Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начала XIX века.






 

В 20-е годы XVIII века во Франции, а затем и в Германии яркое и праздничное искусство барокко перерождается в утонченное, прихотливо-изысканное искусство рококо, достигшее своего апогея в середине столетия.

Термин «рококо» восходит к французскому «roc» - скала, грот, раковина. Завиток раковины, очертания гребня волны, причудливых завитков морской растительности становятся одним из элементов декора в искусстве рококо. Этот стиль интимного, камерного характера нашел свое наиболее яркое выражение в прикладном искусстве и живописи; его представителями во Франции, законодательнице мод того времени, стали Франсуа Буше (1703-1770) и Жан-Марк Наттье (1685-1766). Стиль рококо вырастает на культе изящества и галантности, порожденных настроениями французской аристократии периода упадка абсолютизма.

Украшения как никогда прежде становятся художественным средством выражения кокетства. Платья и камзолы придворной знати дополняли сверкающие пуговицы, выполненные из драгоценных камней, порой даже петли для них обрамлялись крошечными бриллиантами. Съемные украшения – ожерелья, диадемы, браслеты и кольца – изготавливались целыми гарнитурами – парюрами. Это были вещи элегантные, отмеченные изяществом отделки. Ювелиры достигли удивительного мастерства в монтировке изделий и особенно в закрепке драгоценных камней: мельчайшие бриллианты (до 150 штук на 1 карат) располагались в ряд, плотно подогнанные один к другому, будто замостив собой всю поверхность изделия. Часто их закрепляли на тонких полосках серебра, которые затем сгибали, превращая в причудливые по форме броши или украшения к прическам и шляпам – эгреты, напоминавшие сверкающие струи фонтанов или страусовые перья. Одним из излюбленных видов украшений становятся букеты цветов, выполненные из драгоценных камней. Закрепленные на шпильке или специальном зажиме, они дополняли высокие прически и корсажи парадных платьев.

Близкий к природному цветочный мотив используется и в украшении головных шпилек, часто имевших форму изящных корзиночек с асимметрично раскинувшимися стебельками роз и фиалок. Маленькая золотая веточка – с алмазами-розами в сочетании с рубинами, сапфирами, изумрудами и аметистами – украшала модные в 1730-е – 1750-е годы дамские перстни, получившие название жардинетт (фр. – маленький сад). Известны также букеты, выложенные драгоценными камнями, которые служили настольными украшениями дамских будуаров. Подбор камней радует нежной свежестью тонов, живостью и естественностью композиции. Эти украшения хорошо известны по прекрасным образцам, представленным в музейных собраниях Европы.

Наряду с цветочными мотивами остаются модными украшения в виде пышных бантов. Появляются и совершенно новые типы изделий – ожерелья-склаважи, плотно облегавшие шею с украшенной крупным камнем подвеской. Наиболее модным типом серег становятся огромные жирандоли с 3 или 5 подвесками; форма их навеяна сверкающими подвесками люстр.

Появился и совсем новый тип украшения, применявшийся как в мужском, так и в женском туалете – шатлен. Это – украшение к поясу, своего рода цепочка для часов, на которой на большем или меньшем расстоянии подвешивались часы, всевозможные брелоки, ароматники, печати и различные мелочи. Широкое распространение в быту человека XVIII века приобретает табакерка, часто превосходно украшенная.

Среди камней-фаворитов эпохи рококо были топазы, аметисты, белые и синие сапфиры, опалы, перидоты и, прежде всего бриллианты. Бирюза, оникс, агаты и перламутр были модными для дневных украшений. Наряду с ними часто использовались вставки с эмалью, резной костью, а несколько позже живописными миниатюрами на новом для Европы материале – фарфоре, производство которого началось здесь в XVIII веке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.