Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правотв-во и законотв-во.






Правотворчество – одно из важных направлений работы любого гос-ва. Это специфическая, требующая особых знаний интеллектуальная деятельность связанная с созданием или изменением существующих правовых норм. По результатам правотворческой работы — законам и иным нормативным актам — судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате кото­рой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов — постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. " Потребителя­ми" законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные ма­териальные затраты, нарушение интересов граждан. Можно привести немалое число фактов из отечественной истории, когда наша экономика, социальная и духовная сфер пострадали от непродуманных, научно не обоснованных грубых правовых решений. Достаточно привести факт законодательного зап­рещения в США в период " великой депрессии" производства и потребления спиртного, что вызвало рост контрабанды, мафии и преступности в целом.

Может создаться впечатление, что знание основ правотворчества полезно только тем, кто его осуществляет, депутатам парламента, членам правительства и т. д. Однако это не так, ибо создание правовых норм — удел государственных органов любых уровней — от высших до местных.

Поэтому юристы — выпускники юридических вузов должны во всех тонкостях знать теорию и практику правотворчес­кой работы.

Осуществляя властные полномочия, государство исполь­зует разные приемы и методы руководства — оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, но эти направ­ления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на его основе. Следует иметь в виду, что правотворчество не особая функция государства, а пра­вовая форма, правовая " оболочка" государственной деятель­ности. Например, парламент утверждает государственный бюджет. Рассматривая его по существу, анализируя все статьи доходов и расходов страны, он завершает процесс принятием закона о государственном бюджете.

Таким образом, " акт правотворчества" имеет два значе­ния. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.

Одна из важнейших характеристик правотворчества зак­лючается в том, что это государственная деятельность, т.е. деятельность главным образом органов государства. Они при­нимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.

Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал
Интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуется учет закономернос­ти развития

общества, благоприятных объективных и
субъективных условий для принятия и применения закона, также выбор оптимальной правовой формы государствен­ного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, и пр.).

Законотворчество - это законодательный процесс, связанный с прохождением стадий и с действиями по подготовке, обсужде­нию и принятию законов. Закон, не противоречащий конститу­ции, — нормативно-правовой акт высшей юридической силы, при­званный регулировать важнейшие общественные отношения, при­нимаемый законодательным органом в установленном правом порядке (например, раздел III регламента Государственной Думы, часть II регламента Совета Федерации). Законом регулируются отношения, имеющие важнейшее государственное значение, та­кие как, например, вопросы конституционного характера, свя­занные с принципами организации, порядком формирования и деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, с принятием и изменением бюджета, с установле­нием основных прав, свобод и обязанностей граждан и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.