Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С утра до вечера 4 страница






Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес как таковой, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно. Например, яркая движущаяся игрушка, издающая звук, которую можно потрогать, подержать, рассмот­реть. Его увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например катать паровоз, насыпать и высыпать песок. Переливать воду и т. п. Ребенка пока занимает лишь сам процесс действий, копирование того, что он видит и слышит. В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в Синю деятельность: увидел — понравилось — дай попробую! Укачивает куклу, как мама дочку; стучит кубиком по столу, воображает, что забивает гвоздь, и т. п.

По мере роста ребенка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный и не содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые, в свою очередь, способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

Имеете с общим развитием ребенка значительно расширяется круг его интересов. Сколько событий происходит вокруг, которые привлекают его внимание: улетают в космос отважные космонавты, корабли уходят в море, молодежь уезжает на комсомольские стройки, спортсмены отстаивают честь Советской страны!..

Огромный мир, далекие и в то же время близкие для ребенка люди незримо присутствуют в его доме, в разговорах взрослых в радиоэфире, на голубом экране. Каждый день дает толчок рождению новых интересов. Задача воспитателя — упорядочить их, дать им нужное направление. При этом различные по coдержанию интересы должны оцениваться с точки зрения их общественной значимости...

Какие же интересы формирует педагог у детей с учетом требований «Программы воспитания в детском саду»?

Воспитатель прививает интерес к вещам (наиболее близким и понятным — одежда, мебель, посуда, игрушки и т.д.), их на значению, знакомит с материалами и их свойствами, развивает интерес к миру природы (живой и неживой) и ее явлениям, к миру людей (детский сад, школа, улица: родной город, Родина и ee лучшие люди, народы, населяющие нашу страну), к миру искусстве (литература, живопись, архитектура и т. п.).

Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мне человека является стремление к узнаванию нового. Здоровый нормальный ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельный умозаключения. Это так называемый познавательный интерес который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.

Малыш, сталкиваясь с новыми, невиданными еще предметами, спрашивает: «Что это?» Он требует разъяснений, так как пы­тается осмыслить то, с чем встретился. Впервые обращенный к взрослому вопрос «Что это?» — свидетельство пробуждающего­ся интереса ребенка к окружающему миру. В дальнейшем, зна­комясь с предметами и их свойствами, он начинает вникать в причинную связь и тогда снова обращается за разъяснениями: «Зачем это? Чье это? Для чего оно? Из чего оно сделано?» Видя знакомые и незнакомые предметы, необычные для него события, он сравнивает их, удивляется тому, что не совпадает с уже имеющимися у него представлениями.

— Почему собака ходит по воде босиком даже в холодную погоду и не болеет, а если я промочу ноги, то у меня насморк?

— Почему я заболел, ведь микробов я не видел!

— Луна — это тоже солнце, только ночное?

— У собаки четыре ноги. А у птицы, наверное, тоже четыре, только вместо передних ног — крылья?

На воспитателей обрушивается лавина вопросов: любозна­тельные «почемучки» то и дело изумляются, вслушиваются, всмат­риваются, исследуют. Жизнь с неиссякаемым множеством впе­чатлений выдвигает перед осваивающим мир человеком массу удивительных загадок. Он получает большой поток информации из самой жизни, через телевидение, радио, книги, кино, ставших связующим звеном между детством и жизнью взрослых; он накапливает много сведений, и одновременно у него возникает много затруднений в стремлении усвоить эти сведения. И от этого, как взрослые относятся к проявлению детской любознательности, во многом зависит дальнейшее развитие детских инте­ресом.

Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, пом­ня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого — источник удовлетворения и развития этого интереса. Для ребенка, пока еще не умеющего читать, без достаточного жизненного опыта, объяснения взрослых является чуть ли не единственным источником знаний, помогающим разобраться в обилии впечатлений. Своими ответами взрослый носит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему.

Как отвечать на детские «почему», чтобы интерес не угасал, а развивался?

Прежде всего отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку; нельзя гасить в нем ценное свойство—стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, внося-...... путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературный и специальным источ­никам, периодической печати и справочникам. Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочив свои объяснения.

Конечно, не все детские «трудные» вопросы требуют обосно­вания и подлежат толкованию. В отдельных случаях можно ска­зать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут об этом на уроке».

Следует иметь в виду и другое: не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску. Хорошо озадачить малыша вопросом на вопрос: «А как ты думаешь — почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать.

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в ос­нове развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и ви­деть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, он одновременно содейству­ет и развитию детских интересов: вместе с обостряющимся умений ем смотреть и видеть перед ребенком все больше и больше раскрывается сокровищница удивительного. Ведь наблюдательный] ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой! значит, и мир интересного у него значительно шире.

Воспитатель отбирает наиболее доступные явления окружающей действительности в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду», организует с детьми цела направленные наблюдения в природе, за животными и птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественное жизни, проводит б е с е д ы. И занятия, и экскурсии, и игры, и труд детей, и правильно организованная повседневная жизнь cспособствуют развитию детских интересов.

... По пути к реке — поляна, усыпанная желтыми одуванчиками. Теперь она вся золотая и яркая. Еще издали ребята замечают это чудесное превращение:

— Была зеленая, теперь желтая. Почему?

— Подойдем поближе—посмотрим, — предлагает педагог. Дети как зачарованные любуются солнечной полянкой. А в следующий раз, когда ребята снова держат путь к реке, они уже не нахедят своей солнечной полянки. Золото исчезло, и полянка словно снегом припудрена.

— Ну и ну! — удивляются они.— Вот так чудеса! Нет золотя полянки... Почему она теперь белая?

— Сейчас подойдем поближе и рассмотрим, — говорит воспитатель.

Ребята рассматривают легкие, круглые, словно мыльные пузыри, головки одуванчиков. А через некоторое время чудесная полянка снова преподносит сюрприз...

Куда же пропали одуванчики? — спрашивают ребята, еще издали увидя зеленую поляну.

А ну, подумайте хорошенько, куда они исчезли? Догадаться не трудно, надо только поразмыслить, — говорит воспитатель. И дети самостоятельно приходят к выводу: ветер разнес белый пушок в разные стороны...

Давайте понаблюдаем, а вы примечайте, — предлагает воспитатель детям, вместо того чтобы тут же дать готовый ответ.

А когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, у него формируется устойчивый перенаправленный интерес. Этому же способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они самостоятельно находят ответ на свой вопрос.

Мартовский солнечный день. Бахрома хрустальных сосулек искриться и переливается. Дети любуются плачущими сосульками.

А вечером они замечают, что сосульки выросли и растолстели. Почему?

Воспитатель решает привлечь детей кдлительному на­блюдению.

— Кто догадался, почему сосульки стали толще и длиннее, подойдет ко мне и расскажет так, чтобы другие не слышали, — предлагает воспитатель.— А потом понаблюдаем, и тогда все догадаются.

Конечно, сразу разг*адать загадку удается не всем. И потому на следующий день возле сосулек ватага любопытных. Они наблюдают, как солнышко заставляет сосульки плакать, и они становятся... короче и тоньше!

— Вот так раз! — удивляются ребята.— Почему?

— А как вы думаете — почему? — В свою очередь, спраши­вает воспитатель.— Давайте понаблюдаем.

Очень скоро ребята наперебой стали сообщать: «Они от сол-. нышка тают!» — «Но почему же тогда они вчера выросли? И день был точно такой же — солнечный?»

— Посмотрим, какими они станут к вечеру, — загадочно улы­бается воспитатель.

После дневного сна ребята снова устремляются к месту на­блюдений. Теперь сосульки не плачут и снова выросли и рас- ' толстели. И дети самостоятельно решают задачу на смекалку: i днем солнце греет, подогревает сосульки, и они тают, становятся меньше. Зато к вечеру, когда начинает подмораживать, капли ' воды от подтаявшего снега на крыше не успевают стечь, их прия хватывает мороз, оттого сосульки растут и толстеют.

В практике работы с детьми широко применяется экспери­мент. С помощью воспитателя дети ставят опыты и делают много! интересных открытий. Например, почему камень тонет, а дерево! плавает на поверхности? Что будет, если зимой ветку дерева поставить в воду в комнате? Почему на ней появляется зелень,! в то время как на улице деревья голые? И т. п.

Формируя у детей интерес к миру природы, педагог одно­временно воспитывает у них бережное отношение ко всему живо­му, к растениям, природным богатствам родного края. Он не] только учит детей видеть красоту природы и наслаждаться екЯ но и приучает оберегать ее, не относиться к ней потребительский а активно охранять ее, принимать посильное участие в создании прекрасного в Природном окружении. Он подводит детей к понима«1 нию того, что красота и богатство родной природы зависят от бе-1. режного отношения к ней, от труда людей, вложенного в ее сохран-1 ность и совершенствование.

Воспитатель формирует у детей интерес к явлениям общест­венной жизни, используя с этой целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о событиях современ ности, о людях труда и их отношениях, об исторических местах* родного города и т. д.

... Сколько интересного узнают воспитанники старшей группы с помощью воспитателя даже на тех улицах, на которых они бы­вали не раз! Вот на пересечении Ленинского и Ломоносовского проспектов на одном из домов появилась мемориальная доска, на которой написано, что теперь эта площадь названа именем 60-летия СССР. А почему она так названа, догадаться нетрудно, особенно когда впечатления от празднования юбилея страны у детей еще совсем свежи. Чуть позже дети узнали, что соседняя улица названа именем Н. К. Крупской. «Надежда Константиновна была ближайшим помощником и другом В. И. Ленина, — пояс­няет воспитатель.— А этот памятник поставлен в честь первого В мире космонавта Юрия Гагарина и площадь тоже названа его именем».

... Воспитатель принес в группу свежую газету и, показав в ней фотографии, пересказывает детям то, что прочитал: о лучших лю­дях, их трудовых делах, буднях тружеников полей, характерных приметах современности. Дети узнают, что построен еще один участок газопровода, что лучших тружеников отмечают, их порт­реты висят на видном месте, о них пишут в газетах. А вот в газете сообщают о строительстве в их районе. И выйдя на другой день на прогулку, они еще раз находят подкрепление написанному: совсем рядом открылась новая школа.

Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. А что делает их жизнь интересной? Здесь много условий, но главное из них — постоянная занятость ребенка — И посредством специально организуемых для всей группы занятий, Коллективных игр, экскурсий, наблюдений и вне их.

Известно, что дети по своей натуре деятельны и энергичны,

Ж педагог, основываясь на этой их особенности, воспитывает мнк-рес к полезной деятельности. Маленьким детям он сам помо гает находить полезные дела, так как они еще не могут себя

||11инть, не способны заранее решить, чем заниматься, подобрать и. 1 необходимое для игры. Каждый наблюдал, как малыши, недавнопоступившие в детский сад, затрудняются без помощи взрослых найти себе дело по вкусу: один наблюдает за играющими, другой начинает шалить, третий собирается захныкать.

У детей в возрасте 5—6 лет при целенаправленном воспитании начинает проявляться избирательное отношение к деятельности,

|у них есть дела любимые и нелюбимые. Воспитатель должен

...... п>, к чему дети тянутся, чтобы затем «...их интересы орга-

мм ювать определенным образом, направить в определенное русло и лить такие занятия, на которых они росли бы и развивались

Щ становились сознательными, — говорила Надежда Констан-

■ Тнпоима Крупская.— Тут нужно поменьше словесности, а нужно ■ м.ше живого дела»1..

Крупская Н. К. О доджольном воспитании

 

«Побольше живого дела» — вот главный принцип организации жизни детей в детском саду. Руководство детьми направлено на то, чтобы обеспечить каждому ребенку полезную занятость.

Воспитатель старается углубить и расширить интерес детей к тому, чем они занимались на занятиях (ведь, как известно, деятельность детей на занятиях и вне их тесно переплетается по] своему содержанию!).

Так, например, чтобы вызвать у ребят желание заниматься рисованием, лепкой в часы, свободные от занятий, воспитатель организует изоуголок. Там имеется все необходимое для малень-, ких художников. В специальном шкафу на полках хранятся ма-j териалы для рисования, лепки, аппликации, вырезывания, скла-' дывания из бумаги и т. п. Верхняя полка шкафа — витрина работ детей.

Время от времени в уголке изобразительной деятельности ребята находят что-то новое, привлекающее их внимание и рас-1 полагающее к разнообразным самостоятельным занятиям: пред-] меты народно-прикладного искусства, репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, В. Васнецова. Вот педагог устроил выставку изделий украинских гончаров, а несколько позже бята находят в уголке вырезанные из бумаги разнообразный фигурки животных. Все это выглядит столь заманчиво, что вы! зывает у детей желание лепить, рисовать, вырезывать, делать| аппликации.

Учитывая задачи воспитательно-образовательной работы, 1 педагог пополняет уголок теми материалами, которые вызовут щ детей интерес к предстоящим занятиям. Например, если на за-1 нятиях предполагается, что дети будут рисовать сказочные до-| мики, то воспитатель выставляет иллюстрации теремка, прянич-j ной, ледяной и лубяной избушки, избушки на курьих ножках! Уголок превращается в своеобразный музей, где дети обмени­ваются мнениями, обсуждают замыслы, фантазируют.

Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устой­чивости, воспитатель руководит деятельностью детей. Например,, на основании наблюдений и изучения детских работ педагог! видит, что одни дети инициативны, с устойчивым интересом к изодеятельности, они отображают разнообразные замыслы и рисунках, и в лепке, и в аппликации; другие — механически повторяют то, что делали на занятиях, они менее инициативны! чем первые, и редко привносят что-либо свое, новое; третьи А случайные посетители изоуголка, а если изредка рисуют или лепят, то по подражанию соседу. Поэтому и руководство деятельностью детей не может быть одинаковым.

Так у первых педагог старается разнообразить сюжеты, ожиД ляя в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает! уточнить отдельные детали предмета- или характерные признаки] отображаемого явления, предлагает заранее продумывать сюжгг, композицию рисунка.

 

У вторых воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению за­думанного, побуждает к самостоятельному поиску сюжетов.

Третьих педагог старается привлечь к изодеятельности и с этой целью дает поручения, связанные с занятиями в уголке, — рассмотреть и расставить по местам детские работы, помочь оформить выставку, подготовить необходимые материалы. Педа­гог выставляет удавшиеся работы ребенка, тем самым поощряя его. Иногда помогает, показывает, как справиться с задуман­ной работой, как подобрать цвет, смешать краски и т. п. Учит применять имеющиеся знания и навыки для передачи новых форм, цветосочетаний, композиций. Так, шаг за шагом воспита­тель повседневно формирует интерес в любом виде деятельности.

Более успешно происходит развитие у детей интереса к дея­тельности в обстановке деловитости. Воспитатель проявляет не­терпимость к безделью, к нецелесообразному времяпрепровожде­нию, сам являясь для детей примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным наблюдателем, подающим команды и распоряжения.

... Мерный детский говор, отсутствие шума и беготни создают иллюзию общей занятости. Однако первое впечатление может быть ошибочным, особенно если присмотреться попристальнее, кто чем занят. Случается, что время отдельных детей заполняется самым обычным тихим ничегонеделанием: они пассивно наблю­дают, переходя от одной группы играющих и занимающихся к другой. Такие дети как будто бы никому не мешают, не шумят, не конфликтуют, не надоедают вопросами, шалостями. Это «удоб­ные дети», как называл их польский педагог Януш Корчак, «кото­рым и одиночество не слишком надоедает, да и в деятельности они не нуждаются»1.

Внутренний мир «удобных детей», их интересы, вкусы, устрем­ления остаются некоторое время закрытыми для педагога: такие дети не привлекают внимания воспитателя, так как их поведение внешне подчинено общему течению жизни группы. Между тем, «удобные дети» нуждаются в пристальном внимании воспита­теля, его педагогическом влиянии. Ведь среди них встречаются не только такие, которые, по выражению Я- Корчака, «сами себе Иыдумывают игру», но и такие, которые более склонны разделять иамыслы других ребят, чем воплощать свои. Они тем и удобны, mid не умеют отстаивать свое право на выполнение желаемого. Они соглашаются в силу своей покладистости с любым предло­жением товарища. «Давай играть», — предлагает ему сосед, и Гот играет. «Давай строить», — и это его устраивает... Конечно, Тнкие дети не правило, а исключение. Но и их надо иметь в виду, иначе у них могут сформироваться безволие, робость, неумение Постоять за себя, за воплощение своих замыслов. А деятельное

Корчак Я. Как любить детей. М., 1968, с. 53.

начало, столь характерное для детской натуры, станет постепен­но усыпляться привычным ничегонеделанием.

Случается, что ребенок длительно наблюдает за играми и занятиями сверстников, а сам не принимает в них участия. Это не всегда признак отсутствия интересов. Ведь то, что он внешне бездеятелен, не мешает ему активно мыслить, всматриваться... Он как бы накапливает сведения, навыки, умения, необходимые ему для воплощения замысла. Кстати, нельзя не учитывать и других причин, заставляющих иногда ребенка оставаться пас­сивным, — робость, неуверенность в своих возможностях, от­сутствие навыков и знаний. Только глубокое понимание причин,, в силу которых воспитанник в данный момент занимает позицию наблюдателя, дает возможность педагогу сделать правильные вы­воды о наличии у него интереса.

... Валерик подолгу простаивает возле ребят, которые что-то пилят, сколачивают, мастерят. Но сам не решается взяться за молоток и гвозди. «У меня не получится!» — вздыхает он с сожа- t лением и отходит в сторону, когда ребята просят его помочь.

Заметив заинтересованность мальчика, воспитатель предла­гает:

— Хочешь сделаем парусную лодку, как у Вадика? Пойдешь гулять, будешь пускать ее в ручейке.

Перспектива заманчива. Однако мальчик отказывается все по той же причине: «Не умею. Никогда не делал — не получится».

— С первого раза не у каждого получается, давай помогу. И вот вбит последний гвоздь, прилажена мачта... Наконец

готова незамысловатая игрушка-самоделка, но сколько радости ' она доставила ребенку! Главное же — взят барьер нерешитель­ности. А терпение воспитателя и время делают свое дело — теперь мальчик часто берется за молоток, вместе с другими ребятами пилит, приколачивает. А когда что-то не удается, воспитатель незаметно помогает, подсказывает.

Проанализируем, что помогло мальчику преодолеть нереши-' тельность?

Не ошибемся, если сделаем предположение, что Валерика влекло к конструированию еще тогда, когда он подолгу простаи- вал возле ребят, занимающихся поделкой игрушек. Однако его интерес оставался бездейственным, созерцательным. Помощь воспитателя позволила реализовать этот интерес.

Но даже увлекательное дело — не развлечение или забава. Любая деятельность требует усилий, преодоление которых дает! ребенку удовлетворение, что не только не снижает интереса, а, наоборот, повышает и активизирует его. Это всегда должен учи­тывать воспитатель. Поэтому, чтобы сделать деятельность увле­кательной, совсем не нужно удалить из нее все требующее от ребенка усилия и напряжения.

Задача воспитателя — подводить детей к преодолению труд­ностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться вы- i

полнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца.

... Нетерпеливой Наташе закончить начатое дело не всегда посильная задача. Это хорошо знает педагог, поэтому поручение, требующее длительной сосредоточенности, он дробит на маленькие этапы: предлагает навести порядок в шкафу с пособиями, сна­чала убрав полку, где хранятся книги, затем другую, на которой расположено все для изобразительной деятельности. Для девочки такое задание, разделенное как бы на два этапа, выглядит конк­ретно и выполнимо, мобилизует ее: ведь гораздо легче спорится де­ло, если виден конец работы! А слова одобрения, высказанные воспитателем, и зримый результат ее стараний — порядок в шка­фу — все это принесло удовлетворение ребенку.

От интересного к обязательному— таков путь развития уме­ния ребенка преодолевать трудности. Интерес является одним из стимулов мобилизации воли. В этой связи психолог П. А. Рудик подчеркивает: «Часто природу интересов понимают неправильно, сводят ее к внешней занимательности, любопытству. Между тем психологическая структура интересов как черт личности обяза­тельно содержит в себе следующие три стороны: а) повышенный уровень знаний в интересующей человека области; б) практиче­ская деятельность в этой области; в) эмоциональное удовлетворе­ние, испытываемое в связи с этими знаниями и деятельностью.

Чувство удовлетворения свойственно всякому истинному инте­ресу, но не само по себе, а как органически связанное со знания­ми и практикой»1.

Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сно*-ровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпа­дает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное — увле­кательным, трудное и малопонятное — доступным. А это возмож­но, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку нахо­дить в неинтересном интересное. Если он стремится строить свою работу с детьми с учетом одного из важных принципов — принци­па интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выпол­нение не только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого

1 Рудик П. А. Психология. М., 1976, с. 111.

77 («Не хочу, но надо»; «Это не интересно, но обязательно»; «Это трудно, но выполнимо, если постараться»).

Помогают преодолению детского «не хочу» приемы: «Делай как я», «Помоги мне, ребятам!», «Кто скорее?». Ребенка, как из­вестно, привлекает роль помощника взрослого, делать что-то вместе с ним наравне или, например, соревноваться.

Находясь в обществе сверстников, ребенок учится добиваться, уступать, ждать, отказываться, следовать общим требованиям. Все это связано с умением тормозить свои желания. Воля как раз j и заключается не только в том, чтобы пожелать и выполнить 1 («хочу — добьюсь»), но и в умении отказаться от своего желания. J А. С. Макаренко в этой связи писал: «Если... ребенок упражняется j только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и I не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли»2.

Формирование интересов происходит более успешно, если ] воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям. У каж- ] дого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких-то j интересов, возникших под влиянием семейного воспитания и окру- J жающей среды. Так, например, один тянется к книгам, и его можно видеть чаще всего в книжном уголке, другой — к строительным играм, третий любит рисовать, четвертый не дождется, когда будет музыкальное занятие, и т.д. Нельзя забывать и о том, что у детей наряду с положительными интересами могут возникать отрица­тельные, выражающиеся, например, в безделье, в стремлении к раз-влекательству, потребительству. В таких случаях педагог ста­рается переключать внимание ребенка на положительные примеры, организует наблюдения за доступными фактами современности, трудом взрослых, природой и животными, привлекает к полезным делам для группы, побуждает к добрым поступкам.

Постоянно общаясь с детьми, наблюдая за ними в течение дня в различных ситуациях, педагог имеет возможность всесторонне изучать детские интересы. Они отражаются в играх, повседневных делах, занятиях, разговорах со взрослыми и сверстниками о том, что видели, «читали», о чем мечтают.

Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит, чем они чаще всего занимаются, во что играют; доводят ли начатое дело до конца или при первом затруднении бросают; кто из них увлечен чем-то особо или выбор занятий и игр случаен; все ли с одинаковой тщательность^) выполняют поручения или чему-то отдают пред­почтение. Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника. Наблюде­ния за взаимоотношениями детей позволяют выявить, как они группируются, что и какие дела их объединяют; о чем они говорят и спорят между собой, каковы их суждения, о чем и в какой степени они осведомлены и т. п.

Вопросы детей — яркий показатель, чем заняты их мысли, что*

Макаренко А. С. Избр. соч., т. 2, с. 101.

волнует их, каковы интересы. По вопросам можно судить, каков запас знаний, положительна ли направленность их интересов.

Педагог не выпускает из поля зрения не только тех ребят, кото­рые подолгу не могут сосредоточиться на определенной деятельно­сти, но и таких, которые заняты, но их занятость отражает ограни­ченность и неустойчивость интересов.

...Утро. Еще в групповой комнате тихо: здесь всего несколько ребят. Сережа, войдя в комнату, громко здоровается и решительно направляется к строителю. Начинает что-то строить, но, видимо, у него не получается, и он ломает сооружение. Подходит к аква­риуму с рыбами. Смотрит через толщу воды, приблизив лицо так, что касается стекла. Рыбы явно не привлекают его, он эксперимен­тирует с солнечным лучом, который превратил аквариум в увели­чительное стекло. На Сережином лице сосредоточенность. Но это ненадолго. Он тут же переключается на появившуюся в дверях Веронику: у той в руках книжка. И вот уже мальчик возле нее, смотрит на обложку, но равнодушно машет рукой и отходит.

Воспитатель знает: не помоги он мальчику отыскать занятие — тот будет без дела до самого завтрака. Его не увлекает ничто и вместе с тем влечет все; берется сразу за несколько дел и тут же остывает, внимание скользит по поверхности, не возбуждая жела­ния заняться чем-нибудь серьезно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.