Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С утра до вечера 2 страница






Педагог тактично подсказывает детям, чем лучше заняться, чтобы уложиться в свободное время, разъясняет, почему неуместно начинать то или иное дело. Постепенно он вырабатываем у детей чувство времени, умение считаться с распорядком дня, выбирать занятия, ориентируясь на режим.

Подъем после дневного сна. Подготовка к прогулке. Эти режимные процессы связаны с одеванием де тей. Какие возможности для нравственного воспитания таят они в себе?

В младшей группе одевание после сна — удобное время для индивидуального общения с ребенком.

— Какое у тебя теплое платье, Леночка! Давай застегнем!

1 Руководящая роль воспитателя в организации детской самостоятельной! деятельности раскрыта в следующих главах.



крючок и пуговицы на манжетах. Вот так, — говорит тихо воспитатель (это обращение предназначено только Лене). И молчаливая, замкнутая девочка становится более общительной.

— Это платьице из байки. Оно мягкое, пушистое. Попробуй, — приговаривает педагог, помогая другой девочке.

— Это мама сшила, — доверчиво сообщает девочка, и воспи­татель улыбкой одобряет ее попытку вступить в разговор, а затем добавляет:

— Какая у тебя мама хорошая, позаботилась о дочке! Всего несколько фраз... А как это важно в установлении

контакта с ребенком. Да еще похвалили маму и платье, — как не ответить воспитателю расположением!

— А у меня из чего рубашка сшита? — спрашивает Вася, ко­торый одевается рядом.

— И у тебя из байки. Только у Лены на платье нарисованы цветочки, а на твоей рубашке — клеточки, -—отвечает воспита­тель, поглаживая новичка, еще скучающего по дому.

— А где у меня манжеты? — спрашивает Алеша. Он тоже не хочет остаться без внимания педагога.

И взрослый показывает малышам манжеты, пряжки, уточняет порядок одевания. В общем, разговор о самом прозаическом. По как много новых слов узнают дети! А в тоне обращений, во внимании к вопросам детей, в улыбке педагога более значитель­ное — доброжелательность и внимание к ребенку. Это создает у малыша хорошее настроение, вызывает желание общаться со споим наставником.

Одевание перед прогулкой также содержит большие возмож­ности для воспитания детей. Но как организовать одевание, чтобы»тот процесс не затягивался и не был утомительным для них?

В младших группах воспитатель напоминает детям: «Как вый­дете в раздевальную, надо сразу подойти к шкафу, взять рейтузы и валенки, сесть на скамейку и одеваться». (Естественно, к этому он приучал детей постепенно, и теперь есть возможность дать ему несколько указаний.) Таким образом, дети заранее подготовка к самостоятельным действиям и не будут ждать, пока их

оденут.

Педагогу, помогая малышам, решает ряд воспитательных задач: приучает детей обращаться с просьбой достать какой-либо предмет и одежды или помочь застегнуть, завязать, благодарить за помощь. И (рослый не спешит одевать ребенка, а формирует навыки самообслуживания и помогает лишь тогда, когда убежден, что ребенку трудно. В таких условиях дети быстрее овладевают необходимыми II тиками, становятся более самостоятельными, усваивают правильнее, что можешь, сделай сам; в случае затруднений обратись in помощью, поблагодари за услугу.

Л и средней группе, когда у детей уже сформировались доволь­но прочные навыки самообслуживания, педагог использует время одевания для развития у детей деловитости и организованности, учит их одеваться последовательно и не отвлекаясь. Иногда педагог расскажет потешку, загадает загадку, споет песенку, по­шутит. Не отвлекая от одевания, он дает одному из детей совет, как продолжить вчерашнюю игру, другому напоминает, что лучше взять на прогулку, с группой детей обсуждает, кого выбрать ведущим в подвижной игре. Так в процессе одевания разверты­вается общение. Оно очень непродолжительно, но имеет большое значение для того, чтобы пребывание на воздухе сразу наполни­лось содержательной деятельностью.

В старших группах воспитатель учит детей быть предупреди­тельными и внимательными, вежливыми и заботливыми (благода­рить за оказанную услугу, извиняться в случае оплошности, про­сить разрешения пройти или подождать, посторониться, чтобы пропустить товарища, предложить свою помощь, предупредить возможную ошибку сверстника и пр.).

Наконец ребенок одет. Должен ли он ждать сверстников? В младшей группе воспитатель, одев примерно половину детей, Выходит на участок вместе с ними, а остальных выводит няня. Так I рекомендуют методические указания. Но кого из детей надо одеть первыми, чтобы взять с собой, а кого можно оставить на попечении I няни? Если это не предусмотреть заранее, то всякий раз возле I воспитателя могут оказаться более самостоятельные дети (они оденутся быстрее остальных), послушные (которые не отвлекаются приодевании, выполняют все указания), общительные (они сами напомнят о себе, обратятся за помощью). А дети, требующие особенно тщательного контроля, индивидуального воздействия, останутся с няней. Учитывая это, воспитатель прежде всего обращает внимание на медлительных детей, капризных, приученных к тому, чтобы их обслуживали, неорганизованных шалунов; настаивает на том, чтобы Максим не ждал помощи взрослого, а одевался сам, чтобы Дима не шалил и не мешал сверстникам, а Лена была чуточку проворнее. И тогда эти дети оказываются одетыми в первую очередь. А с няней остаются те, которым нужна небольшая помощь.

Если позволяют условия (защищенный участок, наличие достаточного оборудования, игрушек, удобный проход к участку,) беседке и пр.), воспитатель учит старших детей выходить на участок по мере одевания, не дожидаясь сверстников. От выхода] первого ребенка до выхода последних проходит несколько минуя Как организовать детей и чем их занять в это время? Педагог] предлагает им посмотреть, что изменилось на участке, вынести игрушки, смести снег с дорожек, положить корм в кормушки для зимующих птиц и т. д. Решая, что он может некоторым детям позволить выйти на участок без него, воспитатель учитывает, сформирована ли у детей организованность. Смогут ли они сами найти для себя интересные игры и занятия, а также договориться о совместных затеях, выполнении поручений. И тем детям, о которых на это вопросы можно ответить утвердительно, доверяет выйти на прогулку самостоятельно. Выход детей на участок без педагога, осно­ванный на большом доверии к ним, формирует самоорганизацию, самоконтроль, способность оставаться дисциплинированными без видимого контроля со стороны взрослого. И это очень важно в связи с подготовкой к школе, где ребенку будут необходимы эти качества.

— Вера, Катюша, Сережа и Андрей уже оделись! Значит, они не тратили времени зря в раздевальной. Сегодня я им разрешу не ждать всех ребят, а сразу выходить на участок, — говорит педагог.— Я вам доверяю. Знаю, что вы не будете ссориться, сами договоритесь о том, кому какую игрушку взять, какое дело начи­нать. Подумайте, чем вы будете без меня заниматься.

Далее коротко обсуждается программа предстоящих дел: ведь если дети заняты — шалости исключены.

Тебе доверяют! Как это дисциплинирует ребенка! И как хочет каждый быть в числе тех, кому воспитатель говорит эти слова.

Выйдя с остальными детьми на участок, педагог интересуется:

— Ну как, оправдали вы мое доверие? Сумели сами поды­скать для себя интересные занятия?

Или:

— Как мои помощники справились с поручением? Ничего не забыли, все до конца выполнили?

А может быть, и так:

— Давайте посмотрим, какие дела выбрали для себя наши товарищи.

Используя выход детей на прогулку как средство воспитания самоорганизации, не следует допускать формализма в руковод­стве детьми. Например, педагог разрешает детям выйти на про­гулку без него, но при этом предупреждает:

— Сядьте в беседке и ждите меня. Никуда не выходите, сидите спокойно. Приду — проверю!

Как будто такой прием тоже основан на доверии к детям: ведь воспитатель разрешает им самим выйти на участок. Но на самом доле как раз наоборот: от детей требуется лишь механическое послушание. Здесь не может быть и речи о воспитании самостоятельности и организованности.

Прогулки. Насколько различна деятельность детей на участке детского сада! Это — подвижные игры и спортивные развлечения, продолжение игр, начатых в группе, и труд в природе, И наблюдения за происходящим вокруг и самостоятельные разно­образные занятия. Чем лучше продуманы условия на участке, чем более четко осуществляется режим, тем полнее, шире и интереснее деятельность детей, тем больше она обогащает дошкольников зна­ниями, развивает любознательность, побуждает к поиску, оказывает влияние на формирование положительных взаимоотношений в кол­лективе сверстников. А педагог — организатор наблюдений, участ­ник игр и забав, руководитель детской деятельности. Окружающий мир увлекает, побуждает к разговорам, вызывает интерес. И как нуждаются дети в разъяснениях педагога! Как им трудно без помощи взрослого выделить главное из наблюдаемого, сосредото­чить внимание на характерном, существенном, понять социальный смысл деятельности взрослых!

Нередко воспитатель намечает прогулки за пределы детского сада, чтобы специально обратить внимание детей на яркие явления и раскрыть на конкретных фактах основную цель нашего государ­ства — заботу о людях: >

— Открыли новый маршрут автобуса — теперь можно быстрее

доехать до работы.

— Строят новую школу — детям будет короче путь до нее.

— Разбили сквер, построили спортивную площадку — можно отдохнуть пожилым людям, а молодежи — интереснее провести

досуг.

Как важно на этих доступных детям фактах возбудить чувство гордости за советскую действительность, наполненную чудесами героизма, трудового подвига, товарищеских взаимоотношений! И педагогу следует глубоко продумать, как он объяснит детям значение событий, свидетелями которых они становятся, на какой конкретно факт обратит их внимание и как подведет к оценке j нравственной стороны наблюдаемого, как свяжет наблюдение за происходящим с характеристикой особенностей труда, на каких примерах покажет отношение работающих к своему делу и под­черкнет характер взаимоотношений в процессе труда. Эмоциональное объяснение воспитателя, активное участие детей в обсуждении наблюдаемого, использование детского опыта — все это будет способствовать воспитанию у детей на конкретных примерах чувства гражданственности, уважения к советским труженикам.

А в детском саду тоже много событий, на которых можно формировать у детей уважение к работникам детского сада.

Завтра у повара день рождения. За хорошую работу ее награждают Почетной грамотой. Старшие дошкольники готовят для нее сюрприз, поздравляют.

Коллектив детского сада вышел победителем в соревновании на лучшее оформление участков к летнему сезону. Пусть и об этом узнают дошкольники; ведь это — результат большой работы ' взрослых. Такие сообщения вызывают у детей чувство гордости за свой детский сад, желание стать участниками полезных дел регулярно убирать участок, приводить в порядок спортивные площадки, ухаживать за растениями.

Детям следует объяснить, и они могут понять, что участок дет­ского сада красив не просто сам по себе, но и украшает улицу, на которой он расположен.

Прогулка — наиболее удобное время для развития у дошкольников движений, физических качеств. Здесь большое место зани­мают подвижные игры, в ходе которых дети объединяются в кол­лективы, действуют совместно, достигают общих целей. В играх создаются возможности для развития у дошкольников начал коллективизма, умения сопереживать, оказывать помощь, поддержи­вать сверстников, ободрять того, кто потерпел неудачу. Решение этих задач представляет в настоящее время особую актуальность в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спор­та», в котором подчеркивается необходимость повысить воспита­тельное значение занятий спортом.

В практике же еще нередки такие ситуации: старшие дошколь­ники договариваются поиграть в подвижную игру. Но пока решают вопрос о том, какую игру выбрать, пока спорят о выборе водящего, отношения принимают конфликтный характер, интерес к совмест­ной деятельности пропадает, и игра угасает не начавшись. Учиты­вая, что при согласовании желаний у детей могут возникнуть затруднения, педагог приходит на помощь и вместо порицания в их адрес по поводу неумения договориться, замечает:

— Как много игр вы предложили! Молодцы! Каждая из них интересна, и мы с вами с удовольствием в них поиграем. Ну а те­перь давайте выберем одну из них.

И дети при участии воспитателя приходят к общему решению.

— А теперь вспомним, как мы выбирали водящих. Ребята предлагают:

— Мы считалкой выбирали.

— Мы выбирали того, кто по-честному правила выполняет.

— Мы выбрали Митю, потому что он долго не ходил в детский сад и давно не был ловушкой.

И опять воспитатель учит детей, формируя у них способы согла­сования мнений, интересов, умение доказывать свою правоту, делать замечания сверстникам, но используя при этом корректные формы. Вместе с этим приходит и умение дружно играть, догова­риваться, уступать, а это повышает интерес к совместной двига­тельной деятельности. Воспитатель убеждает детей в том, что това­рищи всегда честно соблюдают правила игры, не обманывают друг друга, что над сверстником, которому не удалось увернуться от ловушки, перепрыгнуть через канавку, не следует смеяться, а Надо его ободрить, помочь ему преодолеть огорчение. Воспитатель учит детей.действовать согласованно в команде, а при выигрыше Проявлять скромность. Особенно чуток он к детям, которые не обладают достаточными навыками, необходимыми для игры. И практике случается, что таких детей сверстники не принимают и спою команду, не хотят с ними водить в паре, ибо это снижает ИХ шансы на выигрыш. И здесь с особым тактом воспитатель разъесняет, почему надо поддержать сверстника, научить его, и не только так поступают настоящие товарищи.

В течение дня возникает множество очень коротких по времени моментов, связанных с организацией группы, например построение им музыкальное или физкультурное занятие, сборы на экскурсию, прием вошедшего в комнату посетителя и т. д. Каждый из этих разнообразных эпизодов педагог использует в целях воспитания. Естественно, невозможно предусмотреть все случаи и, следователь­но, указать целесообразные методические приемы. Ограничимся лишь некоторыми.

Воспитатель строит детей в колонну. Нередко при этом он руководствуется общим правилом: если дети пойдут на музы­кальное занятие — то по росту; если на экскурсию — то парами и в первую пару нужно поставить лучших. В общем, так оно должно и быть. Но, что такое «первый» в понимании ребенка? Первый в его глазах не просто самый высокий. Первый — это самый лучший. Ему доверено вести за собой всю группу. Вот поче­му в глазах некоторых детей можно заметить скрываемую обиду, когда их строят на гимнастику или музыкальное занятие: им ни­когда не оказывают такого доверия! И, учитывая особенности детей, воспитатель вносит в общее правило некоторые корректи­вы: все дети строятся по росту, а ведущим становится каждый раз другой.

— Сегодня поведет детей на гимнастику Коля, завтра — Митя, послезавтра — Люба (воспитатель как бы перебирает де­тей, стоящих в колонне один за другим). Так у нас каждый день будут разные ведущие, и все по очереди будут первыми, — разъясняет новое правило педагог, и дети понимают справедливость такого решения.

Конечно, когда доходит очередь до шалуна, воспитатель особо подчеркивает, что необходимо быть сдержанным, организованным, а в некоторых случаях высказывает огорчение по поводу того, что он не может разрешить сегодня кому-либо из детей быть первым. И тогда право первого приходится заслужить: приложить усилия, чтобы удержаться от шалости, оставаться организованным и без контроля взрослого.

А как быть с застенчивым, нерешительным ребенком? Он никогда не заявляет о своем желании быть первым. Поручая ему роль ведущего, воспитатель использует ее как средство формиро­вания большей решительности, преодоления застенчивости, а чтобы помочь ребенку, ставит за ним опытного друга.

— Коля сегодня первый раз поведет детей на гимнастику. Ты ему немножко помоги. Напомни ему, что надо остановиться, как только я закончу играть в бубен.

В другом случае лучше воздействует бодрое слово, улыбка воспитателя, предупреждение возможной ошибки. Учитывая индиви­дуальные особенности детей, педагог в каждом случае использует по-разному этот ежедневный кратковременный эпизод в целях воспитания.

Старших детей воспитатель учит самостоятельно выбирать ведущих, пользуясь правилом очередности, которое опирается на равное положение всех детей в группе. Некоторых из них оно приучает к сдержанности, скромности, других побуждает быть дисциплинированными. Иногда учитываются и какие-либо особые даты. Например: у Дины сегодня день рождения. Пусть она встанет первой на утреннюю гимнастику. Начнет свой праздник с положения ведущего!

...Я — первый! Мы — первая пара! — говорят с гордостью те, кому предоставлена честь быть ведущими.

А вот идти в последней паре считается чуть ли не наказанием для ребят. Они знают, что в первой паре можно доверить идти тому, кто внимателен на улице, кто не забудет остановиться у перехода, кто предложит подождать отставших, кто сумеет вести группу, придерживаясь правой стороны пешеходной дорожки. А кому можно поручить быть последним? Воспитатель разъясняет, что последней паре тоже оказывается особое доверие — идущие в конце являются помощниками взрослого: они должны суметь поторопить отставшего (да так, чтобы не обидеть своего сверст­ника, а проявить к нему внимание, оказать помощь), поднять нечаянно упавшую вещь, на которую никто не обратил внимания, и вернуть владельцу. После таких объяснений дети будут стре­миться занять и это почетное место. А по возвращении в группу воспитатель расскажет няне, какими молодцами были ее помощ­ники, и одобрение няни будет воспринято детьми как поощрение.

А вот другие ситуации.

В старшую группу приходит малыш с поручением. Педагог разъясняет детям, как надо встречать малыша; с улыбкой заме­чает, что малыши уже подросли и им доверяют самостоятельно идти с поручением в другую группу.

Когда на пороге комнаты появляются родители, сотрудники детского сада, гости, воспитатель приучает оказывать внимание взрослым, не допуская назойливости.

Когда возвращается сверстник после болезни или в группу Поступает новичок — подсказывает возможные способы проявле­нии заботы и доброжелательности. Такие эпизоды оказывают боль­ное воспитательное воздействие на детей, делают их чуткими к происходящему вокруг, способными на правильный самостоятельный поступок, отражающий внимание и доброжелательное отно­шение к окружающим.

...День близится к концу. За детьми приходят мамы, папы, бабушки. Что дает педагогу наблюдение за встречей своих питомцев с родителями? Он замечает, как ребенок покидает группу: стремительно бросается к ним или просит чуточку подождать, пока закончит начатое дело или договорится с товарищами; прощается со сверстниками или сразу забывает о них. Как ребенок встречается со своими родными: спешит сообщить о своих дости­жениях, новых развлечениях, совместных делах, впечатлениях, об успехах товарищей или выражает только недовольство, что за Мим поздно пришли.

Привлекают внимание педагога и дети, остающиеся в группе. реагируют они на встречу своих сверстников с родителями:

продолжают игры или с затаенной грустью провожают уходящих?

Что сообщают они маме или папе своего товарища: как тот сумел

найти выход из затруднительного положения, был победителем в совместной игре, придумал интересный рассказ на занятии или лишь спрашивают о том, когда придут их родители? Все эти наблюдения помогут воспитателю сделать вывод о том, насколько педагогически правильно был организован сегодня день, создал ли он достаточные условия для детской разнообразной деятельности, поддерживал ли их спокойное эмоционально-положитель­ное состояние, что нужно сделать для усовершенствования выполнения режима.

...Вечер в круглосуточной группе. Этот период важно сделать по-домашнему уютным, спокойным.

Созданию соответствующей обстановки способствует все: и организация детей, и мягкий, по особому проникновенный тон воспитателя, и уют в комнате, а может быть, и смена освещения: где-то! гасится общий свет и зажигаются бра, где-то переключаются светильники. В это время необходимо приласкать скучающего, поговорить с обиженным, успокоить шумного ребенка.

Малышам воспитатель предложит уложить кукол спать и вместе с ними споет колыбельную песенку. Более старшим детям он посоветует поиграть с мозаикой, закончить начатый рисунок» поможет найти спокойное занятие. Педагог и книжку подберет, и по-особому уютно рассадит детей, желающих послушать знакомую сказку. В это время неуместно показывать детям один за другим диафильмы (на протяжении всего часа от ужина до укладывания), предлагать шумные подвижные игры, устраивать аттракционы и развлечения. Нельзя оставлять детей няне, не сняв их возбужде­ния, не успокоив тех, кто наиболее остро чувствует разлуку с до­мом: как заснет ребенок, если ему взгрустнулось, если никто не пожелал ему спокойной ночи?

— Наступила ночка, ты устала, дочка, — приговаривает воспи­татель, переходя от кровати к кровати, поглаживая ребятишек, поправляя на ходу одеяло, укладывая поудобнее новичка, не забывая уделить внимание каждому.

Впереди новый день — новые поиски. Но всегда остается неиз­менным выработанный стиль работы и опора на целесообразный распорядок, подчиненный педагогическим требованиям.

ЗАПОЛНИТЬ ДЕНЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В распорядке дня предусмотрено время для самостоятельных игр и занятий, когда дети строят, рисуют, мастерят, убирают игровые уголки, рассматривают книги и пр. Детская самостоятельная деятельность, организуемая педагогом, имеет большое воспитательное значение. В ней формируется эмоциональная и волевая действенно-практическая сфера личности дошкольника, активное отношение к окружающему, творчество и самостоятельность. Деятельность детей вне занятий, повседневное их общение между собой и с воспитателем являются своеобразной школой практики, благодаря которой осуществляется процесс усвоения, уточнения, творческой переработки, активного переосмысливания всей суммы ранее имеющихся у них знаний, умений и навыков, а следовательно, и дальнейший их качественный рост. Самостоятельная деятельность содействует формированию способности находить дело по интересам, стремления к постоянной занятости.™ Действуя по собственному замыслу, дети проявляют инициатив™ и творчество, ставят перед собой цели и стремятся к их достижению, учатся преодолевать трудности.

В самостоятельной деятельности происходит активное формирование нравственных сторон личности: играя и трудясь, занимаясь в окружении сверстников, ребенок приобретает опыт поведении в коллективе, учится уступать или убеждать в своей правоте, быть справедливым и доброжелательным, оценивать свои поступки и поступки сверстников, руководствуясь при этом известными ему моральными нормами.

Все виды детской деятельности содержат возможности для решения воспитательных задач, но только при правильном руководстве педагога они становятся средством формирования личности.

Пристальное внимание воспитателя должно быть обращено на идейную направленность детской деятельности — носили она нравственный характер, содействует ли объединению детей! самостоятельны ли и активны они, проявляют ли трудолюбив прилежание и т. п.

Руководя любым видом деятельности, педагог может влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суж­дения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать начала идейной направленности — чувство любви к Родине, правильное отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям и т. д. В общем он осуществляет широкий круг задач воспитания, которые тесно взаимосвязаны, решаются в единстве и непрерывно на протяжении всего пребывания ребенка в обществе сверстников.

Осуществлять задачи нравственного воспитания в то время, когда в группе одновременно развертываются, например, сооруже­ние новой постройки, стирка кукольного белья, драматизация сказ­ки и сюжетное рисование по замыслу, довольно сложно. Но очень важно, чтобы педагог четко представлял, что основные принципы руководства разными видами детской деятельности едины.

Для успешной реализации воспитательных задач в группе должны быть созданы условия для всех видов игр, труда и заня­тий детей. Целесообразное размещение различных уголков пре­дупреждает возможные столкновения между детьми, способствует формированию привычки уважать занятия друг друга, не мешать товарищам, помогает овладеть умением аккуратно пользоваться игрушками, бережно обращаться с книгами, различными пособия­ми, инструментами. Задуманное дело легче довести до конца, если имеется достаточное количество игрушек, пособий, соблюдается Порядок их хранения. В неблагоприятных условиях у детей не налаживаются игры, не спорится труд, возникают ссоры, так как пни мешают друг другу. «У меня здесь гараж, а он железную доро­гу строит!», «Пусть уберет свои кубики, он мешает мне книгу смотреть!» — подобные жалобы можно слышать там, где не учли Педагогических требований к расположению уголков.

Учитывая размеры комнаты, педагог расставляет в ней мебель и оформляет уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный Простор для разнообразных ребячьих дел.

Для занятий, требующих сосредоточенности и тишины, самое лучшее место там, где достаточно света и играющие по соседству и ми не нарушают делового настроения тех, кто увлечен настоль-...... игрой, рисует или рукодельничает.

В самом тихом месте и ближе к окну — книжное хозяйство. Здесь красивый стол и стулья. Рядом удобная книжная полка, портрет писателя. Уютно выглядит этот уголок, а маленьким читателям здесь удобно и спокойно.

Место для игр с крупным строительным материалом расположено вдали от столов, за которыми сидят шахматисты, любители книг, лото: ведь строительные игры требуют большого пространства, кроме того, юные строители часто объединяются в группы ми нескольку человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.

При создании условий педагог учитывает возраст детей, их возможности и интересы. На­пример, в младших группах сюжеты игр в куклы неслож­ны и не требуется большого разнообразия игрушек. По­этому воспитатель заранее подготавливает обстановку для бытовых игр, оборудует уголки таким образом, чтобы они звали детей играть и помогали развитию сюжета. А в средней группе игры с куклами становятся сложнее и для их реализации детям нужно больше атрибутов. Они сами в соответствии со своими замыслами переставляют мебель, изменяют обстановку, поэтому воспитатель размещает кукольное хозяйство на широких полках, рядом с ковром. Благодаря этому увеличивается пространство для игр, а если необходимо, стеллажи становятся продолжением куколи ной квартиры. Детям играть удобнее: все необходимое под рукой, все ненужное легко убрать.

С учетом возрастных особенностей детей педагог продумывает! условия и для других видов деятельности. Так, в младших группам он непременно найдет место для игр с водой, с каталками, двигателями, а в старших — для труда по дереву, чтобы дети имели воз можность заниматься им не только летом на участке, но и зимой в групповой комнате.

Создавая обстановку, способствующую воплощению детских замыслов, воспитатель постоянно наблюдает за детьми и вносив необходимые изменения. Вот он видит, что старшие дети проявляют интерес к играм с маленькими куклами: строят для них квартиры, украшают комнаты и т. д. В то же время он отмечает, что пока дети устраивают квартиры, они много фантазируют, придумывают разнообразные варианты расположения мебели, вспоминают, какая обстановка должна соответствовать назначению той или иной комнаты. Но дальше сюжеты с готовыми квартирами Л развертываются. В чем причина? Оказалось, что дети много времени затрачивали на организацию: пока перенесут всю мебель для кукол, пока устроят квартиры для них, время, отведенное Я режиму для игр, истекает. И тогда воспитатель с помощью родителей оборудует несколько квартир. Теперь дети могут переносить всю квартиру сразу со стеллажа на стол и начинать новые инте­ресные игры.

По мере необходимости воспитатель пополняет игровые уголки разнообразной одеждой для кукол, элементами костюмов, помога­ющими детям войти в роль, атрибутами для оформления построек, поделками, позволяющими организовать игры в комнате и на участке. Не забывает он и о том, что детям необходимы куски ткани, картон, коробки, веревки, шнур и многое другое.

Воспитатель, заинтересованный в привитии детям умения самостоятельно находить полезные дела, не допустит, чтобы в группе устраивались выставки из неприкосновенных игрушек. К сожалению, в отдельных случаях бывает так.

...На полке красивый сервиз для кукол. Почему никто не берет его?

— Новую посуду брать нельзя, она для занятий, — говорят дети.

Оказывается, что это — дидактический материал. Но зачем он на виду у детей?

...Из нового строительного материала сделано высотное здание сложной конструкции. Дети знают, что эту постройку трогать нельзя.

— Они еще плохо строят, пусть учатся, — объясняет педагог. Но разве так научатся дети строить? Они лишь смотрят на сооружение, а возможности действовать самостоятельно лишены, Да и недостаточно у них деталей, так как частично они использова­ны на создание образца.

Очень важно, чтобы время, отведенное для самостоятельной деятельности, не уходило на ожидания (пока разрешат взять облюбованный предмет, пока разыщут затерявшуюся кисточку, пока кто-то наиграется с желанной игрушкой и т. д.). Постоянные






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.