Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологическое значение категории диалектики в социогуманитарных науках






В современном понимании диалектика- учение о саморазвитии, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений. Диалектика как особый раздел философского знания, как теория, философский метод и мотодология, может без оговорок названа теорией. Термин диалектика возник в 5 веке в связи с творчеством Сократа и обозначал исскуство сократовской беседы. Метафизика иногда воспринимается как синоним философии (связано с классификацией труда Аристотеля: метафизика-все что над и после физики. Начав свою история с Античности (яркий диалектик Гераклид), подлинное теоретическое выражение диалектика достигает в работах Гегеля. Гегель внес принципиальное изменение не только в диалектику, но и в метафизику, придав её второй смысл: метафизика-учение о неизменности и изолированности элементов бытия. Основные принципы: всеобщности развития, всеобщности внутренней противоречивости; всеобщей связи; детерминизма; единства мира. Основные законы диалектического противоренчия: почему все развивается? Данный закон вскрывает причину саморазвития всего существующего: внутреннее противоречие, которое представляет собой единство и борьбу противоположностей. Закон меры: как все развивается? Механизм саморазвития заключается во взаимном переходе количественных изменений в качественные, в результате чего нарушается мера как единство количественных и качественных характеристик, и объект переходит в качественно новое состояние. Закон диалектического отрицания: какова направленность саморазвития объекта в относительном завершенном цикле саморазвития? Через два полных диалектических отрицания, те. Через двойной переход в свою противоположность, объект возвращается к исходному состоянию, но на качественно новом уровне. Спираль-механизм действия данного закона. Конкретезация законов происходит в парных диалектических категориях: единичное-особенное-общее; причина-следствие; содержание-форма; необходимость-случайность; возможност-действительность; сущность-явление. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другими свойствами от иных, в том числе ему подобных, предметов, явлений, процессов. Общее-объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и тойже группе явлений или единой системе связей. Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление-это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Под содержанием понимают совокупность различных эементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма-принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Во многих случаях удается установить источник происходящих в мире изменений-явлений, повлекших за собой другое явление. Первое из них - причина, второе-следствие. Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление следствие. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. Случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин. Возможность- предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Возможность и действительность-две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.

С точки зрения диалектики всё существует в самодвижении, самоизменении и саморазвитии, причиной которого является внутреннее противоречие, а не внешнее воздействие. Движение- изменение вообще. Развитие - направленное изменение. Направленность может быть либо от низшего к высшему, от простого к сложному-прогрессивное развитие; обратная направленность имеет регрессивный характер. Саморазвиваться могут только открытые системы, имеющие взаимосвязь и осуществляющие между собой энергообмен в любой форме, в том числе информативной. Диалектика в таком теоретическом понимании является методологическом фундаментом синергетики -междисциплинарного научного направления, исследующего сферхсистемный эффект в процессах самоорганизации системы. В центре внимания синергетики (Богданов, Хакен) находятся качественные изменения в слож­ных системах с нелинейным многовариантным поведением. Фундаментом и одновре­менно основным рабочим инструментом синергетического подхода является теория не­равновесных процессов, описывающая механизмы самоорганизации сложных систем различной природы: физических, биологических, социальных, экономических и т.д.

Роль диалектики и диалектического мышления в онтологии - в динамичности и целостности предмета; в мировоззрении- она вооружает определенной системой ценности (диалектика субъективного и объективного факторов см шпору 56); в логике и гносеологии вооружает системой норм, принципов познания и форм мышления. Особая роль диалектики определяется тем, что при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, то и другое должна заменить сила абстракции. Она призвана заменить эксперимент, который есть основа естественных наук и не является характерным способом познания в обществознании (хотя, есть экономические и социальные эксперименты). В тоже время в историческом исследовании эксперимент фактически невозможен, а объекты знания и исследования разделены во времени и принципиально различны по качеству. Поэтому, если прогресс естественных наук определяется в основном совершенствованием техники наблюдения и эксперимента, то успехи социальногуманитарного исследования зависят от совершенствования логики абстрактного мышления, применения диалектического метода.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.