Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С утра до вечера 3 страница






ожидания вызывают у детей, особенно у малышей, плохое настроение, конфликты, шалости и даже слезы. И главное, пока ребенок ждет, у него пропадает интерес к выполнению задуманного.

Kin почему при создании условий для игр нужно предусмотреть,

было как можно меньше различного рода ожиданий, утомляющих и раздражающих детей.

Но всегда ли мы придерживаемся известного правила — иметь сразу достаточное количество экземпляров? Разве не бывает так, получив десять автомашин, воспитатель половину из них Причет «на всякий случай». А дети тем временем ссорятся из-за полюбившейся игрушки, ждут очереди поиграть с ней. Конечно, не каждая игрушка имеется в количестве, которое бы удовлетво­рит тех детей сразу. Да этого и не требуется. Но воспитателю нужно продумать, как организовать детей, чтобы внесение новых доставило им радость, а не служило поводом для ссоры. Пот один пример решения подобной задачи.

Для младшей группы купили четыре велосипеда. Это, конечно, мало, чтобы удовлетворить сразу всех желающих кататься, особенно в первый день. Как избежать конфликтов и не заставлять малышей подолгу ждать? По договоренности с заведующей и кол­легами педагог берет на несколько дней велосипеды, предназна­ченные для средней группы (при условии, что они могут быть приспособлены к росту малышей). Тогда в распоряжении ребят оказывается уже не четыре, а восемь велосипедов, поэтому ждать приходится меньше. А через неделю, когда число желающих ка­таться одновременно заметно поубавится да и правило очеред­ности будет усвоено, можно вернуть велосипеды в среднюю груп­пу. Однако недостаточно иметь в группе много игрушек и пособий, недостаточно выделить место для игр и самостоятельных занятий детей. Требуется еще целенаправленное, планомерное, методически правильное руководство детьми.

Важная задача: добиться, чтобы все воспитанники были за­няты. Естественно, что самым маленьким нужна помощь педагога даже в выборе места для игры. И он объясняет малышам, что картинки надо рассматривать за столом, строить — на ковре, бегать с вертушкой — на участке; подсказывает, как надо сидеть вдвоем за столом, чтобы обоим было удобно.

У малышей еще нет ни достаточного опыта обращения с иг­рушками, ни навыков самоорганизации. Поэтому воспитатель чаще всего непосредственно принимает участие в делах ребенка, обучает действиям с предметами. Указания воспитателя конкретны, понятны детям: «Давай сложим пирамидку», «Посади мишку в машину; и покатай его», «Надень кукле пальто и пойди с ней гулять»! «Построим матрешкам домики. Делай как я».

Если малыш ничем не занят, педагог привлекает его яркой; игрушкой, вызывает желание играть с ней.

— Смотри, какой красивый шарик. Вот как далеко он покатился с горки. Давай вместе прокатим. А теперь ты попробуй сам, — предлагает педагог малышу.

И вот ребенок, подражая воспитателю, старается действовать так же. Находятся и еще несколько желающих попробовать свои силы.

На протяжении, года даже малыши приобретают значительны опыт самоорганизации игр, и потому воспитатель использует только прямые, но и косвенные указания. Так, вместо предложения «покорми куколку» или «положи Мишку спать» он обращается к ребенку (который длительное время катает куклу в коляска с вопросом: «Как долго твоя дочка гуляет! Она не проголодалась!! Такой вопрос позволяет переключить ребенка от однообразны действий к другим, расширяющим сюжет игры. Уже в младшей группе педагог учит детей играть и заниматься рядом, не мешает друг другу, побуждает их к объединению, помогает действовал организованно, чтобы они получали удовлетворение от совместны!

действий.

Изо дня в день педагог формирует у детей умение самостоятельно включаться в игры и занятия, проявлять при этом выдумку и настойчивость. Постепенно число детей, которые могут себя сами занять, становится все больше. Конечно, их занятость еще не очень продолжительная и содержательная: дети лишь приобретают пер­вые навыки самостоятельного пользования игрушками, пособиями, оборудованием — всем тем, что способствует развитию деятель­ности. Но они не мешают друг другу, активно действуют, и это уже первые положительные результаты работы педагога.

Воспитатель внимательно наблюдает за деятельностью детей и выясняет: усложняются ли день ото дня их игры, занятия или они однообразны? Реализуют ли они свои замыслы? Педагог не может быть удовлетворен только тем, что все дети заняты. Он непременно вникает и в содержание этой деятельности: каково ее воспитываю­щее значение, использует ли ребенок полученные на занятиях знания, прилагает ли усилия, проявляет творчество или заполняет свой досуг ничего не дающими его развитию делами.

...Андрюша рисует. Но его работа гораздо хуже, чем на за­нятии, хотя тема та же. Он быстро заканчивает один рисунок и берется за другой, а потом даже пытается складывать из них голубей: ясно, что рисунок мальчику не дорог, ведь ему не при­шлось думать над выбором сюжета, вырисовывать детали, при­лагать старания. Поэтому в данном случае рисование мало при­несло пользы ребенку — оно превратилось в пустую забаву.

А вот другой пример.

...Павлику никак не удается надеть колечко на колышек. И вторая и третья попытки кончаются неудачей. Но он не сдает­ся и упорно возится с непослушным кольцом, пока не достигает желаемого результата.

Руководя деятельностью, педагог определяет, соответствует ли содержание возрасту детей. Его, к примеру, не может удовле­творить, если семилетний ребенок складывает пирамиду. Если им может порадоваться, что малыш самостоятельно находит занятие, то к старшему дошкольнику требования выше: его дея­тельность должна содержать элементы усилий, смекалки, сосредоточенности.

Бывает и так, что ребенок берется за дело, с которым он заведомо не справится. В таких случаях воспитатель либо обучает необходимым действиям, либо дает совет, облегчающий вы­полнение задуманного. Например, видя, что у мальчика построй-1ы нее время разрушается, предлагает:

— Не строй такое высокое здание: сделай его на два этажа ниже, и оно станет прочнее.

Детям постарше тоже приходится подсказывать, чем заняться. Но они не нуждаются в постоянной опеке и помощи, как малыши: они уже хорошо ориентируются во всем многообразии Игрушек и пособий в группе, могут сами выполнять задуманное благодаря имеющимся навыкам и умениям, а также предшест­вующему опыту. Учитывая это, воспитатель использует косвенные методы и приемы. Например, он сообщает, что в книжном уголке появилась новая книга, и у детей непременно возникает желание рассмотреть ее; или он спрашивает: «Все ли мы подготовили для завтрашней прогулки к пруду?» — и дети начинают проверять, есть ли необходимые вещи (сачки, банки, коробки и пр.).

Даже пословицы, сказанные к месту, например: «Не будет скуки, если заняты руки», «Скучен день до вечера, если делать нечего», могут сослужить добрую услугу в привлечении ребенка к деятельности.

Воспитатель создает в группе атмосферу деловитости. Общая занятость побуждает даже тех детей, которые могут длительное время бездействовать, тоже найти себе полезное дело: в таких условиях неудобно шалить, да и озорство поддержать не­кому, ведь все заняты.

Стараясь не допускать пустого времяпрепровождения, воспитатель не торопит детей начинать игры, различные занятия. Ведь ребенку сначала надо подумать, какое выбрать дело, кого пригласить в партнеры, подобрать материалы, игрушки.

Воспитатель старших групп проявляет особую заботу о развитии тех видов деятельности, которые позволяют готовить детей к школе: это и работа в уголке книги, формирующая интерес к ним и вместе с тем развивающая бережное отношение к книге, как к источнику знаний и результату труда многих людей, это и настольно-печатные игры, и конструирование. С этой целью педагог предлагает детям устроить выставку книг любимого писателя, или включается в игру детей с лото «Растет, цветет, зреет», или рассматривает наиболее интересные конструкции, выполненные! детьми, подчеркивает их творчество, выдумку, создает альбом зарисовок (а если есть возможность — альбом фотографий) детских поделок, замечая, что по ним смогут учиться конструировать дети, которые на будущий год перейдут в подготовительную группу

Воспитатель помогает детям расширять, совершенствовать усложнять деятельность, осуществлять замыслы, достигать цели.

Видя, что ребенок нашел себе занятие, но испытывает затруднения, педагог старается поддержать его. Если замечает, что ребенок, начав рисовать, лепить, выкладывать узор, вскоре бросает начатое, подсказывает ему, как преодолеть трудности, показывает некоторые приемы, действия. При этом он анализирует причины: почему у ребенка дело не ладится? Иначе своей помощью он может иногда пометать развитию замысла. Разве не бывает так: юный инженер отодвинул от себя конструктор. Ом думает. А нам кажется, что ребенок оставил занятие, так как не знает, что делать дальше. Мы спешим на помощь, а она оказывается, не нужна. Своим вмешательством мы лишаем его возможности подумать, нарушаем деловое настроение.

Надо уметь определить, действительно ли необходима помощь, в какой степени она нужна, в чем должна выражаться Может быть, ребенку не хватает умений? Тогда надо научить, показать. А если нет должной сосредоточенности — заинтересовать, поддержать советом. Не может справиться один — найти помощника. Чтобы побудить ребенка быть старательным, терпели­вым, вызвать желание завершить начатое, педагог не забывает и о таком действенном методе, как похвала, являющаяся стимулом к преодолению трудностей.

— Аи да Катюша, настоящий мастер — «золотые руки», — хвалит он девочку, проявившую сегодня несвойственное ей при­лежание.

И вот ребенок, получивший аванс в добром слове старшего, старается оправдать его. А воспитатель одобряет:

— Я знала, что Катюша все умеет.

Содержание деятельности детей зависит от впечатлений, получаемых ими ежедневно. В играх, занятиях, труде, разгово­рах они отражают то, что более всего взволновало, стало пред­метом собственных раздумий. Там, где впечатления детей недо­статочны, отрывочны, бессистемны, там и дела их по своему содержанию бедны и примитивны.

Понимая это, педагог старается обогатить детей впечатления­ми. Он развивает детскую фантазию, которая затем находит свое отражение в играх, рисунках, лепке, разговорах, песне или танце собственного сочинения.

...Дети возвратились из леса. Сколько возникло у них разговоров, вопросов и даже горячих споров! Видели муравьиную дорожку («Муравей такой силач, что больше себя палочку нес!»), слышали кукушку, даже покуковали с ней, наблюдали за работой дятла («Оказывается, он санитар леса»), отдыхали под мощным старым дубом, в тени которого легко расположились всей группой («Такой толстый, что только втроем сумели обхватить его»). После таких наблюдений детские рисунки становятся намного ярче и разнообразнее, в играх появляются новые действующие лица (силач муравей, голосистая кукушка), а под тоненькой березкой, что недавно посажена на участке, затевается инсценировка сказки.

Все это свидетельствует о том, что воспитатель сумел обогатить впечатления детей, донести до них красоту родной природы. Искусство педагога в том и заключается, чтобы научить детей |видеть новое и удивительное рядом, сделать это удивительное достоянием творческой фантазии, побуждающей детей изобретать, строить, перевоплощаться в сказочных героев.

Педагог поощряет детей, которые хорошо играли и занима­лись, были активны и сосредоточенны. В естественной, непринуж­денной обстановке, собрав возле себя детей, воспитатель дает опенку, кто как играл и занимался. Он обращает внимание всей группы на результаты совместной деятельности детей, а также обсуждает возможные варианты продолжения начатых коллектив­ных игр и занятий. «Все играли дружно. Хорошо, что сами решили, где построить зоопарк и кого поселить в нем, как сделать таблички На домиках зверей. Виталик и Вероника внимательно ухаживали за зверюшками, старались их сытно кормить». Или: «Хорошо нарисо­вали птиц Марина и Юля. Сразу видно, что, когда мы наблюдали за воронами, они запомнили, какого цвета у птиц крылья, головка, грудка. А какой выразительный получился клюв — как насто­ящий!»

Воспитатель попутно говорит, кто как вел себя, обращает внимание на тех, кто обычно не отличается организованностью, усидчивостью, старанием. Малоактивного Гришу поощряет за интересно придуманный сюжет игры, за шефство над новичком; Олега отмечает за внимание, проявленное к Марине; Наташу, подвижную и шумную, обычно вносящую сумятицу в игру, хвалит за организованное поведение.

— Посмотрите, какое новое высотное здание построили наши ребята. Как старательно и аккуратно уложены кирпичи, как ин­тересно продумано украшение. И как довольны куклы-новоселы! Завтра вы сможете продолжить постройку... (И тут коротко зву­чит совет к продолжению игры.)

Услышав одобрение их поведения, стараний, замыслов, де­ти чувствуют интерес педагога к их играм и занятиям. А это для них очень важно.

Управляя деятельностью детей, педагог старается воспитывать у них организованность поведения, дисциплинированность, сдер­жанность.

Старшие дети обладают некоторыми навыками самоорганизации, выражающимися в умении находить полезные дела, быть собранными и целесообразно деятельными, укладываться во время, отведенное для игр, занятий и труда.

Всячески поощряя и развивая детскую активность, педагог; одновременно воспитывает у детей умение заниматься не только тем, чем хочется в данную минуту, но и тем, что необходимо: навести порядок в групповой комнате, полить растения, помочи взрослому. Воспитатель учит детей при необходимости переключаться с одной деятельности на другую. Например: занят интересным делом, но товарищ нуждается в помощи. Нужно прерваться, чтобы помочь ему. Или: пора накрывать на стол, а дежурный не пришел. Ты должен его заменить. А для этого надо прервать интересное занятие и сделать то, что просит воспитатели

В подобных ситуациях у детей формируется способность переключаться от «хочу» к «надо». Так формируется ответственность умение мобилизоваться для выполнения необходимого делам понимание своих обязанностей.

Воспитатель подчеркивает уважительное отношение к поня­тию «надо» своим примером — на просьбу детей почитать, говорит:

— Хорошо, но сначала надо... Или:

— Сначала уберем игрушки, а потом — гулять!

А. С. Макаренко советовал: «С первого года нужно так воспитыватьтывать, чтобы он (ребенок.— Ред.) мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться, и в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза... Найти это чувство меры между активностью и тормо­зами — значит решить вопрос о воспитании»1.

Совершенно очевидно, что все «надо», предъявляемые ребен­ку дошкольного возраста, всегда должны быть целесообразны и посильны. Не педантичное и бездоказательное требование, предъявляемое детям, — «должен и выполняй!», а разъяснение его необходимости целесообразно во всех случаях, а особенно по отношению к старшим детям, которые уже способны оцени­вать справедливость ваших требований.

Умение определить свои дела, ориентируясь на обязательное «надо», пригодится ребенку, когда он станет школьником. Успех учения в школе, качество выполнения домашних заданий всегда! зависят от того, насколько сформировано у ребенка умение] заставлять себя заниматься не только тем, что хочется в этч минуту, но и тем, что необходимо, не тратя время попусту. Плохо] если в дошкольные годы ребенок привыкает заполнять свое время] руководствуясь капризным «хочу — не хочу». Так он станет прояви лять себя и в школьные годы (лучше сначала поиграть, а урою потом и т. д.).

Деятельность, самостоятельно организуемая ребенком, всег да развертывается в окружении сверстников и потому требует умения считаться с замыслами товарищей, уважать их дел| самому действовать так, чтобы не нарушать правил, установлен ных в группе. Задача педагога — научить детей действовать < соответствии с правилами. Вот некоторые из них:

все игрушки, пособия, имеющиеся в группе, предназначен для всех детей;

каждой вещи — свое место. Все, чем пользовался, — полол» туда, где взял, и в таком виде, чтобы в следующий раз не приходилось приводить вещь в порядок или искать;

умей делиться с товарищами игрушками, материалами для занятий, труда, игр.

Знают ли ваши питомцы о существовании правил, которые помогут им самостоятельно организовывать свою деятельности так, чтобы она не нарушала заведенного порядка в группе, и являлась помехой остальным детям? Доводите ли вы до детей смысл " Отдельных правил? Когда требование осмыслено детьми оно легче становится руководством к действию и выполняете не механически, не потому, что «так велят», а по убеждению в его справедливости. Например, мы требуем от детей класть каждую вещь на место. Понимают ли они, почему это необходимо? Если км не разъяснить, можно услышать такие высказывания: «Чтобы красиво было», «Так воспитательница велит» и т. п. А главного-то они, оказывается, не знают: не положил вещь куда полагается — сам будешь искать и другой не найдет. Если всегда все на своих местах, то не приходится тратить напрасно время. Такое разъяснение убеждает в том, что порядок бережет время, создает удобства.

Как приучить детей следовать этим правилам?

Прежде всего воспитатель учит их поддерживать порядок. Малышам он показывает, как это делать; детям постарше на­поминает о том, чтобы они не забывали убирать за собой. А самые старшие уже способны это делать по собственной инициативе.

От порядка в группе во многом зависит организованность детей. Играть, заниматься удобнее там, где все необходимое под рукой, ничего не надо искать. А оставить игрушку забытой в неподходящем месте легче там, где царит хаос. Приучая детей заботиться о своих вещах, педагог формирует у них аккуратность, бережное отношение к игрушкам и пособиям.

Правила позволяют предупредить конфликты между детьми из-за игрушек: если захотел машину, такую же, как у другого, не отнимай, а возьми в гараже!.. Хочешь возить в коляске куклу — не бери ту, с которой играет сверстник. Выбери другую.

Формируя у детей умение ждать, уступать, воспитатель вво­дит другие правила. К примеру, чтобы пользоваться качелями, санями, нельзя избежать очередности: сначала он, потом ты. Ребенку разъясняют: «Немножко покачаешься на качелях — уступи товарищу: он тоже хочет, ты ведь не один». А что такое «немножко», разумеется требует конкретности и определенности. И потому воспитатель использует такой прием: покачаешься на качелях под стишок-считалочку, а потом уступишь другому.

Старшие дети уже умеют строить свои отношения друг с другом, руководствуясь правилами поведения. Воспитатель учит их: «Будь внимателен к делам своего товарища; если тот занят — Не отвлекай его попусту, не мешай ему заниматься выбранным делом — играть или рисовать, строить или выкладывать узоры и мозаики», «Умей помочь в затруднении».

Следуя этим правилам, дети имеют возможность играть, за­ниматься и трудиться среди сверстников, на собственной практике усваивают правила поведения в коллективе. Даже маленький ребенок убеждается в том, что, подчиняясь правилам, он действует справедливо, по-товарищески.

Детям постарше иногда полезно сказать: «Получишь необ­ходимую тебе игрушку, когда дети кончат игру. Сейчас она им Нужна. Придется подождать, возьми пока другую. Давай вместе подумаем, чем можно заменить ее».

Ну, а если ребенок поступает вразрез с установленным правилом? Прежде всего воспитатель старается понять причину пни о. Ведь бывает так: не услышал просьбы товарища и не помог ему потому, что был увлечен своим делом. Не положил и моего вещь, так как забыл, откуда взял ее. Не закончил узор Киники, потому что дети отвлекли.

«Мы играем в детский сад»

Гибкость педагога в разрешении любого недоразумения, возникающего между детьми, учет конкретных условий, творческое применение правил приводят к справедливому решению.

Руководя деятельностью детей, воспитатель заботится о том, чтобы она постепенно приобретала коллективный характер, объединяла детей общими интересами, целью, совместными переживаниями.

В совместных играх, труде, разнообразных занятиях дети вступают во взаимоотношения друг с другом: обсуждают сюжет коллективной игры, распределяют роли, договариваются о том! кто какую часть общего дела будет выполнять. Педагогу важно знать, какие взаимоотношения складываются между воспитанниками, доброжелательны ли они: могут ли уступить ведущую роль] сверстнику, справедливо решить возникший спор, по-честному выполнять правила в игре. Руководство педагога не может ограничиваться обращениями такого примерно содержания:

— Как не стыдно спорить! Вы должны поступать по-товарищески!

— Коля, если ты не хочешь выполнять правила игры, отойди] от ребят.

Такие обращения, хотя и содержат моральные правила, ни научат детей, как поступать в подобных ситуациях: что значив разрешить спор по-товарищески или как убедить Колю действовать в соответствии с правилом, а не просто исключить его из общей игры. Дети нуждаются в советах взрослого, конкретиза­ции общего правила. Например, педагог говорит: «Дети, вместо того чтобы спорить, надо выслушать друг друга. Давайте послушаем, что предлагает Дима (выслушивает его предложение).

А теперь попробуйте убедить его в том, что он не прав (выслу­шивает возражения детей). Видите, как спокойно и дружно вы могли договориться, потому что не перебивали друг друга. Теперь

не довольны и можно продолжить интересную игру».

Наблюдая за совместной игрой, педагог обязательно отмечает, такие отношения складываются между играющими: вежлив ли продавец с покупателями, внимательна ли учительница к ученикам, послушны ли дети у мамы и т. д. Одновременно он не упускает и реальных отношений между детьми: не подавляет ли кто-либо из детей других, умеют ли играющие совместно обсудить развитие сюжета, как относятся к просьбе сверстника принять его в игру.

Такое руководство способствует развитию сюжета игры и устойчивости детских объединений. И совместная игра при таких условиях становится важным средством формирования коллективных взаимоотношений.

Педагог поощряет общение детей, поддерживает начавшуюся беседу. Иногда он высказывает свое мнение, обсуждая разные мнения детей, помогает им прийти к согласию. Если его питомцам есть о чем поговорить, поспорить, значит, им интересно живется в детском саду, значит, у них выработано стремление к общению.

...Группа детей обсуждает что-то очень интересное: один ув­леченно рассказывает, другой присоединяется к мнению рассказ­чика, третий возражает. А вот слышится взрыв детских голосов, выражающих свое несогласие. Теперь они смеются. Затем зати­хают, и снова один из ребят с жаром рассказывает что-то.

Общение детей — это тоже своего рода деятельность, в кото­рой они учатся вести разговор, излагать свои предложения, убеждать, спорить, доказывать, отстаивать свое мнение и потому, разумеется, мыслить; не приходится доказывать, сколь это полез­но для развивающегося человека! Пусть взаимообогащаются знаниями. А как важно, когда мнение собеседника созвучно собственному! Это ведет к появлению симпатий, возникновению дру­жеских контактов, столь необходимых для совместной деятель­ности.

Детские разговоры в старших группах часто ведутся по по­воду современных событий. Каждый день приносит много известий, которые волнуют детей и побуждают искать разъяснения. Кто, как не воспитатель, сможет убедительно и доступно раскрыть детям смысл и значение фактов окружающей жизни, формируя в то же время правильное отношение к ним!

Поддерживая сообщение ребенка, отвечая на его вопрос, включаясь в общую беседу или комментируя очередное событие из жизни страны, педагог ставит перед собой задачу освещать современность так, чтобы у детей формировалась гордость за свою Родину. Это требует от воспитателя политической грамотности, глубокого понимания событий, происходящих в нашем государстве и в мире.

Общение педагога с детьми непрерывно и разнообразно....Ма­лыш строит. Воспитатель попутно уточняет, сколько кубиков поставил он в первом этаже, сколько надо добавить во втором чтобы было одинаково, иначе дом окажется неровным.

Так незаметно педагог побуждает ребенка к общению и упраж­няет его в счете. Ведь проще и естественнее завязать разговор с ребенком или обучить его необходимым умениям в процессе той деятельности, которая его в настоящий момент увлекла.

... Ребенок рисует. Педагог выясняет, что он задумал изобразить, что и как расположит на бумаге, как намеревается сочетать краски. Так он обучает ребенка обдумывать композицию сюжет рисунка, а заодно помогает овладевать необходимым навыками.

...Воспитанник остановился около окна и долго следит падающими снежинками. Педагог использует момент для наблюдений интересного явления в природе и попутно заставляет мыслить: «Почему возле забора снега больше, чем на дороге? С какой стороны дует ветер?» И т. д.

В течение дня таких ситуаций возникает бесконечное множество, и в каждой из них заключена возможность для общения воспитателя с ребенком, для индивидуальной работы с ниш

совершенствования знаний и умений, полученных на занятиях, развития инициативы и творчества, формирования настойчивости и аккуратности. А главное — для развития общительности, уме­ния рассказывать о своих замыслах, убеждать, находить в общей беседе удовлетворение.

Итак, в чем же заключается руководство педагога детской самостоятельной деятельностью?

Он добивается, чтобы все воспитанники были заняты: содей­ствует вовлечению их в игры, занятия, труд. Тактично, не нарушая детских замыслов, осуществляет индивидуальную работу: сове­тует, объясняет, обсуждает замыслы, ход действий, добивается активности и самостоятельности каждого ребенка. Он оказывает необходимую помощь тем, кто затрудняется и готов оставить дело на полпути.

Он оценивает содержание детской деятельности: имеет ли она положительную направленность, насколько соответствует возрасту, особенностям ребенка, насколько разнообразна.

Он проявляет неподдельный интерес к детской деятельности, стремится к расширению ее содержания, достижению цели, получению результатов в соответствии с возрастными возможно­стями детей.

Он учит детей организовывать свою деятельность, учитывая интересы сверстников, разъясняет правила, соответствующие нор­мы поведения.

Он уделяет особое внимание организации коллективных игр, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Он помогает каждому ребенку заполнить день содержатель­ной, разнообразной деятельностью.

 

ДЕТСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ?

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребенка на те предметы и явления окружающего. которые бы захватили его ум и воображение.

Что такое интерес

«Интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью»1.

Интересы характеризуются их содержанием, широтой, глуби­ной, устойчивостью, действенностью2. У дошкольников они отличаются узостью, неустойчивостью, поверхностью, непроизвольностью.

Педагог формирует и направляет детские интересы в соответствии с задачами коммунистического воспитания, расширяет и углубляет их, старается придать им устойчивость, действенность! нравственную направленность.

Интерес — это важнейший стимул к расширению кругозора] - ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность делает его жизнь бессодержательной. Такой ребенок чаще всего во власти скуки и ничего неделания.

Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка — мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. -'То, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства (удивления, удовольствия,. страха, негодования, тревоги и т. п.). У ребенка интерес играет большую роль в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления к добыванию знаний.

Подчеркивая значение интереса в развитии ребенка, замечательный врач и педагог Е. А. Аркин говорил: «Если личность воспитателя, благодаря подражательности и внушаемости

1 Психология/ Под ред. А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. М., 1966, с. 350.

2 См.: Психология/ Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1974, с. 44.

ребенка, следует признать одним из могущественных факторов воспитания, то одним из надежнейших орудий в его руках являет­ся интерес»'.

Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная бесе­да заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней уча­стие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и за­стенчивого поделиться нахлынувшими на него чувствами. Инте­ресное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыпол­нимо.

... Посидеть спокойно для Гриши настоящее наказание. Зато, изображая шофера, он может долго просидеть на стуле, держась за «баранку». А вот он стоит на часах. Как он подтянут, терпе­лив, суетливости как не бывало.

Педагог, опираясь на интересы детей, с большой легкостью добивается послушания, без особого труда находит ключ к душе трудного Коли, неугомонного Гриши, упрямого Жени, застенчивого Володи. Как возникают у детей интересы?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.