Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пышность украшений барокко (XVII – начало






XVIII века)

 

Открытие новых месторождений алмазов в Индии (сер. XVII века), а затем на грани XVII и XVIII веков богатых месторождений Бразилии, увеличение притока рубинов, сапфиров и самоцветов Цейлона, Индии, Бирмы, разработка месторождений изумрудов Колумбии, гранатов Европы предопределили господство камня в ювелирном искусстве XVII – XVIII вв. Это время отмечено и совершенствованием огранки ювелирных камней. Известно, что в начале XVII века Винченцо Перуцци, придворный мастер кардинала Мазарини, владельца и собирателя крупной коллекции уникальных алмазов, разработал технику распиловки алмаза. Около 1620 года им был предложен наиболее совершенные по тому времени вид огранки алмаза – Мазарини (в 34 грани).

Роскошь абсолютистских дворов Европы XVII в. требовала обилия драгоценностей. Укрепление благосостояния складывавшегося класса буржуазии в экономически развитых странах расширило круг потребителей драгоценностей. Праздничные одеяния не только аристократии, но и представительниц третьего сословия теперь включали большое количество драгоценностей. Особой роскошью отличались пышные придворные ювелирные украшения эпохи барокко. Они отмечены явным преобладанием ограненного драгоценного камня над металлом оправы. Он в изобилии сверкает на ожерельях и браслетах, кольцах и серьгах, брошах, а в конце века и эгретах для причесок и шляп, разнообразных украшениях к корсажу платья, пуговицах для кафтанов и камзолов, эфесах парадных шпаг. Вельможи теперь зачастую заказывали украшения не отдельными предметами, а целыми комплектами – парюрами, в которые входили вещи, сходные по подбору камней и декору. Широкое применение драгоценных камней в богатых украшениях XVII – XVIII вв. резко поднимало стоимость изделий: даже за сломанную вещь из-за обилия драгоценных камней можно было выручить 90 % ее первоначальной стоимости.

Важным элементом декоративного убранства ювелирных украшений в XVII веке становится эмаль. Искусство росписи золота цветными эмалями нашло развитие на рубеже XVI и XVII веков благодаря работам парижского мастера Жана Потэна (1578 – 1644). Оно быстро распространилось среди ювелиров Европы, став неотъемлемой частью искусства ювелиров барокко. Эмалевая роспись дополняла ювелирные украшения с драгоценными камнями. Особенно часто она использовалась для украшения корпуса и циферблата часов, покрывая как их лицевую, так и оборотную сторону, до тех пор, пока, наконец, в конце XVII века для украшения корпуса снизу не стали применять гравировку.

Много нового и необычного в прикладное искусство, в том числе и ювелирное дело Европы, внесло всеобщее увлечение ботаникой и экзотическими растениями. Оно началось с изучения парижскими художниками и дизайнерами содержимого богатых оранжерей города. Редкие цветы – розы, лилии и особенно тюльпаны, ввозившиеся из Турции, завораживали своей красотой. Цветы становятся неизменной темой работ художников, особенно после появления специальных книг по ювелирному дизайну, представивших разнообразные композиции, предназначенные для воспроизведения в золоте и серебре.

Одним из любимых мотивов ювелирных изделий становится бант; его происхождение, видимо, связано с ношением – в целях сохранности – драгоценностей, закрепленных на ленте, завязанной бантом. Судя по портретам середины XVII века, королевские подвески и броши были закреплены именно таким образом. На лицевой стороне они обычно украшены алмазами огранки таблица или роза, а на оборотной – эмалью.

По мере приближения XVIII века все более очевидным становится облегчение конструкции украшений, появление в них подвесных и подвижных деталей, придающих вещам определенную гибкость. Типичным для рубежа двух веков является крупное нагрудное украшение, закреплявшееся у выреза платья на корсаже. Такова и роскошная изумрудная с бриллиантами брошь, выполненная в Испании в 1700 г. Образующие ее цветочные розетки покрыты прозрачной зеленой эмалью, на которой застыли мельчайшие золотые мушки.

Мужские украшения к концу XVII столетия становятся более сдержанными как по числу, так и по обилию драгоценных камней на них. Исключение составлял лишь парадный, особенно придворный костюм, который становился все более вычурным и богатым. Утверждают, что гардероб придворного при Людовике XIV (1643 – 1715) оценивался в половину состояния владельца. Сам король Солнце обладал редчайшей коллекцией алмазов, которая включала, наряду с прочими сокровищами, коронные ценности Англии, приобретенные после Гражданской войны.

Пуританизм Англии после Гражданской войны и казни короля Карла I (1649) ввел моду на необычные строгие траурные украшения. Роялисты заказывали серебряные вещи с заключенными в них частицами одежд короля. Состоятельные аристократы носили перстни с эмалевой миниатюрой, изображающей короля; ее оправой часто служила полоска, выложенная алмазами. Сам круг и характер ювелирных изделий, получивших тогда распространение в Англии, был весьма ограничен и включал каплеобразные серьги и обручальные кольца.

Одним из наиболее значительных произведений ювелирного искусства эпохи европейского барокко является настольное украшение с характерным и выразительным названием – «Дворцовый прием в Дели в день рождения Великого Могола». Оно создано между 1701 и 1708 годами выдающимся немецким мастером И.-М. Динглингером (1664-1731) под впечатлением от прочитанной им книги французского путешественника и купца Жана Батиста Тавернье, с восторгом описавшего увиденное им при дворе персидского шаха. Динглингер подробно и живописно иллюстрирует этот текст, скорее похожий на сказки «1001 ночи»: парадные залы дворца, их убранство, все детали пышной восточной церемонии. Размеры созданной им композиции поражают – высота 58 см., ширина – 142 см., глубина – 114 см. Выполненная из золота и серебра, расцвеченная эмалями и пятью тысячами драгоценных камней, она включает десятки человеческих фигурок – гвардейцев охраны в белых одеждах, мудрецов Дивана, иностранных послов со свитой на вереницах слонов и верблюдов, многочисленных слуг. И.-М. Дингленгер, два его брата – ювелир Георг Фридрих и эмальер Георг-Кристоф, а также 16 подмастерьев трудились над этим произведением около 6 лет. Украшение было оценено тогда более чем в 55 тыс. талеров, сумму достаточную для строительства и отделки крупного замка.

Уже с конца XVII века стали модными декоративные кубки из раковин экзотических моллюсков, скорлупы кокосовых орехов и страусовых яиц. Эти дорогие природные материалы, привезенные из заморских стран, использовали в качестве чаш сосудов, дополняя золоченым серебром, а иногда причудливой веточкой алого коралла. Яркий декоративизм этих материалов привлекал мастеров.

Во второй половине XVII века повсеместно в Европе возрождается интерес к золоту Балтики – янтарю. Наряду с украшениями из него выполнялись нарядные кубки, вазы, ларцы. Детали янтарных изделий покрывали резьбой и монтировали в серебряной золоченой оправе. В XVII – XVIII веках мастера Данцига и Кенигсберга достигли высочайшего мастерства в обработке янтаря. Из поколения в поколение в семьях резчиков по янтарю передавались фамильные секреты распиловки этого хрупкого материала, его подкрашивания, шлифовки и облицовки им поверхности крупных предметов из дерева – шкафов, бюро, ларцов. Специалисты предполагают, что уже тогда мастера умели прессовать мелкие кусочки янтаря. Замечательным произведением архитекторов, мозаичистов и резчиков по янтарю является убранство Янтарной комнаты, выполненное в 1705-1709 годах мастерами из Данцига Готфридом Турау и Эрнстом Шахтом для одной из комнат Большого берлинского дворца короля Фридриха I, перенесенное затем в замок Шарлоттенбург. Подаренная в 1716 году императору Петру I, Янтарная комната получает в России свое второе рождение. Для нее изготавливают дополнительные мозаичные панели и многочисленные детали интерьера. Они органично вписались в общую композицию произведения, работа над которым была завершена в середине XVIII века.

Контрольные вопросы

1. Дайте основные определения черт, характерных для произведений европейского златокузнечества XVII – нач. XVIII века.

2. Что предопределяло широкое использование ювелирных камней в прикладном искусстве Европы XVII – нач. XVIII века?

3. Какие виды художественной обработки металлов были определяющими в работах ювелиров Европы XVII – нач. XVIII века?

 

 

8. Златокузнечество Древней Руси (XI – XVII вв.)

В многовековой истории русской художественной культуры ювелирное искусство занимает значительное место. Нас не перестают удивлять безукоризненный вкус и мастерство златокузнецов, умение показать декоративные качества природных материалов – золота, серебра, жемчуга и ювелирных камней, получивших на Руси меткое и точное название – «самоцветы».

Изделия русских мастеров прошлого воплотили художественные идеалы народа. Они отличаются ярко выраженным национальным своеобразием и отражают одаренность мастеров. Это относится как к истории золотого и серебряного дела Древней Руси, развивавшегося особыми путями, не укладывающегося в рамки смены стилей западноевропейского искусства, так и к светскому в своей основе искусству России XVIII – XX веков.

Русские мастера золотого и серебряного дела издревле владели сложнейшими видами художественной обработки металла – искусством литья по форме, чеканки, гравировки, чернения, скани, художественного эмалирования. Многовековой традицией обладает и культура использования драгоценных и поделочных камней. В славянских захоронениях Поднепровья VI – VII веков археологии встречают ожерелья и серьги из сердолика, коралла, горного хрусталя и янтаря.

Однако произведений ювелирного искусства древней Руси сохранилось мало: междоусобные войны и иноземные нашествия разоряли государство. Кроме того, ювелирные изделия часто переделывали в соответствии с требованиями времени и вкусами владельцев. Тем большую художественную ценность имеют сохранившиеся памятники древнерусского ювелирного дела. Выполненные из драгоценных металлов, они сохранили свою красоту в первозданном виде. Их ценность заключается так же в том, что порой они являются единственными из имеющихся источников для изучения русской художественной культуры древности, ведь изделия из таких материалов как дерево, ткани, кожа и др. подвержены влиянию воды, огня, они погибают значительно раньше, чем вещи, созданные из «вечных» материалов – благородных металлов и драгоценных камней.

Значительного совершенства достигло художественное ремесло Киевской Руси уже в X – XII вв. Ювелирные изделия древнего Киева отличались разнообразием форм, высоким совершенством отделки, своеобразием художественного языка. Творчески освоив наследие древней славянской культуры и искусства Византии, мастера Киевской Руси создавали замечательные произведения ювелирного искусства – черневые изделия, украшения с тончайшим узором скани, бесценные перегородчатые эмали. О высоком уровне работ древнерусских златокузнецов говорит тот факт, что созданные ими вещи – браслеты, бусы, сканные височные кольца – нашли широкое признание не только на Руси. Археологи встречают их на территориях Чехии, в окрестностях Кракова и Дрездена, изделия русских мастеров были обнаружены и в Скандинавии.

Судя по многочисленным находкам серебряных височных колец, браслетов в кладах на территории различных княжеств домонгольской Руси, они были широко распространены среди зажиточных слоев населения средневековых городов. Особая тонкость отделки отличает черневое убранство круглых пластин, составляющих княжеские бармы, серебро которых дополняло нарядное золочение.

Скань известна у восточных славян уже с VIII века. Из одного грамма золота мастера Киевской Руси могли извлечь сотни метров тончайшей проволоки; ею украшали самые разнообразные изделия. Часто на золотую или серебряную скань напаивали мельчайшие капли зерни, которые придавали сканному узору объемность и обеспечивали богатство световых эффектов его плетения.

Комплекс предметов знаменитого Старорязанского клада, обнаруженного в 1822 году и хранящегося в Оружейной палате Кремля, является, пожалуй, самым роскошным из сохранившихся произведений златокузнечества домонгольской Руси. В него входят княжеские бармы – ожерелья, составленные крупными золотыми запонами, перенизанными ажурными сканными бусинами, два огромных колта - подвесные украшения к венцу или кокошнику диаметром в 14, 5 см. с поясными фигурками святых, выполненными в технике перегородчатой эмали, браслет, миниатюрный эмалевый образок и другие предметы.

Драгоценные перегородчатые эмали Старорязанского клада, украшающие центр запон, образующих бармы, спокойны и сдержаны по цвету, они подчеркнуты рядами жемчужной обнизи. Почти все предметы клада выполнены в конце XII – начале XIII века. Эти произведения отличает торжественность форм, великолепие декоративного убранства и совершенство техники ювелирного мастерства.

Благородно прост и изящен образный строй работ златокузнецов Северо-Восточной Руси, навеянный строгой и логичной архитектурой Владимиро-Суздальской земли. Мягкое сочетание серебряной и золоченой поверхности, тонкая чистота резьбы по замыслу ювелира, были призваны подчеркнуть совершенство линий и монументальный характер композиции всего изделия. Одним из древнейших памятников мастеров владимирской земли считают чашу для причастия – потир, выполненный в 1146 году по заказу основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. В золоченных клеймах разместились поясные изображения святых, очерченные мягким движением резца.

Часто мастера Владимиро-Суздальской земли обращались к такому виду художественной обработки металла как чеканка высокого рельефа. Чеканные композиции, близкие по характеру белокаменной резьбе владимирских соборов, дополняли убранство украшений, парадной посуды и княжеских доспехов.

Не знавший ужасов иноземного нашествия Новгород сохранял и развивал традиции художественного ремесла. Благородным величием отмечена форма и декорировка яшмового в серебряной золоченой оправе потира новгородской работы 1329 года. Точность соотношения цвета, фактуры рисунка поделочного камня – брекчиевой яшмы – и золоченого серебра отличает это монументальное произведение златокузнечества.

Бережное, любовное отношение к драгоценному камню характеризует работы древнерусских мастеров. Богатство их оттенков порою обеспечено искусным подбором самоцветов с неравномерной природной окрашенностью. Форма оправы драгоценных камней разнообразна и глубоко продумана. На изделиях златокузнецов XII – VX вв. наряду с объемной глухой оправой встречаем оправу изящную, окаймленную завитками скани.

Лучшие достижения художественной культуры домонгольской Руси унаследовала Москва. Объединение сил вокруг Москвы, ее особая роль в деле освобождения Руси от иноземных поработителей способствовали возвышению Московского княжества и становлению Москвы как политического и культурного центра русского государства. В конце XIV – первой четв. XV в. сформировалась национальная школа живописи, развивается каменное зодчество и художественные ремесла, в том числе, ювелирное дело. В великокняжеской и митрополичей мастерских, куда стягивались лучшие мастера со всей Руси, создавались произведения монументального характера. Замечательным образцом златокузнечества начала XV в. является золотой оклад на евангелие, рукопись которого выполнена мастерами круга величайшего живописца Древней Руси Андрея Рублева. Торжественно и величаво украшение оклада. На золотом сканом поле с богатой жемчужной обнизью и россыпью крупных турмалинов и аметистов размещена чеканная композиция «Сошествие во ад». Мастер попытался передать душевное состояние ее персонажей, что столь характерно для искусства русского Предвозрождения.

Присоединение во II пол. XV в. к Москве обширных территорий обогатило великокняжескую казну. Располагая значительными средствами, Иван III пополнял свою сокровищницу как привозными изделиями, так и работами местных мастеров. Наряду с крупными, монументальными произведениями, призванными оформлять пышные церемонии великокняжеской резиденции, создаются многочисленные бытовые предметы. С конца XV века казна московских государей осуществляет целенаправленные закупки предметов роскоши за рубежом. Известно, например, что Иван III регулярно направлял в Крым агентов, которые приобретали для него драгоценные камни «лады да яхонты, да зерна великие жемчужины».

Становление и развитие централизованного государства, укрепление его политического престижа в XVI – XVII вв. в значительной мере определили направленность национального искусства, что нашло выражение во всех его видах, включая златокузнечество, обслуживавшее быт и официальные церемонии двора московского государя, с их особой роскошью. Иностранные путешественники и дипломаты с удивлением описывали обилие драгоценных камней и изысканность отделки государственных регалий, украшений, одежд и парадной посуды, которые им доводилось видеть в Москве. Посол императора Максимилиана II Ян Кобенцель, принятый в январе 1576 года Иваном Грозным, восторженно писал: «В минувшем году видел я короны святейшего нашего господина в замке святого Ангела в Риме, видел я корону и все одеяние короля католического, видел многие украшения короля Франции и его императорского величества как в Венгерском королевстве, так и в Богемии. Поверьте мне, что все сие ни в малейшей степени сравниться не может с тем, что я увидел здесь».

Создавая роскошные произведения из благородных металлов, русский мастер обращался к национальным формам изделий и логичной их декорировке. Парадные горки-поставцы во дворце и теремах украшали золотые ковши и братины, форма которых близка традиционной деревянной и керамической крестьянской посуде; выполняя ее из драгоценных металлов, русские мастера блестяще демонстрировали природные свойства золота и серебра – ковкость, тягучесть, они искусно декорировали свои работы чеканными, резными, черневыми и эмалевыми по скани узорами.

В изделиях с самоцветами цвета эмалей соответствуют цвету драгоценных камней, искреннее простодушное любование которыми привлекает в работах ювелиров XVI века. Вся поверхность золотого оклада иконы «Одигитрия», выполненного по заказу царя Ивана Грозного, покрыта узором трав, вьющихся на длинных стеблях. Они выложены сканью и заполнены эмалью тончайших оттенков голубого и бледно-сиреневого цветов, дополненных синими и вишневыми бликами. Мельчайшие капельки зерни подобно золотой росе застыли на изящно очерченных листьях. Убранство оклада дополнено скатными жемчужинами и кабошонами сапфиров и альмандинов. В компоновке узора ощутима та свобода и ясность, которая отличает орнаменты итальянского Ренессанса.

Противоречивый, многогранный XVII век внес в ювелирное дело много нового. Мажорный характер изделий XVII века, отличающийся пышностью и жизнерадостностью украшений, в значительной степени определяли сложные чеканные, гравированные и черневые композиции, звонкое многоцветье эмалей. Их яркий колорит дополняло и усиливало обилие драгоценных камней. С середины XVII столетия использовали сверкающие прозрачные эмали, которыми покрывали рельефную или гравированную поверхность изделий.

Самобытные произведения златокузнечества, отразившие талант и мастерство русских умельцев, создавались не только в столице, но и в крупных экономических и культурных центрах страны – в Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, Казани, Пскове, Сольвычегодске и других городах.

На севере Руси в Сольвычегодске во владениях именитых людей Строгановых мастера обратились к новой технике эмалирования – расписной эмали. Сольвычегодская эмаль значительно обогатила возможности древней техники. Мастера обычно покрывали поверхность изделий белой эмалью, а затем щедро расписывали ее. Сначала на белоснежный фон наносили контур рисунка, а затем расцвечивали его эмалевыми красками, дополняя роспись тонкой штриховкой, напоминающей гравюру на дереве. После обжига эмалевое покрытие становилось особенно ярким и блестящим. Интересно, что мастера тщательно украшали росписью как лицевую, так и оборотную поверхность изделий. Ларцы, чаши, предметы сервировки стола, многочисленные украшения, выполненные ими, покрыты изображениями диковинных существ, библейских персонажей, аллегорическими фигурками животных и птиц в обрамлении крупных и ярких цветов. Как пленительная сказка Севера возникают сюжеты, почерпнутые из древних былин, сказаний, русских и иностранных рукописных и печатных книг. Выполненные в гравюрной манере росписи подводили мастеров к навыкам передачи объема, светотени, перспективы. Это был новый шаг в искусстве русских эмалей, вплотную приближавший его к эмалевой живописи.

Создавая изделия из драгоценных металлов, русский златокузнец – где бы он ни трудился, в небольшой мастерской городского посада или в государевых мастерских, - обращался к традиционным формам посуды и украшений, бытовавшим в народе. Нарядные поставцы во дворцах и теремах знати сияли золотыми и серебряными ковшами и братинами.

Порой придворные мастера украшали парадную посуду самоцветами. В 1653 году царю Алексею Михайловичу была поднесена патриархом Никоном золотая чаша, которую по праву считают шедевром русского ювелирного искусства. Небольшая, всего в 8, 5 см высотой, она напоминает по форме почти распустившийся бутон крупного цветка. Поверхность чаши расчеканена ложками-«долами», покрытыми эмалевыми травами и цветами. Будто все краски русских лугов, еще не опаленных знойным летним солнцем, расплескались по ее поверхности. Венец чаши украшен крупными рубинами и изумрудами.

В конце XVII века на Руси находит распространение посуда новой европейской формы: кубки, бокалы, дорожные приборы. Поверхность одних мастера расчеканивали крупными выпуклыми буклями, другим они придавали форму плода. В традиционные узоры трав вплетали изображения животных и птиц. В гравированных и черневых композициях мастера старались передать объемность изображений, пространственную глубину. В сюжетах композиций часто сосуществуют элементы народного лубка и европейской книжной гравюры.

Богатое узорочье рельефной чеканки, многоцветных эмалей, ажурной скани, дополненное речным и морским жемчугом, цветными камнями и стеклами, отличает убранство парадного оружия и ювелирные украшения самобытного русского костюма. Наиболее характерные формы украшений – пуговицы, разнообразные пряжки, тяжелые цепи, серьги и перстни сложились уже в XVII веке. В различных вариантах они повторяются в украшениях любительниц древности и в наши дни.

В конце XVII века височные кольца, подвешивавшиеся к кокошнику, став более мелкими и легкими, благодаря изобретению швензы, трансформировались в серьги. Известны различные типы русских серег: одинцы, двойчатки, тройчатки, состоящие соответственно из одного или нескольких стержней с нанизанными на них жемчужинами, цветными камнями-окатышами или стеклами; серьги-«орлики» украшали подвеской в виде орла с распластанными крыльями, а очертания серег-«голубцов» напоминали стилизованный силуэт двух птиц, обращенных друг к другу.

Из нагрудных украшений широкое распространение получили бусы и ожерелья в виде объемных цепей. Пластинчатые ожерелья дополняли бусины из стекла и металлических шариков. Любили бусы из жемчуга – морского и речного – и цветных камней – гранатов, сердоликов, кораллов. Более других ценились на Руси ожерелья из янтаря, особенно круглого, так называемого нестриженного. Камень этот считали оберегом, способным отвести болезни и порчу. Особенно обильно украшали янтарем свадебный убор невесты. Древнерусские лечебники и травники выделяли магические свойства другого дара морей – коралла: «от кралков дух нечистый бегает, понеже кралек крестообразно растет», - писали знатоки драгоценностей.

На протяжении нескольких столетий металлические пуговицы оставались традиционным украшением русского костюма. Затейливые названия пуговиц говорят об особенностях их формы. Известны пуговицы шишки, шарики, груши, рожки, репейки, тыковки, львовы головы. Одни были величиной с куриное яйцо и предназначались для тяжелых боярских шуб, другие – совсем маленькие, не больше горошины, пришивали к сорочкам. Изготавливали их из различных материалов. Пуговицы богатых людей выполняли из драгоценных металлов и дополняли эмалью, филигранью, чеканкой и «каменным узорочьем». Их бережно хранили, перешивая с обветшавшей вещи на новую, передавали по наследству. Ценились пуговицы дорого. Вот как описан в былине о Соловье Будимировиче наряд модницы Забавы Путятичны:

Долго Забава снаряжалася:

Надевала шубу соболью в три тысячи,

А на ней пуговки в сорок тысячей.

Часто ограненные камни закрепляли в заранее заготовленных фигурных оправах – запонах. Запоны имели различную форму: их выполняли в виде круглых и овальных розеток, трилистника, плода граната или опахала и закрепляли на изделиях по одному или группировали. Драгоценные алмазные запоны украшают парадные венцы царевичей Ивана и Петра Алексеевичей, выполненные в середине 1680-х годов. Только на венце царевича Ивана, старшего брата Петра I, насчитывается более 800 алмазов.

На русских ювелирных изделиях XVII века встречают драгоценные камни всех известных тогда видов огранки – от кабошона и «восточной огранки» с характерным вниманием огранщика к отделке граней верха и сохранением значительной массы камня, - до огранки таблицей и розой. В XVII веке русские мастера сами осваивают некоторые виды обработки драгоценных камней. В 1635 году в составе Мастерских Кремля выделяется Алмазная палата, в которой, видимо, не только устраняли сколы и другие пороки камней, полученные при переделке изделий, но и выполняли их шлифовку и сверление. В качестве абразивов наряду с прочими материалами использовали корунды и алмазы.

Если еще в XVI веке в России использовали исключительно привозные драгоценные камни, то конец XVII века ознаменовался поисками собственных руд и цветных камней. На Урале и по сибирским рекам во множестве встречали сердолики, агаты, халцедоны. Известно, что в 1660 году на Урале инок Мефодий нашел 10-каратный изумруд. Чуть позже два изумруда были встречены близ Мурзинской слободы. Однако находки «каменного узорочья» в XVII веке носили еще случайный характер. Практические успехи «русского камнезнания» нашли отражение в письменных трактатах, особый интерес среди которых представляет «Торговая книга», датируемая гранью XVI – XVII веков. Она содержит любопытные сведения о свойствах драгоценных камней и простейших способах их диагностики и обработки. В деловом подходе автора «Торговой книги» к описанию свойств камня нашел отражение тот интерес к познанию окружающего мира, который служит показателем развития ростков рационализма, связанных с зачатками городской культуры.

 

Контрольные вопросы

1. Какие черты характеризуют работы златокузнецов древней Руси?

2. Какими видами художественной обработки металла владели древнерусские мастера в XI – начале XIII века?; в XVI – XVII века?

3. Почему к работам русских мастеров XVII века часто применяют определение «узорочье»?

4. Назовите наиболее употребимые в древней Руси виды ювелирных украшений.

5. Какие ювелирные камни чаще всего встречаются в украшениях домонгольской Руси? Как изменился ассортимент камней, применявшихся мастерами XVI – XVII веков?

6. Какие музеи России славятся своими собраниями древнерусского художественного серебра и украшений?

 

 

9. Ювелирное и камнерезное искусство XVIII –






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.