место в работе с малышами занимает организация нехитрых развлечений. Вот педагог вносит в группу заводную игрушку. Дети с удовольствием разглядывают шагающего утенка, I

Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968, с. 381.

пляшущего мишку или играющего на барабане зайца. Эти игруш­ки вызывают улыбку, улучшают настроение. Конечно, радость ре­бенка еще непродолжительна, но он уже улыбается воспитателю, рядом находящемуся малышу, а тот — ему в ответ. Возникает первый эмоциональный контакт и на основе его — тяготение друг к другу. Это уже немало: ребенок на некоторое время успокоился, откликнулся на предложение воспитателя погладить пушистого котенка, позвать его, похлопать в ладоши танцующему мишке.

А через некоторое время, выведя детей на прогулку, воспита­тель поет песенку «Вышла курочка гулять...», и дети вовлекаются в игру, подражая действиям цыплят.

Особое внимание созданию положительного настроения у детей воспитатель уделяет во второй половине дня, когда дети с не­терпением ждут родителей. В ожидании близких некоторые малы­ши грустят, не расположены к самостоятельной деятельности, не откликаются на предложение поиграть с воспитателем. Вот почему важно, чтобы пробуждение ребенка после дневного сна настроило его на мажорный лад. Мягкое обращение, улыбка, заботливый жест, доброе слово воспитателя— все это способствует созданию у малышей бодрого настроя, помогает встать с постели без слез и грусти, переключиться на предстоящие дела.

В течение дня педагог использует разные способы, чтобы пора­довать детей: то он предлагает им карнавальные шапочки, легко превращающие малышей в зверушек, то начинает разговаривать с Петрушкой и просит отыскать игрушку, из-за которой ребенок грустит. Небольшое зеркальце помогает педагогу позабавить ре­бят ловлей солнечного зайчика, а огромная коробка, завязанная красивой лентой, вызвать интерес: «Что в ней спрятано?»

Так жизнь детей пропитывается радостью, которая создает тот мажор, о котором много говорил А. С. Макаренко.

Чем старше становятся дети, тем более содержательными и разноплановыми становятся развлечения: организуются спортивные игры-соревнования и вечера загадок, игры-драмати­зации и встречи с героями любимых сказок. Они начинают зани­мать определенное место в режиме дня, в общем укладе жизни детей. Воспитатель планирует различные зрелищные пред­ставления и концерты, в которых дети являются то зри­телями, то исполнителями (заранее по секрету можно подготовить и сюрпризные номера), вечера досуга, инсценировки сказок. Как особый вид вечеров досуга организуются для старших детей концерты, посвященные творчеству писателя, композитора, временам года, а также на темы «Наша Родина», «Моя Москва», «Мы собрали урожай» и др.

В детских садах нередко отмечают дни рождения де­тей. Это тоже своеобразный вечер досуга в группе. Большая воспитательная ценность его прежде всего в том, что педагог, используя особые возможности, учит детей доставлять удоволь­ствие сверстнику, разделять его радость.

...Радость для других. Она достигается усилиями. Задача педагоганаправить ребенка на добывание активной радости, выражающейся в действии, в умении творить добрые дела для других и приносящей растущему человеку удовольствие от того, что, например, помог сверстнику, поделился «сокровищем» с дру­гом, научил чему-то новичка и т. п. С этих, казалось бы совсем маленьких, проявлений внимания к окружающим начинается фор­мирование у детей умения и желания доставлять радость другому.

«На мой взгляд, высшее мастерство педагога — это умение направить духовные силы ребенка на творение радости для дру­гих людей»1, — говорил В. А. Сухомлинский.

Детей надо учить разделять чужую радость так, чтобы она не рождала зависть, желание завладеть тем, что дано другому, а вызывала чувство удовлетворения от того, что сверстнику что-то удалось, в чем-то он достиг успеха. И как раз день рожде­ния одного из воспитанников группы помогает формированию у детей умения доставлять радость «виновнику торжества».

Стоит присмотреться к детским лицам, прислушаться к тому, что они говорят, и станет очевидным — далеко не все умеют раз­делять настроение именинника. Среди общего веселья нет-нет да и промелькнет на чьем-нибудь лице тень зависти или безразли­чия. Можно даже услышать: «А какой подарок дадут мне?», «Я тоже хочу сидеть на главном месте», «А когда будет мой день рождения?», «Почему только Юре красивая чашка, а мне?» и т. д.

Конечно, подобная реакция во многом объясняется особен­ностями детей дошкольного возраста (их непосредственностью, несформировавшимися тормозными процессами), но это как раз и свидетельствует о том, сколь необходимо формировать у них умение проникаться чужой радостью, разделять успех другого. Подобных реакций будет намного меньше, если день рождения отмечается не от случая к случаю, а всякий раз, когда в группе появляется именинник (и еще лучше, если несколько детей празд­нуют свой день рождения вместе). И воспитатель разъясняет, что быть именинником — это не только преимущество, но и ответ­ственность: от юбиляра требуется гостеприимство, внимание к детям и взрослым.

Педагог готовит общую радость — и для юбиляра, и для всех детей группы: одного учит умению принимать внимание товари­щей, всех — умению дарить внимание. Он подсказывает своим воспитанникам, как они могут порадовать именинника веселыми танцами, песнями, забавными сюрпризами и по секрету сделан­ными ими самими сувенирами.

А знают ли ваши воспитанники о том, что и у воспитателей, и у няни, и у заведующей бывает свой юбилейный день? К сожале­нию, об этом не всегда сообщают детям. Напрасно. Сколько оста­ется здесь неизрасходованных воспитательных возможностей!

...Сегодня у воспитателя праздник! Вместе со вторым педаго­гом дети подготовили в подарок рисунки, споют вечером песни, станцуют, расскажут стихи... Но самое главное, они порадуют своим поведением. Сегодня не будет ни одной ссоры, ни одной жалобы. Детям не придется напоминать о том, что все вещи надо убирать за собой. Дежурные трудятся с особым усердием, все сде­лано вовремя и аккуратно. Первый раз ребятам доверили самостоя­тельно войти в спальню. Дети тихо разделись и легли в постели. И когда вошел воспитатель, то все уже лежали с закрытыми гла­зами. А педагог, понимая, что они еще не спят, но лежат тихо для него и что это стоит им немалых усилий, шепотом говорит, как бы про себя:

— Так тихо, что я думала — здесь никого нет. Вот молодцы! Это самый приятный для меня подарок... Проснутся — поблагода­рю их.

Бесспорно, что для ребят этот день особый, и они не позволят отдельным шалунам вести себя плохо. А что может быть лучше, когда сами дети оказываются в роли воспитателей! Это ли не сти­мул для их роста, для проявления усилий быть лучше. И все это делается по очень понятной им причине — доставить любимому воспитателю радость. И не явится ли этот день тем переломным моментом для отдельных детей, когда сознание пережитой радости заставит их вести себя лучше не только сегодня, но и завтра, и послезавтра?..

Каждый день, проведенный ребенком в детском саду, должен доставлять ему радость. Как это следует понимать? Ведь день ребенка состоит не только из развлечений. В течение дня ребенок нередко ставится в условия, когда он должен приложить уси­лия, преодолеть нежелание заняться неинтересным, но нужным делом. И не все обязанности вызывают у него радостное настрое­ние. Но одобрение, поддержка педагога помогают ребенку преодо­леть трудности, справиться с обязанностями, достичь желаемого результата. Кто из детей не испытывает при этом эмоционального подъема! «...Самая высокая радость — преодоленной трудности, достигнутой цели», — говорил польский педагог, тонкий знаток детского сердца Януш Корчак1.

Радость будней многогранна. Она и в удовольствии от общения со сверстниками и взрослыми, и в увлекательной разнообразной деятельности, и в ежедневных, пусть маленьких, но открытиях, и в преодолении посильных трудностей, и в массе мелочей, запол­няющих повседневную жизнь ребенка, — забавной игрушке, весе­лой книжке, картинке, юморе, смехе.

Созданию хорошего настроения способствует и тон воспитате­ля, и его умение пошутить, посмеяться, понять детский юмор. Хорошо, когда в речи воспитателя звучит потешка, поговорка,

присказка. В общении со старшими дошкольниками шутка может стать регулятором детского поведения.

— По усам текло, а в рот не попало, — говорит воспитатель испачкавшемуся за столом ребенку. И это скорее побуждает его привести себя в порядок, чем замечание.

С помощью юмора легче преодолеть нежелательные способы поведения отдельных детей.

Андрей часто плачет, жалуется по всякому поводу.

— А у меня ветер шапку унес, — говорит мальчик, обращаясь за помощью к воспитателю, вместо того чтобы поднять ее самому.

— А Лена толкается!

— А меня не принимают играть!

После занятия с глиной Андрей сообщает педагогу голосом, выражающим полнейшую безысходность:

— А у меня руки грязные!

— Что же мы с тобой делать-то будем? — говорит педагог в тон мальчику с напускной озабоченностью.— Потрудился ты старательно, у тебя хорошо получилось. Но вот руки-то грязну­щие... Несчастье какое! — продолжает шутить воспитатель.

И поощрение, и шутка помогают мальчику переключиться на иной лад. С хитринкой в глазах он говорит:

— Сейчас я их помою, ладно?

— И как ты догадался? — все еще шутит воспитатель. А за­тем добавляет: —Правильно, Андрюша. Ни к чему горевать.; когда так все легко исправить.

Представьте себе, как неуместно прозвучало бы сухое назида­ние в такой ситуации! Примеру педагога вскоре начинают следо­вать дети. В их речи также начинает звучать шутка.

Высоко ценил юмор К. И. Чуковский, указывая, что чрезвы­чайно важно «Воспитать в ребенке юмор — драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами»1.

Юмор играет большую роль в развитии оптимизма, жизнера­достности, поэтому первые проявления этого чувства надо всячески поддерживать: дети, понимающие шутку, юмор, более доброже­лательны, общительны.

Но, развивая у детей чувство юмора, очень важно обращать внимание на то, чтобы его проявления не превращались в насмеш­ку над бедой, оплошностью товарища, его незнанием, неумением. Подобные случаи должны настораживать: ведь с этого неумения различать, что смешно, а что требует сочувствия, берут свое4 начало черствость, душевная глухота к переживаниям окружаю­щих людей. Педагог должен остановить ребенка, сказав: «Это не смешно». И объяснить, почему: «Человеку, попавшему в беду, сочувствуют, ему помогают. Смеяться над ним плохо, жестоко»,

Надо иногда спросить ребенка: «Если бы с тобой так случилось, а твой товарищ стал бы смеяться, тебе было бы приятно?»

Немаловажное значение в создании эмоционального подъема имеет ожидание радости. Оно и в предстоящих интересных делах, и в завтрашнем дне, который, как говорил А. С. Макаренко, «дол­жен казаться обязательно лучше сегодняшнего»1, и в подготовке к вечерам досуга и праздникам. Уже само по себе ожидание чего-то интересного, необычного — событие, являющееся «истинным сти­мулом человеческой жизни»2.

...Завтра в гости к малышам придут дети старшей группы и покажут им сказку. И те и другие готовятся к встрече, раду­ются ей.

...Скоро в уголке природы появится разноцветный попугай. Это вызывает радость и озабоченность: где лучше поместить нового жильца, какое угощение приготовить ему, как за ним ухаживать?

...Старшие дети готовятся к поездке в зоопарк. Сколько ожив­ления, разговоров! Вспоминают, что они знают о животных, которых там увидят, забрасывают вопросами воспитателя.

Так завтрашний день становится для детей радостным собы­тием, а подготовка к нему создает ощущение подъема уже сегодня, располагает ребят помечтать, пообщаться со сверстниками, объе­диняет совместными переживаниями.

Особое значение имеет ожидание праздников и среди них само­го главного — дня рождения нашей Родины, праздника Октября.

Для младших дошкольников он связан с радостными эмоция­ми, запоминающимися яркими впечатлениями от экскурсий по необычно нарядным, празднично украшенным улицам, от веселого утренника.

Старших дошкольников воспитатель знакомит со значением этого праздника для советского народа. Растущий человек должен знать, в честь чего общенародное ликование, какое событие от­мечает народ, в чем величие этого праздника.

Высокое чувство любви к Родине в сердцах детей не возникает само по себе, его надо пробуждать. Это значит, что педагог должен выбрать факты, примеры, события, доступные пониманию до­школьников, и осветить их так, чтобы вызвать глубокие пережи­вания. Ведь ребенок глубже воспринимает то, что задевает его чувства. В. А. Сухомлинский в этой связи говорил: «Воспитание гражданина — одна из сложных проблем не только теории, но и практики педагогического процесса. В этой сфере первостепенную важность имеет то, чтобы знания прошли через сердце, отразились в личном духовном мире человека. Знания о Родине, о том, что свято и дорого для советского народа, — это не просто сведения, которыми после запоминания можно руководствоваться в повсе­дневной жизни. Это истины, которые должны затрагивать личную

жизнь воспитанника. Они становятся священными для ребенка при условии, что величие Родины познается через величие чело­века»'.

В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение праздника, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, ко-; торые становятся основой патриотического воспитания дошколь­ников, любви к Советской Родине2.

Воспитатель помогает открывать Родину маленькому гражда­нину, показывает детям связь их счастливого детства с героичес-ским прошлым старшего поколения.

Представления о Родине, о событиях Великой Октябрьское социалистической революции воспитатель формирует с помощь» разных средств, стремясь к комплексному влиянию на разум чувства детей, расширяя их знания, вызывая эмоциональный отклик.

Он показывает детям иллюстрации о штурме Зимнего дворца и читает отрывки из книги С. Михалкова «В музее В. И. Ленина» ' стремясь в образной форме показать революционный подъем] народа.

Во время беседы о нашей Родине педагог показывает цветные диапозитивы, знакомящие детей с жизнью и трудом разных наро­дов, а в заключение предлагает послушать запись знакомой песни «Про нашу Советскую Родину» (музыка А. Пахмутовой, словг М. Ивенсен).

И когда на утреннике дети с подъемом читают стихи о Родине,; об Октябре, это является свидетельством того, что они прониклись торжественностью и значимостью момента.

Праздник 1 Мая — праздник дружбы всех трудящихся, празд-j ник мира и труда. Эти понятия должны быть сформированы у детем также на основе конкретных примеров.

Короткая статья, заметка, фотография в газете или журнале все может послужить иллюстрацией для воспитания гражданствен-1 ности, патриотизма у детей. Можно даже пересказать газетным очерк, но так, чтобы скупые газетные строки в переложении воспи> | тателя заговорили языком, понятным детям.

...Воспитатель садится рядом с детьми, занимающимися 1 уголке книги, и разворачивает газету. Шелест бумаги привлекав™ их внимание. Они окружают воспитателя. Прямо на них с газет ной страницы смотрят две фотографии: на одной — шахтер в кои бинезоне, шлеме, на фоне шахты; на другой — женщина-доярк и рядом с ней — пионер.

Как и следовало ожидать, воспитанники засыпают воспитате вопросами: «Почему их фотографии поместили в газете? А чт

1 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю'детям, с. 242—243.

2 Методика формирования представлений детей о Родине, об Октябрьск< | революции содержится в книге «Нравственное воспитание в детском саду» /ПаМ ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. М., 1975 и 1978.

сделал этот мальчик? Что о них написано в газете?» Отвечая на вопросы, воспитатель эмоционально раскрывает детям примеры героизма советских людей, их повседневного труда на благо Ро­дины, во имя мира на всей земле; рассказывает также о конкрет­ных делах пионеров, помогающих взрослым.

В ожидании праздника педагог стремится включить детей в разнообразную деятельность: они посылают поздравления своим сверстникам из детского сада другой союзной республики, с ко­торыми они переписывались в течение года; рисуют народные орнаменты, слушают сказки, песни. Народная пляска, исполненная на праздничном утреннике, национальный костюм дополняют представления дошкольников о жизни и труде народов нашего многонационального государства, дружба которых делает его сильным и непобедимым.

23 февраля — День Советской Армии. В «Программе воспи­тания в детском саду» указаны те знания, которые сообщаются старшим дошкольникам: «Советская Армия — защитница нашей Родины. Советская Армия хорошо вооружена. Солдаты и офицеры Советской Армии в войне с фашистами совершили много подвигов и победили». Педагог обязан «рассказать детям о подвигах на фронте и в тылу их земляков и родных. Прививать уважение к памяти павших бойцов: беречь обелиски, памятники, выращивать около них цветы или возлагать букеты, венки; мальчиков приучать снимать головные уборы у памятников»2.

За этими лаконичными строками — многогранная воспита­тельная работа, направленная на формирование у детей чувства патриотизма, гордости за свою страну. Воспитатель подводит детей к важному обобщению: «Мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что советские люди любят свою Отчизну».

Сколько путей и средств находит педагог, чтобы проиллю­стрировать своим воспитанникам эти понятия!

Вот в руках педагога брошюра Т. Матвеевой: «Так мужают мальчишки...» Она хоть и предназначена для взрослых, но многие фрагменты дойдут до сердец старших дошкольников. Посмотрите на их лица, когда воспитатель подготовительной к школе группы зачитывает им отрывки из этой книги:

«В мае 1942 года разведчики 7-й бригады морской пехоты повстречали в селе Чоргунь, недалеко от Севастополя, тринад­цатилетнего мальчика Валерия Волкова и взяли его с собой. Мальчик на равных участвовал в боях, ходил в разведку... Когда на шоссе появились три вражеских танка, Валерик выскочил вперед и метнул связку гранат в головную машину фашистов. Танк завертелся и встал посередине дороги. Бойцы подожгли остальные машины»3.

Программа воспитания в детском саду, с. 139. г Там же. 'Матвеева Т. Так мужают мальчишки... М., 1970, с. 26—27.

органическое целое. Ведущий — связующее звено между зрителя­ми и артистами. Он остроумен и находчив, умеет развеселить удачной шуткой, собрать внимание расшалившихся. Не теряется, если по какой-либо причине приходится переставить последовательность выступлений. Умеет заполнить паузу, возникшую, например, из-за того, что исполнители не успели подготовиться к танцу (загада­ет детям загадку, предложит кому-нибудь прочесть стихотворение или организует знакомую игру-хоровод). Чем естественнее дер­жится ведущий, тем непринужденнее ведут себя дети.

Праздник — день радости. Для ребенка это день особый, выде­ляющийся своей необычностью, торжественностью. Это долго­жданный день, когда наконец ожидание радости превращается в реальную возможность повеселиться самому и доставить удо­вольствие другим. В этом одна из главных задач утренника.

Успех утренника во многом определяется тем, как начался день в детском саду.

Утро. Дети и взрослые в нарядных платьях. На их лицах осо­бая торжественность. Из кухни доносится аромат пирога. Заведу­ющая, заглянув в группу, не забывает поздравить ребят с тор­жеством. Музыкальный руководитель и воспитатели еще раз убеж­даются, что певцы, танцоры, чтецы — все на месте, костюмы отутюжены и дожидаются своих маленьких хозяев.

Приятная праздничная взволнованность не должна перехо- i дить в беспокойство и суету. Но случается, что перед выходом в зал воспитатель делает примерно такие наставления: «Смотрите не шумите», «Не сомни костюм», «Не забудь, что выступаешь сразу j же после польки...» и т. д. Это портит детям настроение, вызывает озабоченность.

Нужно, чтобы весь облик воспитателя свидетельствовал о том, что он разделяет детскую радость. И его улыбка, и некоторая! торжественность в голосе, и шутка — все должно воодушевлять детей.

Воспитатели должны быть готовы к разрешению разного рода неожиданностей, которые могут возникнуть в этот день.

...Пришел в группу после долгой болезни один из воспитан-] ников. Он, конечно, не подготовлен к выступлению. Как быть? Не лишать же его радости... Пусть прочтет то стихотворение, кото­рое он знает, даже если оно не связано с темой праздника, зато \ мальчик почувствует себя участником общего веселья. Ведущий объявляет его номер так тепло, что и выступающий, и дети, и гости, j и присутствующие на празднике родители растроганы.

— А теперь Сережа прочтет стихотворение о маме, — говорит ведущий.— Мамы наших ребят всегда у нас желанные гости.1 Это о них стихотворение. А кто его написал, Сережа скажет сам...

...Уже в который раз Марина начинает стихотворение и никак не может вспомнить, что дальше. Воспитатель подсказывает, но девочка никак не соберется с мыслями. Стоит посередине зала смущенная и растерянная. Да и есть ведь от чего растеряться.

Столько огней и столько лиц! Шум и аплодисменты сменилип. выжидательной тишиной. Все смотрят на нее и ждут...

— Сейчас Марина вспомнит и тогда расскажет, — говори! ведущий.— Кто хочет помочь ей?

И вот вместе с помощником девочка начинает читать стихо­творение. Иногда сам ведущий составляет дуэт с ребенком, за бывшим текст: он начинает строчку, а малыш заканчивает. Сказы вается, совсем немного требуется для того, чтобы настроение ребенка не омрачилось.

...Раскрасневшиеся, со счастливыми лицами все ггокидают зал. Педагоги непременно анализируют, все ли было так, как хоте лось. Не было ли досадных мелочей, которые могли отрица­тельно повлиять на настроение некоторых воспитанников?

И если лица детей после праздника искрятся весельем, если то и дело слышится смех, восклицания, значит, праздник удался.

Праздничный резонанс еще долго звучит в буднях дет­ского сада — воодушевляет детей в играх, отражается в их твор­честве, в быту детского сада звучат знакомые песни, стихи, танцы, внося в него новую струю радости. И чем ярче впечатления, тем богаче и полноценнее становится жизнь детей.

День ребенка наполнен разнообразной деятельностью. Каждая минута полезной занятости воспитывает его, заполняет досуг творческой радостью. Какие впечатления о детском саде, о воспи­тателе остаются в памяти ребенка?

Может быть, не раз вспомнит кто-то из них, как с помощью своего воспитателя преодолевал трудности, учился мастерить, конструировать. Или, может быть, сохранит в себе то ощущение радости, которое овладевало им, когда в объяснениях воспитателя он находил ответы на свои «почему», когда беседы с ним помогали раскрывать новое и удивительное. А может быть, у него надолго останется то ощущение теплоты и уюта, которое он испытывал в своем втором доме, где рос он вместе со своими сверстниками, познавал радость дружбы, общих дел, коллективного общения.

...Прошел еще один день. Что нового он принес детям? Что при­влекает их в детском саду? Туда зовут их интересные дела, коллек­тивные игры, друзья и любимый знающий педагог, который по­стоянно раскрывает им новое и удивительное. Им, маленьким гражданам, хорошо живется в обществе сверстников.

...Закончен еще один рабочий день педагога. Как он прошел? Перелистывая страницы книг, журналов, педагог анализирует, проверяет правильность своих методов.

Самое главное — оценить свою работу с позиций завтрашнего дня. Иначе невозможно ставить перед собой новые задачи, нахо­дить наиболее эффективные способы воспитания детей, совер­шенствовать свое мастерство.

ь;..Ч -

СОДЕ РЖАНИЕ

К читателю...............

Воспитание—процесс непрерывный......

С утра до вечера............

Заполнить день содержательной деятельностью.

Детские интересы. Как их развивать?.....

Растить трудолюбивых...........

Воспитывать коллективистов.........

Культура поведения — показатель воспитанности. Каждый день приносит радость.......

Роза Семеновна Буре Людмила Федосеевна Островская






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.