Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! С утра до вечера 1 страница
Прием детей — начало рабочего дня воспитателя. Как насыщен этот промежуток времени самыми разнообразными делами! Педагог осуществляет одновременно сложные разноплановые задачи: принимает детей, организует игры, руководит работой дежурных, встречается с родителями своих воспитанников. Казалось бы, прием обычен и постоянен: дети постепенно приходят в группу, включаются в разнообразную деятельность (здесь мы не говорим о первых днях жизни ребенка в детском саду, когда перед педагогом встают особые задачи). Но только умение педагога понять состояние, замыслы, возможные волнения каждого ребенка позволит ему осуществить прием так, чтобы создать у дошкольников бодрое настроение, желание играть и общаться со сверстниками. По тому, как дети раздеваются, разговаривают с родителями, товарищами, воспитатель узнает, кто из них взволнован или спокоен, весел или угрюм, возбужден или вял. Если воспитатель учитывает состояние своих питомцев, понимает причину возбуждения отдельных детей, ему нетрудно решить, как обратиться к каждому, что сказать, предложить, посоветовать, чтобы успокоить, включить в активную деятельность, исправить настроение. ...Ванюша с утра молчалив, раздражителен. Куда исчезла с его лица приветливая улыбка? Где его резвость, общительность? И воспитатель, увидев, что ребенок чем-то взволнован, как будто не замечает, что тот не поздоровался с друзьями. Поэтому предложение поздороваться обращено не к Ване, а к детям, находящимся в группе: — Ребята, вот и Ванюша пришел! Поздоровайтесь с ним!...Оля необычно суетлива сегодня: она дежурная, а прийти пораньше не удалось. Волнуется. Уже с порога слышен ее вопрос: — Я не опоздала дежурить? Все успею сделать? Прощается с мамой второпях, одежду складывает небрежно. Левочка вся во власти предстоящих обязанностей. Это учитывает педагог, и напоминание о том, что вещи следует сложить в шкаф аккуратно, звучит очень мягко: — Не торопись, все успеешь сделать, твои друзья тебе обязательно помогут. Попрощайся с мамой и начинай свои дела. ...Игорь тоже спешит в группу: вчера вместе с товарищами он строил метро. Но, к сожалению, у них не оказалось буквы М. А сегодня он принес эту эмблему, которую вечером смастерил с помощью папы. Игорь явно намерен возобновить игру, и воспитатель помогает ему рассказать о своем замысле, привлекая к обсуждению вчерашних участников строительства. ...Наташа, войдя в группу, сразу сообщает новость: на стройке, куда они ходили на экскурсию, прибавился еще один этаж. Это сообщение педагог выслушивает с большим вниманием, включает в разговор детей. И вот уже обсуждается предложение пойти снова всем вместе на стройку. Теплое слово воспитателя, вопрос, улыбка, шутка, умение выслушать и дать совет, похвалить, обсудить, одобрить, успокоить — все это помогает не только наладить деятельность детей, но и решить главную задачу — создать атмосферу доброжелательности, доверия, взаимопонимания. Казалось бы, обращение «Что ты сейчас будешь делать?» обычно. Но если ребенок чувствует неподдельную заинтересованность педагога, он доверительно сообщает о своих планах, замыслах, обсуждает возникающие вопросы, сомнения, быстрее включается в игры или находит себе место в общей затее. Такие приемы помогают создать в группе обстановку приветливости, уюта, побудить детей к разнообразной деятельности. Утро детского сада. Педагог осуществляет намеченное в плане: проверяет, насколько самостоятельно справляются дежурные со своими обязанностями, помогают ли друг другу.; предлагает Алеше (недавно поступившему в детский сад) поиграть с понравившимся конем; упражняет Володю в правильном произношении звука «р», используя для этого знакомые скороговорки; советует детям, которые играют в «космодром», использовать дополнительные атрибуты. За короткими строчками плана скрыты определенные воспитательные задачи: формировать ответственное отношение к порученному делу у дежурных, поддерживать интерес детей к совместной деятельности. А сколько решается воспитательных задач, не зафиксированных в плане! Всматриваясь в своих питомцев, педагог старается понять, почему Витя играет только с новыми игрушками и быстро охладевает к ним (может быть, в этом проявляется неустойчивость интересов, их поверхностный характер или неумение развернуть с ними игру?); почему Аня отдает предпочтение каким-то палочкам, коробочкам, пузырькам, принесенным из дома и всегда хранящимся в кармане (может быть, это желание иметь ' то, чего нет у других детей, чем можно привлечь к себе сверстников или это — необходимые «атрибуты» для игры, которыми она не может поделиться); почему, как только к играющим присоединяется Виталик, сразу вспыхивают ссоры (в этом, конечно, появляется его неумение согласовывать свои интересы с желаниями коллектива, неумение уступить справедливому требованию сверстников). Педагогу нередко приходится быстро находить нужное решение, и оно будет правильным, если помнить об особенностях ребенка (неустойчивость интересов, проявление недоброжелательного отношения к товарищам и пр.), знать о его привязанностях. Утром педагог встречается с родителями своих воспитанников. Вызвать у них расположение к детскому саду, вселить уверенность в то, что ребенку будет хорошо среди сверстников, что можно спокойно работать, учиться, — эту задачу решает каждый воспитатель детского сада, отвечая на приветствие родителей, их вопросы, интересуясь состоянием их ребенка. Во время приема воспитатель непременно наблюдает за тем, как его воспитанник расстается с мамой, о чем разговаривает с бабушкой, как обращается с просьбой к отцу или старшему брату, насколько внимателен к ним, вежлив со сверстниками, находящимися рядом. Все это поможет педагогу определить задачи на будущее. Естественно, задача организации детской деятельности не позволяет педагогу вести длительные беседы с родителями в то время, и не всегда замечание, совет педагога «на ходу» может удовлетворить их. Поэтому, если вопрос родителей, наблюдения за ребенком требуют длительного серьезного разговора, педагог предложит побеседовать вечером, когда его воспитанники уйдут домой, или в другое удобное для них время, когда он не будет занят с детьми. Несколько иначе начинается день в круглосуточных группах. ...— Доброе утро, — здоровается с малышами воспитатель, входя в спальную комнату, — как спалось, что видели во сне? Сегодня у нее наготове новая прибаутка: Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Встала маменька, открыла ставенку: — Здравствуй, солнышко-колоколнышко! — Здравствуйте и вы, ребятки! Улыбка на лице воспитателя, располагающий к общению тон, доброжелательность и особая чуткость к детям — все влияет на создание хорошего, бодрого настроения, обстановки теплоты и уюта. Переходя от кровати к кровати, воспитатель помогает одному снять ночную сорочку, другому поправить небрежно надетый тапочек, находит веселое слово для вялого, медлительного малыша. Жизнерадостное настроение воспитателя передается детям. Они быстрее одеваются, умываются, включаются в игры. Воспитатель поддерживает общение между детьми, советует, показывает игрушки, напоминает о вчерашних затеях, помогает договориться о распределении ролей. ...В старшей группе дети тоже с нетерпением ждут воспитателя: он обязательно сообщит им какие-нибудь новости, выслушает их рассказы. Вчера по телевизору рассказывали про пионеров. Сделали онискамейку, поставили на улице и написали: «Отдыхайте наздоровье!» Старичок шел, устал, сел на скамейку, отдохнул, «спасибо» сказал. Мама несла на руках малыша. Устала, посидела, тоже «спасибо» сказала. Потом пионеры опять пришли. Вокруг скамейки вишневые деревца посадили. «Угощайтесь на здоровье!» — написали. Вот как ваши старшие товарищи позаботились о других. Молодцы! Интересный рассказ о событиях, происходящих за пределами детского сада, в особенности для детей круглосуточной группы, расширяет кругозор, радует, побуждает к разговорам, наполняет содержанием игры. И так каждый день воспитатель проявляет мастерство в умении понять настроение своих питомцев, включить их в интересную содержательную деятельность, поддерживая бодрое, положительно-эмоциональное состояние. Он всегда оказывается там, где более всего необходимо его влияние: помогает ребенку спокойно расстаться с родителями, находит справедливое решение в начавшемся между детьми споре, исправляет допущенную кем-либо оплошность. Прием детей окончен. Дальше в режиме дня значатся гимнастика, завтрак, занятия, прогулки и т. д. Каждый из этих элементов важен для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, организованности, культуры поведения в коллективе сверстников трудолюбия и многого другого. Педагог понимает, что, когда он проводит завтрак или гимнастику, готовит детей ко сну или помогает им одеваться, он не только выполняет требования режима (накормить детей, уложить их вовремя спать, провести прогулку указанной длительности), но и осуществляет задачи всестороннего воспитания. В этом проявляется комплексность и непрерывность воспитательного процесса. Выполняя требования режима, воспитатель стремится не допускать отклонений во времени. Но это не должно приводить к постоянному поторапливанию детей. Ведь поспешность не даст возможности закончить начатую игру или убрать за собой, завершить задуманную постройку или привести в порядок использованный инструмент. Разве можно в таких условиях воспитывать целеустремленность, волю, выдержку, терпение? Учитывая особенности детей группы, педагог начинает подготавливать их к переходу от одного элемента режима к другому заранее. Например, минут за десять до завтрака предлагает наиболее медлительным детям заканчивать игры, убирать игрушки и идти умываться. Он знает, что этим детям нужно побольше времени, чтобы реализовать в игре свой замысел, что им понадобится помощь взрослого (напомнить, куда поставить ту или иную игрушку, посоветовать продолжить игру на прогулке, проконтролировать их действия в умывальной комнате). Исполнительным, организованным детям, которые быстро выполняют распоряжения, можно дать возможность еще немного поиграть. И чтобы детям это*был(ясно, педагог говорит: — Ира, Нина и Алеша смогут чуть задержаться, чтобы закончить игру. Они всегда, быстро складывают игрушки и не шалят и умывальной комнате. А тебе, Никита, придется уже сейчас заканчивать игру. Тебе надо садиться за стол первому, чтобы успеть вместе со всеми закончить завтрак. Такое замечание помогает ребенку понять, почему ему приходится расстаться с игрой раньше, а значит, и постараться перестроиться. Воздействуя на того или иного ребенка, педагог учитывает и его индивидуальные особенности, и деятельность, которой тот занят. ...Четырехлетний Коля бережно берется за уздечку, ласково гладит коня и везет его по ковру. Но... — Дети, пора за стол. Идем мыть руки. У Коли чуть слезы не брызнули из глаз: не успел совсем поиграть. Уже несколько раз воспитатель напомнил всем, что пора складывать игрушки, что пора мыть руки, а Коля никак не может расстаться с понравившимся красавцем. Конечно, нелегко педагог у в такой ситуации сдержать свое нетерпение и добиться выполнения ребенком распоряжения. Ведь он стремится вовремя посадитьза стол всех детей и особенно Колю, который так медленно ест. Казалось бы, очень просто найти выход: забрать у ребенка игрушку и отвести его в умывальную комнату. Но воспитатель сдерживает свое нетерпение: он понимает, почему обычно послушным, спокойный Коля стал вдруг таким упрямым. — Какой заботливый хозяин у лошадки! — говорит педагог, подходя к мальчику.— И напоил ее, и колеса почистил! Теперь поставь в конюшню, да не забудь дать ей корм. Пока будешь завтракать, и лошадка поест. А за завтраком воспитатель напоминает Коле, что лошадка ждет своего хозяина, и это побуждает ребенка не отвлекаться во _ время еды. Так воспитатель добивается сразу решения нескольких задач: и побуждает ребенка выполнить распоряжение, и поддерживает его игру, и вызывает желание не задерживаться за столом. Чтобы не нарушать режим, следует индивидуализировать его выполнение. Так, Свету можно (и даже нужно) поднимать после дневного сна чуть позже других, так как она недавно переболела, а Надю, наоборот, чуть пораньше, потому что она долго одевается. Колю и Игоря целесообразно предупреждать заранее о смене деятельности, так как Игорь с трудом переключается с одного занятия на другое, а Коля очень медленно ест, и нужно, чтобы он один из первых шел мыть руки. Организуя постепенный переход от одного элемента режима к другому, педагог решает разные задачи: одного ребенка учит доводить дело до конца (прежде чем начинать игру, тщательно застелить постель; одеваясь — проверить свой внешний вид и т. д.), другого — убирать за собой, третьего — подчиняться! принятым правилам поведения, а каждого — быть предупредительным и доброжелательным. Постепенность при осуществлении режима помогает устранить утомительные для детей очереди и ожидания, позволяет каждому ребенку выполнять общий режим в темпе, соответствующем его! особенностям. Если же воспитатель постоянно задерживает детей, предлагая подождать опаздывающих (пока оденется Надя, пока уберет игрушки Игорь, закончит завтрак Коля и пр.), то все они томятся в ожидании. Это раздражает детей, лишает их возможности целесообразно и продуктивно использовать время, располагает к шалостям или пустому времяпрепровождению. В таких условиях дети либо постоянно ждут, либо торопятся, механически выполняют распоряжения воспитателя и устают от постоянно™ напряжения. У них не формируется чувство времени, умение pacпорядиться им целесообразно, самостоятельно находить для себя занятия. 3 а в т рак. Обед. Ужин. Воспитатель стремится создав спокойную обстановку за столом. Не делая частых замечаний, он воздействует на детей, опираясь на положительные примеры, напоминает правила поведения за столом, формирует культурно-гигиенические навыки. Чаще всего он обращается к кому-либо из детей вполголоса, чтобы не отвлекать всю группу. Он выясняет, почем! ребенок ест вяло, неохотно; обращает внимание на тех, который спешат, едят быстро, но крайне неаккуратно; успокаивает возбужденных, уговаривает отдельных детей, отказывающихся ест непривычное блюдо. Допустимы ли отклонения от общепринятых правил в процессе руководства детьми? Можно ли, к примеру, потребовать, чтобы Света доела свою порцию, а Пете разрешить оставить на тарелке часть гарнира? Однозначного ответа дать нельзя, ибо много зависит от причин, которые приходится всякий раз учитывать, принимая то или иное решение. Так, например, Светлану, которая избалована в семье излишним вниманием, следует убедить в том, что надо поступать так, как все ее товарищи. Предъявление этого же требования Пете, недавно поступившему в детский сад и еще не освоившемуся в группе, может снизить его общее положительно-эмоциональное состояние. И потому воспитательница как будто не видит гарнир, оставшийся на Петиной тарелке. Но как быть, если на педагога устремлены глаза детей с вопросом: почему Пете можно не доедать? Отступая от общих правил, педагог разъясняет детям: — Петя новенький, еще не привык к детскому саду. Но я уверена, что и он, как все вы, скоро научится съедать все до конца. При таком разъяснении все убеждаются в справедливости решения педагога. Теперь воспитанники понимают, что являются примером для новичка. Для Пети же создается перспектива: п дальнейшем он должен учиться поступать как все. И если в следующий раз Петя, преодолевая нежелание, доедает новое непривычное блюдо, это не остается незамеченным, и педагог поддерживает его улыбкой одобрения. С проведением завтрака, обеда, ужина связано формирование культурно-гигиенических навыков. Однако для успешного и своевременного их воспитания необходимо соблюдать постоянство it условиях. Педагог учитывает, что существует прямая связь между сервировкой стола и воспитанием привычек пользования ложкой, вилкой, салфеткой. И, приучая, например, детей класть Косточки из компота в блюдце, он всякий раз, когда бывает компот, проверяет, поданы ли блюдца и ложки, а воспитывая у детей привычку пользоваться салфеткой, он добивается, чтобы салфетки Лили на столе во время завтрака, обеда и ужина. Условия должны быть постоянными, а методические приемы, «которые использует педагог, необходимо менять. «Будем умываться», — говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и Шик вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. И воспитатель постепенно предоставляет им все Вольте самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, — убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого. Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности. Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения I в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого Я он использует разные ситуации. ...На стол подали тарелку с хлебом или вазу с яблоками. Среди кусков хлеба одна горбушка, пользующаяся особой любовью у детей, а в вазе одно яблоко наиболее румяное. Кому из детей они достанутся? Ведь приглянувшаяся горбушка может стать либо ] предметом раздора, либо послужить примером, на котором воспитатель сумеет разъяснить, как следует поступить. Оставите наиболее привлекательное для других далеко не просто малышу дома как раз ему, самому маленькому, отдают лучшее. Кая поступает в таких случаях педагог? — Сегодня румяное яблоко на Катю смотрит. Оно тоже радуется, что Катюша стала есть быстрее и аккуратнее, — говорив воспитатель, ставя на стол вазу с яблоками и предупреждая тем самым попытку некоторых ребят взять лучшее, хотя для этого ин пришлось" бы тянуться через весь стол.— А в следующий pal самое красивое яблоко, наверно, на Володю будет смотреть ил еще на кого-нибудь. На всех по очереди. Так дети усваивают правило, данное воспитателем в полуигр вой форме: с общей тарелки следует брать тот кусок, который лежит ближе всех. А через некоторое время в подобной ситуации они сами начинают руководствоваться им: «Надо брать то, которое на тебя «глядит», т. е. находится близко». Конечно, игровые приемы уместны в работе с малышами, у которых еще только начинают складываться первые навыки жизни в коллективе сверстников. У старших детей уже есть опыт организации собственного поведения в подобных ситуациях, поэтому, если ребенок поступает неправильно (тянет к себе всю тарелку, пытается выбрать из-под кусочков хлеба горбушку и пр.), более целесообразно использовать моральные оценки: «Нескромно, невежливо так поступать». Педагог формирует у детей внимательное, предупредительное отношение к сверстникам. Например, приучает детей подать товарищу тарелку с хлебом, к которой тот не может дотянуться, встать из-за стола, чтобы пропустить его на место (если ему неудобно пройти), приподнять ложки, сложенные на тарелке, чтобы другому ребенку было удобнее поставить свою, и т. д. При этом взрослый разъясняет, почему так следует поступать, побуждает детей самих проявлять уважение к товарищам, к дежурным, которые трудятся для всех, помогают взрослым. Направить взаимоотношения детей с дежурными, подсказать поступки, в которых проявляется желание помочь, — одна из задач педагога. И от него не ускользает, поблагодарил ли ребенок своего сверстника за поданное блюдо, посторонился ли, чтобы ему было удобнее взять со стола пустую тарелку, предложил ли кто-либо дежурному помощь, если тот своевременно не справляется со своими обязанностями. Педагог организует работу дежурных так, чтобы она сочеталась с самообслуживанием. Выходя из-за стола, каждый ребенок должен задвинуть за собой стул, поставить свою тарелку на другие, сложенные на середине стола, перенести чашку с блюдцем в моечную и т. д. Однако это не следует понимать так, что обед целиком организуется по принципу самообслуживания, и дети неоднократно встают из-за стола, чтобы взять второе блюдо или отнести тарелку из-под первого. Подобная организация вносит беспорядок, создает ненужный шум. Разумное сочетание работы дежурного с самообслуживанием каждого позволяет формировать у первых заботливое отношение к сверстникам, а у вторых — умение убирать за собой. Важная задача, которая должна решаться во время еды, — воспитание уважения к хлебу. Это уважение не появляется у ребенка само собой. Дома его приучают есть все с хлебом. А если ребенок нехочет? Он пытается спрятать хлеб в карман, с тем чтобы потом выбросить или незаметно положить под тарелку. Чтобы не допустить что-либо подобное, педагог уже в младшей группе начинает приучать детей бережно относиться к хлебу. Он следит, чтобы хлеб к столу всегда был нарезан маленькими кусочками: пусть ребенок, если захочет, возьмет еще, но не оставляет недоеденное; внушает детям, что крошить, портить хлеб нельзя; предлагает им собрать крошки, чтобы покормить зимующих птиц. А старшим дошкольникам нужно объяснить, что хлеб — это результат огромного груда и относиться к нему нужно очень бережно. Сочетание разъяснений педагога с формированием опыта поведения поможет воспитать у детей уважительное отношение к труду хлебороба. Воспитатель регулирует поведение детей за столом, создает определенный настрой. К месту сказанная реплика не отвлекает от еды, но помогает заметить то, на что ребенок бы сам не обратил внимания. При подаче блюд воспитатель иногда замечает: — Какой пудинг красивый! Румяный, пышный, наверное, очень вкусный! — Ну и борщ сегодня! В нем и капуста, и картошка, и горошек! А от свеклы борщ покраснел, стал нарядный. Это Мария Павловна о нас так заботится..» И слова, и тон, и улыбка — все повышает аппетит у детей. В то же время дети замечают выраженное в этих словах уважение к труду повара, понимают, что в приготовленное блюдо вложен немалый труд. Но вот другая ситуация. — Ребята, подготовьтесь к занятию, — обращается педагог к детям. Его серьезный деловой тон, подчеркивающий важность и значимость этой деятельности, уже создает соответствующее настроение, побуждает поскорее убрать игрушки, привести себя в порядок. Место занятий в режиме детского сада, их длительность четко определены, примерная последовательность предусматривает смену детской деятельности. Так, занятие по формированию математических представлений, требующее от детей большого умственного напряжения, сменяется физкультурным, позволяющим обеспечить большую двигательную активность; за чтением сказки следует рисование, лепка или конструирование. Однако важно не только обеспечить определенную длительность занятия и смену деятельности, но и заполнить каждую минуту, когда дети напряженно работают, стремятся выполнять задания, четко отвечать на заданный вопрос. При таких условиях на разных занятиях педагог решает общие задачи: формирует у детей необходимые умения и навыки, развивает умственную активность, воспитывает нравственно-волевые качества, готовит к учебной деятельности в школе. А как поступает педагог, если намеченное программное содержание выполнено намного раньше или, наоборот, дети не справились с заданием в указанное время? Безусловно, сокращать продолжительность занятия неправомерно, ибо необходимо развивать способность к умственному напряжению в течение определенного времени. Поэтому у педагога должны быть в запасе дополнительные задания, которые можно предложить детям. Так, после чтения рассказа и беседы по его содержанию можно использовать оставшееся время для дополнительных вопросов (например, спросить детей, кому какое место рассказа больше понравилось) или для речевой работы; после лепки медвежонка посоветовать детям сделать для него мисочку и т. д. Руководя деятельностью детей на занятии, воспитатель дает советы, указания, порой делает замечания, оценивает работу или ответ ребенка. И немаловажное значение имеет характер этих оценок и советов для поддержания у детей уверенности в своих возможностях, формирования представлений о необходимости качественно выполнять задания, сохранения на занятии доброжелательной положительно-эмоциональной атмосферы. — Молодец, Максим, — ласково обращается педагог к своему воспитаннику.— Ты внимательно слушал мое объяснение, старался, когда рисовал кончиком кисти волнистую линию, не спешил. Узор у тебя получился аккуратный, красивый. В таком обращении присутствует и отношение педагога к ребенку, порадовавшего его своей работой, и положительная оценка его деятельности. И Максим, и вся группа видят образец, которому надо следовать. Такие положительные оценки должен получать каждый ребенок. Но как быть педагогу, если у ребенка дело не ладится, знаний или умений не хватает, а предлагаемые вопросы, задания не вызывают интереса? В таких ситуациях педагог использует другой прием, например предлагает повторить вопрос. Ребенок это делает четко, достаточно громко, с правильной интонацией. — Как хорошо обратился с вопросом Миша! Ни словечка не: 1абыл, говорил громко, все его услышали. И теперь смогут подумать и ответить. Такое поощрение, хотя в нем и не содержится оценки знаний, оказывает достаточно сильное воздействие на дошкольника, у которого по каким-либо причинам недостаточен уровень знаний: оно вызывает у ребенка желание и дальше быть более активным, участвовать в общей работе. А это в свою очередь побуждает I его быть более внимательным к дальнейшим вопросам педагога, мобилизовывать усилия для выполнения его указаний. — Как хорошо, что мы все вместе рассмотрели картину! Каждый сумел найти на ней то, на что другие ребята не обратили внимания. Значит, вы помогли друг другу, и теперь ваши рассказы 1 будут полнее и интереснее, — подводит итог ответам детей педагог. В таком обращении оценивается другая особенность занятий — их коллективный характер1. И если задача поставлена перед детьми как общая, то тогда участие каждого есть забота об общем результате, стремление вложить долю своего труда для достижения успеха всей группой. При таком подходе к деятельности детей появляются новые поводы для поощрений: каждый самый незначительный ответ может получить положительную оценку. Конечно, Воспитатель предложит сначала ответить детям менее активным, с недостаточным уровнем знаний, так как первые вопросы сравнительно легкие и будут им «по плечу». И наоборот, сдержит нетерпениепение активного, хорошо усваивающего программу ребенка, так как эти вопросы не потребуют от него достаточного напряжения, усилий. Ему надо дать задание посложнее. Так, учитывая содержание занятий, воспитатель сможет дифференцированно подойти к детям, чтобы обеспечить равные условия деятельности для детей с разным уровнем знаний, умений, навыков. Затянувшееся занятие или закончившееся раньше времени требует глубокого анализа: почему программное содержание не выполнено в срок? Велик или мал объем? Достаточно ли четким было объяснение? и т. д. Такой анализ поможет скорректировать следующие занятия, избежать перегрузки детей в дальнейшем. В режиме дня отводится время для организации самостоятельной деятельности детей, ив первую очередь для игры. Чем более четко руководит воспитатель режимом, тем больше времени оказывается в распоряжении детей для игр и занятий по замыслам1. А если режим организован нечетко, если допускаются срывы (то одевание на прогулку затянулось, то подъем после дневного сна задержался), то более всего оказывается ущемленной именно самостоятельная деятельность детей. Получит ли ребенок удовлетворение от игр и занятий, сможет ли завершить начатое дело, во многом зависит от того, насколько удобное время он выбрал для выполнения своего замысла. Ясно, что, начав рисовать за пять минут до выхода на прогулку, он ] будет заниматься второпях, без достаточного обдумывания. А если он торопится, то делает не так старательно или вообще оставляет работу незаконченной. Воспитатель разъясняет детям, что, например, для игр с крупным строительным материалом самое удобное время после дневного сна: и старую постройку можно разобрать, и на сооружение новой времени хватит. Рассматривать книги, играть в настольно-печатные игры между занятиями не следует — лучше организовать подвижную игру, хоровод, использовать кегли, кольцеброс, бильбоке, а то и поиграть с мячом.
|