Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпистемология истории. Историческая истина и ее критерии.






Термин " эпистемология" происходит от древнегреч сл " эпистеме" (episteme – знание). Эпистемология - это часть филос-и, кот изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

Говоря об эпист истории, необх-мо начать с того, что европейская цивилизация выработала 3 осн формы теоретического отношения к ист - теологию ист, философию ист и научную историографию. Теология ист, или филос-я ист, или науч историография в различные эпохи опред-т горизонт теорет-ого поним-я ист.

Историзация культурного сознания в специфическом европейском смысле происходит только с утверждением христианства. С точки зрения эпистемологии ист целесообразно сосредоточить усилия на попытке выявить те присущие христ-ву моменты, кот необходимо обусловливают его " историчность". Христ-ое отнош-е к ист генетически связано с иудаистским истор сознанием, а, =), и с " теологией истории" Ветхого Завета. Представление о едином божественном субъекте ист создает усл-я для сведения самых разнообразных и бесчисленных историй в нечто единое, т.е. идет концептуализация ист жизни человечества как единой, т.е. всемирной ист. Христ-ое сознание-это ист сознание, являющееся следствием христ веры со всеми ее уникальными особенностями. Моменты хрис-кой веры, необходимо историзирующие сознание- факт историчности появления И. Христа. Хр-во представляет и родовую, и индивидуальную чел-ую жизнь как развертывающуюся в качественно дифференцированном времени и исполненную всеобъемлющим и высшим смыслом драму отнош-я чел с Богом. В теолого-историческом учении Августина ист жизнь чел-го рода и по св истоку, и по хар-ру развертывания, и по целевому содержанию представляет собой провиденциально определяемый осмысленный процесс, в кот есть осмысленное место и для драмы индивидуального чел существования.

В отношении нововременного европейского сознания, прежде всего, правомерно говорить об общей историзации в понимании мира вообще и соц действ-ти - в частности. Историзируется и само понимание чел-ка. Отнош к ист выступает как существенный компонент индивидуальной культурной и соц самоидентификации. Новое время хар-ся тем, что ист и ист сущ-ние отдельного чел-ка становятся предметной областью относительно самостоятельной филос дисциплины - философии ист. Историзация сознания была связана и с самой установкой на просвещение, господствовавшей в философии от Декарта до Канта. Эпоху разума необходимо утвердить, а это предполагает определенное ист деяние, причем крупномасштабное, поскольку требуется просветить не только философов и ученых, но и все общество в целом. Ист жизнь предстает в филос Просвещения как имеющая целевую направленность, ведь ист есть движение прогресса или даже развитие к разуму – к разуму как принципу самоопределения, не зависимого от авторитетов индивида, и к разуму как хар-ке и достоянию общественного состояния в целом. Рубеж XVIII и XIX вв. был эпохальным с точки зрения судеб европейского ист сознания. Грандиозные соц перемены, обусл-ные, прежде всего, промышленной и политической революциями к. XVIII в., привели к мощной историзации культурного сознания, нашедшей отражение, разумеется, и в филос. В эт период в филос оформляется тот принцип постижения действ-ти, кот позднее получил название историзма. Наступает эпоха науч историографии, кот впредь уже не допустит выхода философии ист на передний план в теорет-м постижении ист. Говоря о филос ист в Нов вр, следует сказать и о так наз " критической филос ист". Объектом ее иссл-ий явл условия возможности познания ист дейст-ти, познания как филос-го, так и научно - историографического. Третья сфера теоретического ист сознания в Новое время - сфера оформившейся в эту эпоху ист науки. Научно-ист знание становится постепенно осн формой теоретического отношения к ист.

Эпистемологические иссл-я понимания в ист проводились на фоне постоянной оппозиции, с од ст, позитивизму, претендовавшему на науч объяснение общества и ист с помощью методов ест-х наук, а с др — спекулятивной метафизике гегелевского типа, сводящей проблематику понимания к абстрактно-логическому теоретизированию. В марксистской социальной философии также речь идет о материалистическом понима­нии истории. В данном контексте особый интерес представляет анализ учения о понима­нии в ист у И. Г. Дройзена (1808-1884 гг.), одного из основоположников теории ист науки, что имеет важное методологическое значение для понимания на­шей собственной истории, а также перспектив развития гуманитарного образования.

Дройзен сч-л, что сущность исторического метода и его специфика, обусловленная морфологией ис­т материала, — в понимании путем иссл-ия. Исходя из объектов и природы чел-го мышления, в познании выделяются 3 науч ме­тода: спекулятивный (философский или теологический), физический и ист-ий, сущность кот-х в том, чтобы познать, объяснить и понять. В кач отлич-ой особ-ти методологии общественных наук И. Г. Дройзен (а впоследствии — В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г.Риккерт) нач-ет исп-ть термин " понимание", акцентируя внима­ние на различении ест-х и общественных наук по методу " объяснения" и " по­нимания", ибо ни в сфере спекуляции, ни в сфере природы нет настоящего понимания. Ист действительность И. Дройзен трактует в духе филологической герменевтики как книгу мировой истории, понимание кот явл высшей, но никогда не выполнимой до конца задачей науч иссл-я. В ист познании исп-ся различ виды интерпретаций — прагматическая и психологическая интер-я, интер идей и условий, сущность кот в том, чтобы увидеть в былых событиях реальность во всей полноте ее условий, кот требовали св реализации и действительности. Здесь выявл сложная диалектика понимания и интерпретации. Это помогает уяснить, до какого предела понимания может дойти наша нау­ка история, сводящая все к началам и первоисточникам, которых у нее нет в наличии, забывая о том, что сущность исторического (нравственного) мира в признании свободы воли, ответственности действующих лиц, права каждого быть самому себе новым нача­лом и целым миром в себе. Практическое знач-е кон­цепции понимания в ист заключ в том, что оно дает обществу, государству, чел-ку образ самого себя. Такое понимание есть основа полит-ого, правового, нравственного воспитания и образования, ибо каждый чел-к в своей деят-ти, в конечном счете, выступает как практикующий историк: он св делами и поступка­ми делает ист и несет за нее ответственность. Поэтому познавательная функция понимания в ист чрезвы­чайно важна и актуальна.

Многие философы и, в частности, Баденская школа задавались вопросами поиска принципов отбора ист фактов, кот позволят неисчерпаемое их многообразие свести к обозримому единству самого существенного







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.