Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становл-е филос-ии истории. Принцип историзма в европ. философии






Социальное познание исторически первоначально развивалось в рамках философии истории — раздела философии, связанного с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Термин «философия истории» используется в настоящее время в следующих основных значениях;

а) учение об исторической реальности в ее целостности и развитии, общая теория исторического процесса как единства прошлого, настоящего и будущего;

б) часть философии науки, исследующая историческое познание рациональными средствами и методами, т. е. историческая эпистемология, учение о познании исторической реальности;

Философия истории, как целостная система знаний, разрабатывалась, начиная с ХVII в., в трудах Вико, Гердера, Сен-Симона и других мыслителей.

Французский философ А.К. Сен-Симон (1760—1825) утверждал взгляд на человеческое общество как на закономерно развивающийся целостный организм и стремился рассматривать всякую общественную организацию как исторически преходящую, занимающую определенное место в общем ходе исторического процесса. Созданная им «наука о человеке» («социальная физиология») построена на принципе историзма, который Сен-Симон рассматривал как принцип и теоретической, и практической деятельности.

Своеобразным итогом и вершиной классической философии истории была социально-историческая концепция Гегеля, которая опиралась на главное в его учении — диалектический метод. Заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огром­ным «историческим чутьем», впервые представил весь естествен­ный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в бес­прерывном развитии, и пытался раскрыть внутреннюю связь (т. е. законы) этого развития. Понимая всемирную историю как «прогресс в сознании свободы», Гегель пытался представить ее как единый объективный закономерный поступательный процесс. Каждая эпоха в этом процессе, будучи неповторимо своеобразной, представляет собой в то же время закономерную ступень в общем развитии человечества.

Классическая философия истории выдвинула и разработала ряд важных идей: идея развития, теория прогресса, проблемы един­ства (целостности) исторического процесса, исторической закономерности и причинности, свободы и необходимости.

Провозгласив первичность общественного бытия по отноше­нию к сознанию, Маркс и Энгельс тем самым в материалистическом понима­нии истории нашли ту фундаментальную основу, которая и по­зволила объединить материализм и диалектику.

Во второй половине XIX в. проблемы, стоявшие в центре вни­мания философии истории, в значительной мере отходят к част­ным социально-гуманитарным наукам. Но в начале XX в. и да­лее — новый всплеск западной философии истории. Возрожде­ние интереса к собственно философии истории в конце XIX — на­чале XX в., происходило в двух основных направлениях. Первое направление имело дело с самой исторической реаль­ностью (онтологический аспект). Второе же сосредоточило свое внимание на постижении этой реальности с помощью различных методов и средств. Иначе говоря, здесь главный интерес был на­правлен на саму историческую науку, на выявление специфики социально-гуманитарного познания по сравнению с естественно­научным. Наиболее крупные представители первого направле­ния — русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и британский философ А. Тойнби. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер отрицают целостность и единство всемирной истории, разрабатывая концепции множества локальных цивилизаций. Это плюралистическая модель исторического развития. Единство истории, таким образом, - ложная посылка о линейности развития. Ф. Ницше и К. Поппер отрицают не только целостность, но и смысл истории. Авторы концепции постиндустриального общества А. Белл, А. Тофлер в новом контексте утверждают поступательность развития общества. Русские космисты и экзистенциалист К. Ясперс обосновывают, что цели и смысл истории тесно связаны с целью смыслом человеческого существования.

Необхо­димость историзма как важнейшего методологического принци­па исторического исследования.

Социальное познание ориентировано, прежде всего, на процес­сы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Главный инте­рес тут — динамика, а не статика социальных явлений. В этой связи следует указать, что возможны два основных варианта отношения познания к своему предмету — реальной действи­тельности: а) сам предмет существенно не изменяется, а тео­рия, познание его развивается достаточно быстро. Это ситуа­ция, характерная для естественных наук: например, темпы эволюции Галактики и сроки познания людьми этой эволюции; 6) сроки развития предмета сравнимы со сроками развитая теории, вследствие чего эволюция знания, науки уже сама по себе отражает эволюцию объекта. Это типичная особенность, свойственная познанию социальных явлений и процессов. Вот почему здесь особую значимость приобретает принцип ис­торизма — рассмотрение явлений как процессов, в их возникно­вении, развитии и преобразовании. Особая роль историзма для познания социальных явлений обусловлена тем, что общество ли­шено стационарных состояний.

Из подчеркивания важной роли историзма в социальном по­знании отнюдь не следует, что этот принцип не характерен для естествознания. Вся современная (постнеклассическая) наука бук­вально пронизана пафосом становления, развития самоорганизу­ющихся целостных систем, фактор времени все шире внедряется во все частные науки.


52. Философия истории как система: общие идеи, принципы и категории.

Философия истории - это не просто одна из ветвей филос знания, но и особый подход к ист материалу, когда само содержание ист.процесса становится предметом специфического филос воззрения и истолкования. Чел-к в контексте изменяющихся времен, динамичных соц. структур, подвижных культур; чел-ая судьба внутренне сопричастная этим ист процессам и являющаяся их активным участником — основное содержание философии ист как предмета. Развитие филос воззрений на человеческую историю разворачивалось на протяжении многих веков — со времен Конфуция и Лао Цзы, Платона и Аристотеля. Однако автономизация философии ист, ее конституированиекак особой ветви гуманитарного знания происходит сравнительно поздно на рубеже XVIII—XIX веков. Именно в век Просвещения перед филос мыслью с особой актуальностью встают 3 вопроса — о связи чел-го сознания с социокультурной средой, о возможности соучастия чел-го сознания в процессе ист изменений и о потенциальной возможности построения универсального чел-го общества: только тогда история становится особым филос предметным полем. XX век, поколебавший устои самой ист как таковой, многократно усилил интерес к философско-ист проблематике. Целостность ист в эпоху мировых войн, безжалостных диктатур, геноцида, экологических катастроф, оказалась под вопросом. Насколько существенна ист чел-го общества для Бытия, для Сущего — что бы ни понималось под ним, божество ли, природа ли? Сводимо ли собственно Бытие к своему хронологически-эволюционному, т. е. ист, аспекту? Существуют ли в чел-ом духе " сквозные", надысторические элементы — ценности, идеи, методы? Имеет ли сама ист какой-то смысл, или же она суть стохастический процесс, развивающийся " в сторону" наиболее вероятных состояний? Возможно ли найти сегодня связь со всем тем творческим и духовным наследием, кот и составляет содержание ист процесса? Таковы примерно основные темы трудов разных и непохожих друг на друга мыслителей XX века—Анри Бергсона, Арнольда Тойнби, Освальда Шпенглера, Карла Поппера, Пьера Тейяр де Шардена, Карла Ясперса, Хосе Ортеги-и-Гассета, Льва Гумилева, Альбера Камю, Николая Бердяева Питирима Сорокина и многих других. Труды их во многом противоречат друг другу — но может ли быть иначе, ведь история во всем ее многообразии не может быть сведена к единому и постоянному набору базовых детерминант, кот могли бы быть универсальным ключом к пониманию хода и сути ист процесса. Попытки построения такого Универсального Ключа означают, по сути, попытку совершенного и полного управления ходом ист процесса, неизбежно приводящие в тупик тоталитарного застоя. Многообразие оценок, т обр, — не недостаток, а достоинство философии ист как науч дисциплины.

Освальд Шпенглер (1880—1936) обязан своей громкой известностью первому тому своего труда " Закат Европы", написанному им в разгар первой мировой войны. " Именно от Шпенглера берет свое начало традиция дискретного понимания ист. Для него мировая ист не только не явл единым, бесконечно текущим процессом, но и сама по себе неопределима. Она может быть понята только как совокупность различных локальных культур. Эти культуры в своем развитии подчинены жестким, но постижимым закономерностям, проходя стадии зарождения, развития, расцвета и упадка, что сост-т концепцию ист циклов. При этом Шп рассм-т каждую культуру как живой организм, а каждая из культур наделена собственной " душой". Такая концепция получила название биологической философии истории. Время жизни культуры Шп оценивает в 1000 лет, полагая его универсальной константой биологии культуры. Мировая ист насчитывает всего 8 великих культур. Все они прошли, проходят или же пройдут эпоху собственного расцвета, и всем им суждено впасть в эпоху цивилизации, эпоху застоя и окостенения, эпоху, в кот-ю создание - каких-либо великих творений духа невозможно.

Арнольд Дж.Тойнби (1889—197S)——один из крупнейших философов ист XX века. Именно как автор " A Study of History", фундаментального 12-томного труда, посвящ генезису, росту и распаду культур и цивилизаций, Т и останется в ист гуманитарного знания. Т ставит перед собой задачу постижения действующих сил мировой ист — тех сил, кот способны как породить цивил-ю, так и уничтожить ее. Подвигая рассм-ю всю мировую ист Т приходит к выводу, что число цивил-ий, существовавших на всем ее протяжении, не так уж и велико. Он насчитывает их, всего 21 (а включая цивилизации-спутники и застывшие цивилизации - 37), и именно их рассм-т как осн структурный элемент мировой ист, терминологическую и методологическую основу для дальнейших рассуждений. Цив-ции сущ-т как целостные в социокультурном отношении и ограниченные в пространстве и времени чел-кие общества. Они находятся между собой в достаточно сложных отношениях. Тремя ключевыми компонентами генезиса цив-ций, по Т, явл универсальное государство, вселенская церковь и движение племен. Ситуация для возникн-я цив-ции Т обозначает как ситуацию " Вызова-и-Ответа". Вызов — это такая ситуация, при кот сущ-ние данного общества оказывается под некоей угрозой. Ответ-это реакция на заданные обстоятельства. Нет никакой исходной для всех цивилизаций отеческой культуры; все цив-ции равно должны были пройти все этапы ист-ого пути культурогенеза. Различие заключ лишь в том, насколько адекватный Ответ был найден каждой культурой на предъявленный ей Вызов. Итак, ход истории определяется соотношением Вызов и Ответа.

Kаpл Ясперс (1883—1969), выдающийся немецкий философ-экзистенииалист. В 1948 г. опубликует работы " Истоки истории и ее цель" и " Философская вера", где обращается к философско-ист проблематике. Предмет филос изысканий Яс – чел-к и ист как основное измерение чел-ого бытия. Ист реальность поэтому однократна и неповторима, чтобы понять ист, надлежит познать чел-ка, чел-ое же бытие раскрывает себя во времени — через ист.

Рассм-ая ход мировой ист, Яс, в отличие О. Шпенглера или А. Тойнби, полагает, что чел-во имеет единое происхождение и единый путь развития, несмотря на кажущиеся отличия между отдельными обществами. Мировой ист процесс обладает выраженным единством и основан на примате дух начала. Яс провозглашает его постулатом филос-ой веры. Яс возвращается к старой христианской традиции философии ист, кот рассм-т ист как однонаправленный линейный процесс, имеющий начало и конец, причем кульминацией ист (по Гегелю — " осью мировой истории") явл явление Христа. Однако, Яс отказывается принять Боговоплощение за " ось», тк ось мировой ист должна иметь значение для всего чел-ва, а не только для христиан, и отвечать на вопрос — суще-т ли в мировой ист такой момент, кот мог бы быть принят за основу больш-ва культур, народов общ-

в, мог бы продемон-ть единство чел-ва и его ист. Такой " момент" Яс наз " осевое время".

Питирим Сорокин Анализ ист процесса, по мнен-ю Сорокина, есть анализ соц жизни данного общества. На ход ист изменений, по его мн-ю, влияют стабильность или наоборот, распад культурной сверхсистемы, определяющей доминантные черты поведения членов этого общества. Вопрос о доминантах ист процесса сводится к вопр о детерминантах, определяющих архетипы чел-го поведения, нормы, ценности. Цен-ые системы же можно свести к 4 императивным идеалам Истина, Красота, Добро, Польза. Т обр, гл понятием филос ист С становится понятие " ценность". Именно это определяет облик общества, типическое поведение его членов, а, в конечном итоге, его судьбу. Теория конвергенции, те, сближения, синтеза 2-х противоположных соц систем — демократии западного образца и российского (советского) коммунизма, была выдвинута С в 1960 году Эссе, озаглавленное им " Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу" наделало немало шума, тк вышло в свет в гг, когда каждая из упомянутых в заглавии стран была абсолютно уверена в истинности собственной соц системы и в беспредельной порочности таковой у своего антагониста. Но суть конвергенции во взаимном движении общественной мысли, в сближении менталитетов 2-х народов, те конвергенция вполне может привести к образованию смешанного социокультурного типа.

ЛевНиколаевич Гумилев (1912—1990). Предметным полем иссл-я ист процесса Г полагает не нац-ое гос-во, культуру или цив-цию, а этнос (этн) — народ, обладающий самобытной культурой и создающий цив-цию. С точки зр-я Г, этн — это особая сущность, не сводимая к понятиям: общ-во, раса или популяция. Наиболее существенной хар-кой этн, введенной Г, явл пассионарность, те особая энергетическая (Е) хар-ка общества. Как энерг-ая хар-ка, пассион-ть опис-т лишь такие кач-ва индивидов и этн-в, как воля к достижению цели, соц активность, способность убеждать и вести за собой, упорство и т. д.

Уровень пасс-ой Е в данном этн определяет его судьбу в любой данный ист момент. Исходным сост-ем общественной системы снизким уровнем пасс-ти явл гомеостаз — те, равновесие с окр средой. Такое сост-е этн может продолжаться очень долго и нарушается в связи с пасс-ым толчком -— резко ограниченной во времени и пространстве мутацией, результатом кот-й явл рождение детей, обладающих высокой пасс-ой Е — пассионариев, подрастая они увеличивают пасс-ый заряд данного этн и изменяют его ист судьбу. Г насчитывает их 9 произошедших на евро-азиатском материке в ист эпоху, причем каждый из них породил и изменил, ист судьбу нескольких цив-ций. Но существенным при понимании природы этих изменений явл осознание того, что они первоначально происходят, в ограниченных зонах пасс-го толчка — территориях, на кот отмечено появление новых пассионариев. Г рассм-т четкую локализацию зон пасс-х толчков в пространстве и времени как аргумент в пользу космического происхождения сил, их породивших. События после пасс-го толчка разворачиваются след обр: общество, доселе находящееся в фазе гомеостаза, через 20—25 лет после момента толчка, вступает в фазу подъема — сначала скрытого, а затем явного. Фаза подъема продолжается около 300 лет, а пасс-ая напряженность при этом возрастает с ур-ня гомеостаза до ур-ня, соот-щего стремлению к идеалу победы. На всем протяжении фазы подъема кол-во пасс Е в данном этн нарастает. Этн, зародившийся в начале фазы подъема, в конце ее уверенно вступает на ист арену. Это 1-ая фаза процесса формирования нового этн — процесса этногенеза. За фазой подъема следует акматическая фаза, харак-ся прекращением роста пасс напряженности. Дальнейшего роста и накопления потенциала уже не происходит. Сис-ма испытывает пасс-ый перегрев. Общество буквально раздирается на части неуемной активностью пассионариев и, стремясь к самосохранению, " выплескивает" пасс-ую Е за собственные пределы. Нач-ся террит-ная экспансия, и в ее процессе ур-нь пасс-ой напряженности неизбежно снижается. События могут разворачиваться и по-др, но этн избавляется от избытка пасс-ой Е, " сбрасывая" ее в многочисленных войнах и конфликтах. Акматическая фаза также продолжается около 300 лет. След явл фаза надлома, для кот характерно быстрое снижение пасс напряженности вплоть до ур-ня поиска удачи с риском для жизни. Эта фаза продолжается всего 150 лет. Ур-нь пасс-го напряжения при эт достаточно высок, и именно эта фаза впоследствии осознается как " золотой век". В это время получают свое наивысшее развитие науки, ремесла, искусства. Этн становится уже настолько зрелым, что оказывается способным породить высокую культуру. В Европе, например, фазе надлома соответствует эпоха Возрождения — со всей ее неоднозначностью и противоречивостью, время, когда достижения высокой культуры вполне уживались, напр, со свирепостью Святейшей инквизиции. После надлома следует инерционная фаза, когда ур-нь пасс напряж-ти колеблется, снижаясь с достигнутого ранее уровня до стремления к благоустроенности без риска для жизни. Эта фаза продолжается 300 лет. Эта фаза хар-ся бурным ростом населения, что объясняется снижением пасс напряженности, и, след-но, прекращением войн и конфликтов. Резко увеличившееся в числ-ти население столь же резко увеличивает нагрузку на природную среду, причем результаты часто оказываются катастрофическими. Наконец, наступает время обскурационной фазы. Число субпассионариев, бывшее примерно постоянным на всех фазах этногенеза, начинает увел-ся в силу того, что снизившийся ур-нь пасс напряж-я позволяет им конкурировать с остальными членами социума. Результатом явл еще большее снижение пасс-ти данного этн, что приводит к соц застою и культурному регрессу. Этн достигает ур-ня гомеостаза, на кот он находился около 1200 лет назад, в момент пасс-го толчка, но не удерживается на нем, и скачивается на субпассионарный ур-нь. Иногда этн удается стабилизироваться на ур-не гомеостаза, и тогда он встyпaeт в мемориальную фазу развития, и даже более того - он может испытать повторный пасс-ый толчок, что приводит к регенерации этнического организма. Таковы общие фазы процесса этногенеза, кот этн проходит от зарождения через расцвет и до гибели.

Мы рассм-ли несколько современных концепций философии ист. Во многом они несходны др с др, во многом противоречат одна др. Имеет ли ист смысл? Каждый из рассм-х нами авторов отвечает на эти вопросы по-разному. Но тем и отл-ся истинная филос-я, что не предлагает окончательных ответов на возникающие вопросы. Мир вообще и ист в частности бесконечно сложнее наших умозрительных схем, и истина — лишь движение к ней в числе, и в философии ист.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.