Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление великих ювелирных домов






 

Ювелирное искусство эпохи историзма, так называют время, охватывающее 1820-е – 1890-е годы, во многом подготовило и определило пути развития ювелирного дела XX века.

Что касается техники ювелирного производства, то в XIX веке начинается процесс механизации некоторых приемов обработки ювелирных камней и драгоценных металлов. В основном он сводился к ускорению, облегчению и удешевлению производства. Трудоемкие ковка и чеканка в XIX веке постепенно заменяются изготовлением изделий штамповкой из гладкого листового металла, полученного промышленным способом. Широкое распространение получила вальцовка. Примерно с 1840 года стали применяться гальваническое золочение и серебрение.

Машины мало-помалу вытеснили ручной труд в заготовительных процессах, но отделка и монтировка изделий в XIX веке оставались почти полностью ручными. Они отмечены разнообразием технических приемов и высоким уровнем владения ими. Возрождаются старинные виды художественной обработки золота и серебра и рождаются новые. Значительные успехи были достигнуты в искусстве фактурной обработки поверхности металла.

Это время отмечено значительным расширением и насыщением рынка алмазов, ювелирных камней и жемчуга. На рубеже XVIII и XIX веков в руки ювелиров попадают топазы Саксонии и Рудных гор, аметисты Южной Бразилии и Уругвая (1827 год); на рынке драгоценных камней появляются австралийские камни – опалы и сапфиры. С 40-х годов XIX века наступает пора расцвета украшений из чешских гранатов. Начиная с 1870-х годов в мастерские огранщиков хлынул поток алмазов Южной, а затем Центральной и Западной Африки.

Заметное место на мировом рынке камня заняли уральские изумруды, малахиты и демантоиды. На внутреннем рынке России широко использовались самоцветы Алтая и Восточной Сибири: турмалины, агаты, сердолики, гелиотропы и др.

В лабораториях Европы велись работы над созданием имитационных и синтетических материалов. Известно, что в 90-е годы мир познакомился с первыми корундами, синтезированными по методу Огюста Вернейля.

Среди видов огранки драгоценных камней предпочтение отдавали бриллиантовой и огранке «розой». Практиковалась и имитация старинных видов огранки.

Уже в самом начале XIX века наметился переход к новым видам закрепки драгоценных камней, которые позволяли наилучшим образом выявить игру хорошо ограненного камня и подчеркнуть его цвет.

На протяжении XIX века в сфере ювелирного производства происходят и значительные социальные и структурные преобразования. На смену кустарным мастерским постепенно приходят хорошо оснащенные крупные капиталистические предприятия – фирмы, фабрики и заводы, владельцы которых приобретают новое оборудование и значительные партии сырья, нанимают мастеров высокой квалификации, привлекают к созданию своей продукции известных скульпторов и художников.

XIX век выдвигает выдающихся ювелиров и организаторов производства. Среди наиболее значительных имен парижских законодателей моды эпохи историзма выделяется имя Франсуа-Дезире Фроман-Мерис, которого Виктор Гюго назвал Челлини XIX века. Слава к мастеру пришла в 1839 году, на Парижской выставке были представлены его золотые изделия, выполненные в стилистике неоренессанса. Они произвели на публику большое впечатление.

Среди выдающихся мастеров Франции середины и второй половины XIX века назовем имена Альфонса Фуке, Фредерика Бушерона и, наконец, семью ювелиров Картье. Именно эти ювелиры основали крупные фирмы, работы которых и ныне являются гордостью художественной культуры Франции.

Славу искусству Италии XIX века принесла разносторонняя деятельность Пио Фортунатто Кастеллани. Обратившись к творениям ювелирного искусства Древней Греции, Рима и Этрурии, сам Кастеллани, а позже его сыновья Алессандро и Аугусто пристально изучали классическое и народное искусство Италии. Кастеллани удается довести до совершенства технику воспроизведения этрусских изделий из золота с тончайшей зернью. На Парижской выставке 1867 года Аугусто Кастеллани продемонстрировал корону-венок, поразившую публику тонкостью отделки. Интересно, что тотчас же она была приобретена герцогом Дадли за фантастическую сумму в тысячу гиней при стоимости материала всего в сто фунтов стерлингов. В мастерской знаменитого мастера выполнялись также миниатюрные украшения с мозаикой и превосходными стилизациями византийских эмалей.

Меняется не только техника обработки ювелирных изделий, но и сам их ассортимент. Наряду с уникальными изделиями ручного производства, рассчитанными на состоятельных заказчиков, ювелирные магазины всех стран мира наполнила и массовая продукция, отвечавшая требованиям покупателей с различными доходами и вкусами.

В 20-е годы XIX века на смену торжественно-эффектным украшениям стиля ампир приходят изящные изделия в духе романтизма. В последующие десятилетия поиски новых средств художественной выразительности выдвигают на первый план все культурные источники. В ювелирном деле модными становятся то подражание готике и византийским эмалям, то филигранные, с тончайшей зернью украшения, повторяющие находки в этрусских гробницах, то искусство ренессанса, барокко и рококо. С ними успешно соперничают декоративные элементы, привнесенные из искусства Китая, Японии, Индии, Мавритании, Древнего Египта. С одной стороны, это позволило художникам подпитывать себя искусством прошлого в надежде открыть нечто новое, с другой – найти своеобразный стиль, который бы в равной мере удовлетворил запросы всех потребителей роскоши – и нуворишей-буржуа, и аристократии.

Другой известный ювелир, выходец из Неаполя Карло Джулиано, начал свой творческий путь в мастерской Кастеллани, а с 1860 года обосновался в Лондоне. Интерес к искусству древности привел его к изучению принципов дизайна и технических приемов ренессанса. Изделия Джулиано отмечены совершенством отделки. Ажурные «стружечные» броши, серьги и цепи его работы украшены яркими, сочными по тону эмалями и кабошонами из цветных драгоценных камней. Подобно мастерам Возрождения он охотно использовал в своих композициях сердолик, оникс, кошачий глаз, лазурит и особенно барочный жемчуг.

В число ведущих ювелирных центров Европы наряду с Парижем, Лондоном и Бирмингемом во второй половине XIX века выдвигаются Вена, Пфорцхейм и обе русские столицы – Санкт-Петербург и Москва. Статистика отмечает, что к началу 90-х годов отечественные ювелирные фирмы и мастерские на 94, 3 % удовлетворяли потребности в украшениях и предметах художественного производства населения такой огромной страны, как Россия. Внутренний рынок был обеспечен работами сотен фабрик и фирм, среди которых выделяются всемирноизвестные, созданные И. Сазиковым, П. Овчинниковым, И. Хлебниковым, блистательным Карлом Фаберже и др.

В ювелирном искусстве России 50-90-х годов XIX века историзм пустил глубокие корни. Связано это не только со следованием традициям европейской моды, но и с теми политическими и социально-экономическими изменениями, которые происходили в стране. Крымская война, присоединение ряда территорий Кавказа и Средней Азии, укрепление торговых связей со странами Запада и Востока – все это, как справедливо отмечают исследователи русского искусства, способствовало пробуждению интереса к культуре и искусству разных стран. Видимо этим объясняется богатство форм изделий и разнообразие и декорировки. С ростом национального самосознания, утверждался и национальный стиль. Не случайно во второй половине XIX века среди украшений из серебра появляются серьги, броши, браслеты, пояса, украшенные эмалью «в манере» московского Серебряного ряда XVII и роскошная подносная посуда в виде старинных братин и ковшей.

 

Контрольные вопросы

1. Какие изменения в насыщении мирового рынка ювелирного сырья происходят в период 1820-х – 1890-х годов?

2. Какие технические и экономические явления характерны для ювелирного производства стран Европы и Америки середины и второй половине XIX века?

3. Назовите ведущие центры ювелирного производства Европы и России XIX века, а также крупные фирмы, сформировавшиеся в этот период.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.