Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство русских ювелиров XVIII – нач. XIX века






Развитие русской художественной культуры начала XVIII века тесно связано с теми коренными преобразованиями, которые осуществлялись в России в эпоху петровских реформ. Они отвечали настоятельным требованиям дальнейшего развития государства и коснулись практически всех сторон его жизни. Победа в Северной войне и выход к Балтике укрепили международный престиж России и содействовали развитию ее всесторонних связей со странами Европы. В условиях наметившегося сближения культур на протяжении XVIII века шел процесс активного освоения и переработки лучших достижений западноевропейской культуры и искусства. Вместе с тем XVIII век стал временем сложения нового светского искусства, качественно отличного от искусства Древней Руси, но обязанного ему своим возникновением и развитием.

В общем русле развития русской культуры и искусства наметился и новый подъем прикладного искусства, в том числе ювелирного дела. Ювелиры России создали в XVIII веке прекрасные образцы произведений, которые составляют гордость отечественного и мирового искусства.

Осваивая для себя язык европейской художественной стилистики, русское златокузнечество этой поры претерпевает и значительные структурные преобразования. С переездом лучших мастеров Москвы в новую столицу – Петербург, он на долгие годы становится ведущим центром ювелирного производства России, быстро откликающимся на веяния моды и изменения в стилистике. В обеих столицах, и особенно в Петербурге, обосновалось значительное число мастеров-иностранцев, приглашенных Петром I и его преемниками, или самостоятельно приехавших к богатому русскому двору. Круг русских мастеров пополняется свежими силами – архитекторами, строителями, художниками – из числа петровских «пенсионеров», получивших образование за рубежом.

В XVIII веке происходят и заметные изменения в снабжении ювелирного и камнерезного производства сырьем – начинаются поиски отечественного сырья, ознаменовавшиеся открытием самоцветов на Урале и Алтае; для их обработки строятся гранильные фабрики – Петергофская, Екатеринбургская, Колыванская.

Восемнадцатый век – время укрепления абсолютизма в России. Преемники Петра I, заботясь о парадной представительности двора, тратили огромные средства на приобретение предметов роскоши. При сохранении почти восточной пышности, русская, особенно столичная аристократия стремилась во всем подражать французскому двору. Великолепие церемоний, празднеств и развлечений выдвинуло на первый план те виды прикладного искусства, которые обслуживали официально-парадную сторону быта дворян. Ювелирное искусство становится одним из ведущих его звеньев. Роскошь украшений придворной знати не переставала удивлять даже знаменитого петербургского ювелира Иеремию Позье, который на протяжении 35 лет выполнял заказы русских императриц. В своих воспоминаниях, составленных уже на склоне лет, он отмечал: «Наряды придворных дам богаты, равно как и золотые вещи их; бриллиантов надевают великое множество… Они даже в частной жизни никогда не выезжают, не увешанными драгоценными уборами. Не думаю, что из всех европейских государынь была бы хоть одна, имевшая более драгоценных уборов, чем русская царица». Не меньшим богатством отличались и туалеты придворных вельмож. Русского посла во Франции А.Б. Куракина называли даже «бриллиантовым князем» за обилие драгоценностей, украшавших его костюм.

Произведения ювелирного искусства представленные в музейных собраниях России, свидетельствуют об огромном мастерстве ювелиров, работавших в русских столицах. Изысканный вкус и совершенное владение техникой поражают в выполненных ими разнообразных украшениях – от пуговиц и пряжек до многосложных эгретов, склаважей, табакерок, орденских звезд, набалдашников для тростей, ароматников и диковинных коробочек для косметики.

Эпохой восторженного увлечения камнем, тонкого понимания его эстетической ценности считают восемнадцатое столетие. Драгоценные камни становятся главным элементом декоративного убранства ювелирных изделий.

Увлечение бриллиантами было столь велико, что дамы, не имевшие средств на их приобретение, охотно надевали изящные вещицы, в которых место бриллианта занимали плоские алмазные розы или даже мелкие осколки алмазов, носившие название алмазных искр. Вполне допустимой считалась комбинация подлинных драгоценных камней со стразами. Так Иеремия Позье вспоминал впоследствии, что при изготовлении уборов для приехавших в Россию жены и дочери гольштинского принца, он по распоряжению императрицы выполнил их из «фальшивых камней разных цветов, подобранных и перемешанных с бриллиантами».

Замечательным творением ювелирного искусства этого времени является так называемый большой букет – крупная (21 × 16 см) ромбовидная брошь, выполненная петербургским ювелиром Людвигом Дювалем в 1773 году по заказу императрицы Екатерины II. Букет составлен тремя цветочными ветками. Он украшен бриллиантами и изумрудами, которыми устланы листья и стебли цветов. Все детали букета соединены с помощью штифтов, поэтому украшение можно было перекомпоновать, образовав несколько более мелких изделий. Цветовые акценты в букете распределены так, что центрами композиции стали самые крупные и роскошные камни. Характерная для рококо тонкая нюансировка цвета с богатством оттенков розового, палевого, лимонно-желтого и сиреневого цветов достигнута благодаря искусной тонировке камня, поставленного, как тогда говорили, «на туше» - на цветную фольгу или краситель, подложенный под бриллиант, в гнездо его закрепки.

Разнообразие размеров и форм сотен камней букета позволяет предположить, что мастер имел их в изобилии, закупал целыми партиями и, возможно, производил догранку необходимых образцов в собственной мастерской, рассчитанной на огромные заказы императрицы.

Гимном бриллианту, созданным в «бриллиантовый век» ювелиров, называют Большую императорскую корону, выполненную в 1762 году петербургскими мастерами. В ее спокойном величии и четкой прорисованности симметричной конструкции ощутимы черты нового художественного стиля, шедшего на смену галантному рококо – стиля классицизм.

В эпоху классицизма (1760-ые – начало XIX века), стилистику которого определяло искусство античности и его простые, ясные и благородные формы, - яшмы, порфиры, светлые лазуриты, переливчатые флюориты стали использовать для украшения дворцовых интерьеров. Техническое воплощение элементов убранства дворцов согласовывалось с общим убранством помещений. Исключительный уровень работ русских камнерезов в значительной степени был обеспечен разработкой их проектов выдающимися зодчими – А.Н. Воронихиным, К.И. Росси, И.И. Гальбергом, А.П. Брюлловым, а чуть позже К.А. Тоном.

Наступает время расцвета искусства глиптики и повсеместного увлечения изысканной красотой камей. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, гребни для причесок, браслеты и булавки для галстуков. Одной из богатейших глиптотек мира обладала Екатерина II, ее коллекция легла в основу собрания гемм Эрмитажа. Камеи известных мастеров Европы, собранные в ней – А. и Дж. Пихлеров, Ж. Гюэ, В. и Ч. Браунов – вдохновлены замечательными памятниками камнерезного искусства античности. Лучшие работы отечественных резчиков связаны с творчеством мастеров Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабрик.

Модным в эти десятилетия становится собирание образцов камня с необычными включениями, узорами – халцедонов с дендритами, живописных коралловых образований, янтаря с диковинными инклюзиями.

Ведущими техническими приемами художественной обработки драгоценных металлов в эпоху классицизма становятся литье и чеканка невысокого рельефа, эмали «холодных» тонов, чернение и гравировка. Высокого совершенства достигают работы эмальеров – миниатюристов.

Среди ювелирных украшений господствуют крупные, геометрической формы броши, диадемы, браслеты. Круг мужских украшений к началу XIX в. резко сужается, ограничиваясь перстнем, часами на бортовой цепочке и булавкой для галстука. Демонстрация семейного благосостояния в украшениях парадного костюма с этого времени переносится на дамский туалет.

 

 

Контрольные вопросы

1. Как применялись камни в ювелирных украшениях эпохи рококо?

2. Какие виды украшений характерны для европейского костюма середины XVIII века и как использовались в них драгоценные металлы и камни?

3. Дайте краткую характеристику развития ювелирного искусства России 1700-1780 годов.

4. Назовите ведущие центры камнерезного искусства России XVIII – нач. XIX века.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.