Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вера и формирование личности ученого, его мировоззрения






Развитие личности и формирование мировоззрения — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.

Вопрос динамики ценностных ориентаций привлекает внимание философов, психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений.

В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала. Преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения отдельного человека.

Философия уделяет внимание взаимодействию субъекта и объекта ценностного отношения. Это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека. Р.Е. Миронова выделяет различные подходы к определению ценностей в философии. Часть философов придерживается определения ценностей как материальных и духовных объектов или их свойств, способных удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). Ценность появляется в процессе общения человека с окружающим миром, в котором предметы или явления удовлетворяют потребность человека.

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Отрицание общечеловеческих нравственных ценностей приводит к нравственному отчуждению и бездуховности, которые, в свою очередь, порождают возрастающую девиантность поведения людей: суицид, пьянство, наркоманию и преступность, выступающие главной причиной стагнации общественной жизни.

Если религии рассматривают свои ответы (только Творец) в качестве системообразующего для присущего им осмысления мира, то все философии, которые воспринимают содержание вопроса из содержание ответа (хотя и отрицают его форму) - так же являются религиозными по-сути философиями. Данное искажение формирует и особую организацию философских теорий, как отвечающую данному условию наличия в мире персонифицированной творящей силы. Так категории (законы) такой философии объединяются по принципу подчинения главному свойству, которое и определяет существование всех других, являющихся его атрибутами. Такие искажения до сих пор не позволяют разглядеть подлинное содержание проблемы, обнаружить уже данный ответ, и сформулировать его следствия. Так же данное состояние отрицательным образом сказывается и на формировании собственного мировоззрения ученого, большое число которых так или иначе склонны обращаться к вере, как истинному, по их мнению, знанию.

Философы давно обращались к феномену веры, как необходимого компонента познавательного процесса. В теории познания Юма - это один из санкционирующих факторов, то, что придает направленность субъективным ориентирам. Вера рассматривается как чувство, которое каждый должен испытывать в своей собственной груди. Кант выделяет прагматическую веру, субъективное оправдание возможности достижения цели. Без веры нет постоянства и прочности установок познания. Известный русский философ Ильин в работе “Путь духовного обновления” различает религиозную веру и познавательную уверенность. Познавательная уверенность - это “холодная истина, которую мы признаем” (например теория Менделеева, карта Европы, и т.д.).

Знание - состояние сознания, ментальное сознание, характеристика самого субъекта. У Поппера, знание представлено как объективное содержание мышления, выраженное в объективированных единицах знания. Знание явлено в форме теории, гипотезы. А информация - это содержание объекта, выраженное в каких-то формах, более объективированное, отчужденное. Невозможно жестко развести знание и веру. Вера в существование внешнего мира, существующего независимо от нашего сознания - фундаментальная основа всего естествознания. Образование человека построено на вере, а сомнение приходит после нее. Вера - неотъемлемое свойство нашего бытия среди людей. Можно бесконечно наращивать объем информации, но это не вытеснит веру. Она всегда будет базироваться на некоторых предпосылочных основаниях, некоторые из которых будут основаны на вере. Дело даже не в том, что нет оснований у веры. Вера и знание базируются на разных основаниях. Знание получает свое обоснование в результате логического оформления, доказательства достоверности, истинности. Вера же базируется на социокультурной коммуникативной апробации. Она получает социальную санкцию. Знание транслируется. Таким образом, вера может быть преодолена, и тогда на ее место придет знание. Вера играет важную субъективную роль. Вера выступает как компонент личностного знания. Мы неосознанно всегда принимаем на веру показания органов чувств. Наши чувственные установки, обладают некой предрасположенностью. Мы проецируем, имеем модель ожидаемых сенсорных событий. В её наиболее развитой форме, исследуемой главным образом философами, она проявляется в утверждении предложения. Понюхав воздух, вы восклицаете: " Боже! В доме пожар! " Или, когда затевается пикник, вы говорите: " Посмотрите на тучи. Будет дождь". Такие выражения, если вы не имеете в виду ввести в заблуждение, выражают веру. Бертран Расслел предлагает трактовать веру как нечто такое, что может иметь доинтеллектуальный характер и что может проявляться в поведении животных. По его мнению, чисто телесное состояние может заслуживать названия " веры". Например, если вы входите в темноте в вашу комнату, а кто-то поставил кресло на необычное место, вы можете наткнуться на кресло потому, что ваше тело верило, что в этом месте нет кресла.

Рассел выделяет различные виды веры. Среди них можно отметить:

· веру, связанную с наполнением наших ощущений выводами, свойственными животным

· воспоминание

· ожидание

· веру, нерефлекторно порождаемую свидетельством

Философия, как и наука, должна понять, что, когда полная точность недостижима, должна быть изобретена какая-либо техника, которая поможет постепенно сократить сферу неточного и недостоверного, т.е уменьшить степень сомнения.

Важный аспект веры как компонента личностного знания в сравнении понятий философская вера и религиозная вера. “Важным аспектом является проблемно-тематический каркас, который связывает весь материал в единую композицию теоретического знания. Главенствующей, а по сути и объединяющей темой является религиозное знание, в первую очередь знание о Боге. Религиозное знание предстает во всем многообразии его проявлений в отношении человека к Богу. Религиозное знание предстает как приоритетный объект философского религиоведения, оно оформляет религиозный опыт, находит свой непосредственный статус”.

Важнейшей темой всей европейской философии религии, является тема " вера и знание". Она является основной, где анализируется во всех аспектах религиозное отношение синонимичное понятию веры (или понятие " религиозная вера"). При анализе философской теологии и религиозной антропологии ставится важная проблема: возможно ли продуцирование религиозного знания философскими средствами вне соотнесенности с верой, в том плане как ее понимает христианская теология. " Христианская теология должна представить Бога как абсолют, как высшее бытийное начало совокупной действительности (соответственно – представить его как всеобъемлющий онтологический объяснительный принцип). При этом такой принцип должен предстать и как основа реальности, в том числе исторической и индивидуально-жизненной реальности". Осмысление религиозного знания вне его связи с научным знанием невозможно в философско-теоретическом исследовании. Научное знание предстает как " естественное" знание, которое может быть в принципе использовано для решения базисных задач философской теологии как автономного философского богопознания.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.