Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сокровища древнего Востока (IV тысячелетие до






н.э – начало I тысячелетия н.э.)

В цивилизациях Древнего Востока, сложившихся в бассейнах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы развитие ремесла шло быстрыми темпами. Народы, населявшие эти регионы Земли, отлично владели холодной и горячей обработкой металла: они умели выплавлять бронзу, ковать, чеканить, отливать и украшать резьбой изделия из золота и серебра. Высокого уровня достигло и искусство обработки цветных камней.

В музеях мира хранятся превосходные произведения ювелирного искусства, созданные мастерами древности в IV тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.

Двуречье и Шумерское царство. В IV тыс. до н.э. в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата на территориях к югу от современного Багдада сложилось государство шумеров. На его землях выросли города-государства, богатейшими из которых считают Ур, Киш, Урук и Ниппур.

В эпоху своего расцвета (3500-2300 гг. до н.э.) Ур представлял собой город с многочисленными храмами и площадями. Раскопки царских гробниц, начатые здесь в 1920-е годы английскими археологами, познакомили мир с искусством древних мастеров. Среди находок ученых были превосходные изделия из золота и серебра, украшенные халцедонами, лазуритами, яшмой и перламутром. Гордостью археологов стал футляр обнаруженного древнего музыкального инструмента, напоминающего арфу. Золотая инкрустация дополняла убранство этой прародительницы арф. Она была увенчана массивной головой быка, выполненной из золотых пластин, дополненных лазуритами. Цветные камни, листовое и чеканное золото украшают фигурки животных, находившихся рядом.

Очевидно, техника обработки поделочных камней достигла здесь высокого уровня: их умели полировать, сверлить, украшать резьбой. Уже к концу IV тыс. до н.э. в Шумерском царстве нашли распространение цилиндрические печати из разноцветных халцедонов. Их поверхность покрывали резные узоры. Носили печати на шнурке – у пояса или на груди. Оттиском таких печатей на воске и глине закрывали хранилища зерна, оливкового масла и архивы с клинописными таблицами. На печатях, относимых к III тыс. до н.э., можно увидеть изображения животных, рыб и птиц, а самые сложные композиции демонстрируют сцены строительства храмов.

Уникальным памятником ювелирного искусства шумеров являются украшения из захоронения царицы Шубад (2685 – 2654 гг. до н.э.). Ее многорядное ожерелье и пышный головной убор образованы листьями, которые напоминают листья пирамидального тополя и оливы, с тонкой гравировкой прожилок, их дополняли бусины из глазурованных паст, сердолика и лазурита. Однако использование лазурита, привезенного из труднодоступных районов далекого Бадахшана, было весьма ограниченным. Не случайно в клинописных табличках, повествующих о подвигах легендарного Гильгамеша, сообщается, что лазурит ценился дороже золота.

О высоком уровне развития златокузнечества в Месопотамии свидетельствует и отделка золотого шлема, обнаруженного в гробнице царя города Киш – Мескаламдуга. Этот погребальный головной убор выполнен из тонких листов металла. Его поверхность покрыта невысокими рельефами, которые воспроизводят пышную прическу царя. Совершенно и украшение кинжала, принадлежавшего царю. Его золотая рукоять декорирована каплями зерни, а ножны – тонким сканным узором.

Богатые художественные традиции златокузнечества Шумера в дальнейшем оказали влияние на развитие искусства таких стран Двуречья как Ассирия, Вавилон и Урарту, а также народов, населявших территории скифо-сарматских степей и современного Ирана.

Египет. Долина Нила – родина одной из древнейших цивилизаций, внесших огромный вклад в мировую культуру. Накопленные веками знания египтян о свойствах драгоценных металлов и способах их обработки были весьма значительными. Фрески, относимые к ХV веку до н.э., детально иллюстрируют то, как египетские мастера работали с золотом, выполняя отливку и чеканку роскошных сосудов. Позже, в эпоху эллинизма, глубина этих познаний удивляла и даже настораживала римлян. Известно, например, что в 296 году, после подавления мощного восстания в Египте император Диоклетиан приказал уничтожить все папирусы, хранившие сведения по химии и металлургии, опасаясь обогащения Египта за счет использования научных и практических знаний об аффинаже золота и серебра.

Высокого уровня достигло златокузнечество Египта уже в эпоху Древнего царства (3200-2260 гг. до н.э.). Очевидно, золото стало известно египтянам раньше серебра. Его считали «металлом Солнца» и связывали с главным божеством египетского пантеона – богом Солнца – Атоном. Красота и ковкость золота привлекали ювелиров, прекрасно владевших его чеканкой и тиснением.

В начале II тыс. до н.э. – с захватом территорий Нубии, богатой золотом, количество драгоценных украшений и их роскошь нарастают. Двор бога-фараона был окружен обилием сокровищ. Значительного совершенства достигает в этот период искусство обработки камня – горного хрусталя, сердолика, бирюзы и лазурита. Широкое распространение получает резьба по камню с изображением жука-скарабея, который служил в культе бога Солнца символом второго рождения, воскрешения и вечной жизни духа. Вообще украшения в Древнем Египте рассматривались не только как декоративные элементы одежды, они служили также магическими оберегами и выступали в качестве знаков социального статуса владельца.

В этот период осваивается искусство кабошонирования камня и техника холодной эмали, при которой маленькие кусочки цветного стекла или камня помещали между золотыми перегородками узора. Уравновешенность и ритм композиций, гармония цвета, присущие для искусства Древнего Египта, привлекают в украшениях из гробниц фараонов Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета II (кон. XX – XIX вв. до н.э.).

Особой утонченностью и высоким техническим совершенством отделки отличаются изделия мастеров Нового царства (XIV – XI вв. до н.э.). Сокровища гробницы юного фараона Тутанхамона (XIV в. до н.э.) известны прекрасными украшениями и ритуальными предметами из золота и серебра с использованием обсидиана, горного хрусталя, голубой и зеленой бирюзы, лазурита, амазонита, коралла и др. материалов.

Индия. Богатство и разнообразие драгоценных и поделочных камней Индии и соседних с ней стран Юго-Восточной Азии обусловили их раннее и широкое использование в декоративно-прикладном искусстве народов, населявших эти регионы. В истории мировой цивилизации едва ли можно найти другой народ, у которого было бы столько, как у индусов поверий и мифов о манящей красоте золота и ювелирных камней, их таинственной силе и символике.

Литературные памятники самой Индии, в частности «Артахашастра» («Книга о политике», IV в. до н.э. – IV в н.э.), изобилуют не только описаниями драгоценностей, принадлежавших храмам, царям и гетерам, но и рекомендациями, связанными с добычей, обработкой драгоценных материалов, оценкой их подлинности и качества, а также изготовлением ювелирных изделий; некоторые из них сохраняют свое практическое значение и поныне.

Профессия ювелира в Индии издавна считалась уважаемой. Литературные памятники I-III в. н.э. повествуют, что золотых дел мастера занимали в обществе привилегированное положение и определялись как люди «искусные, благородные и надежные», относящиеся к своему труду как к религиозному долгу.

Памятники златокузнечества и произведения скульптуры древней Индии III-I тыс. до н.э. дают представление о широком разнообразии и обилии ювелирных украшений, применявшихся уже в глубокой древности – это диадемы, венцы, браслеты, многорядные ожерелья, браслеты и перстни, накладки на стопу и сложные набедренные повязки, с множеством жемчуга и цветных камней. Порой это обилие украшений даже заменяло часть одежды. В Хараппе – одном из древнейших центров индийской цивилизации – был обнаружен широкий пояс, скорее похожий на набедренное облачение жрицы или танцовщицы. Он датируется рубежом III и II тыс. до н.э. Вся поверхность этого пояса сплошь осыпана бусинами из сердолика, стеатита, агата, узорчатых яшм, нефрита и афганского лазурита. Обилие цветного камня дополняли жемчуг и стекловидные пасты.

Традиционное преобладание камня над материалом оправы, характерное для работ ювелиров Индии, связано с увлечением живописностью и полихромией, присущими искусству народов Индостана. А обилие украшений костюма, как женского, так и мужского, стало неотъемлемой чертой материальной культуры этой страны. Здесь рано развивается искусство обработки камня. Уже в VIII-IX вв. н.э. осваивается простейшая огранка камней, причем предпочтительными считались такие виды обработки камня, при которых сохранялась большая часть их массы. Индусы считали, что в этом случае камень лучше сохранял свои магические и защитные свойства. Примерно в тот же период в украшениях знати начинают использовать рубины и сапфиры месторождений Таиланда, индийские изумруды и алмазы. Часто цветным камням резчики придавали форму многолепестковой розетки. Богатство колористических композиций сочеталось с обилием жемчуга различных форм и размеров.

Несмотря на значительные культурные влияния, сменявшие друг друга, - арийское, греко-буддийское, а позже персидское и мусульманское – ювелирное искусство Индии пронесло сквозь тысячелетия предрасположенность к устойчивому богатству цвета, сложности и детализации, почти неизменных в веках композиций. И поныне с ними связана символика многих обрядов и обычаев народов, населяющих Индостан.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды художественной обработки золота и серебра, применявшиеся материалами древнего Египта, Месопотамии, Индии.

2. Какие ювелирные камни представлены в работах мастеров Египта эпохи Среднего и Нового царства?

3. Назовите ведущий центр камнерезного искусства эллинистического Египта.

4. Дайте определяющие характеристики художественного строя ювелирных изделий Индии III тыс. до н.э. – I тыс. н.э.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.