Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Примечания
1. Казимеж Контрым родился около 1772 года, служил простым солдатом в артиллерии, в 1794 году перешел в гражданскую службу. Был сначала секретарем правления Виленского университета, потом главным его библиотекарем. В 1825 году переехал в Варшаву, где служил в Польском банке. Умер на Жмуди в 1836 году. Контрым был деятельнейшим сотрудником польских периодических изданий в Вильне и в Варшаве. Один из основателей литературно-сатирического " Towarzystwa szubrawcow" и газеты " Wiadomosci Brukowe". Zd. Skwarczynski. Kazimierz Kontrym. Towarzystwo szubrawcow, Lodz, " Ossolineum", 1961. 2. Биографы Сенковского расходятся по вопросу о маршруте его путешествия. По данным П. Савельева (" О жизни и трудах О.И. Сенковского". - О. И. Сенковский. Собр. соч., т. 1. СПб., 1858, стр. XXV), выходит, что Сенковский ехал в Константинополь через Одессу. А.В. Старчевский же в корректурных листах статьи о Сенковском (хранящихся в архиве П.Я. Дашкова в Пушкинском доме) сообщает, что, совершив небольшое путешествие по Волыни и Подолии с тем, чтобы заручиться рекомендательными письмами от графа Н.П. Румянцева, находившегося в ту пору в Гомеле, Сенковский возвратился в Вильну. Намереваясь поступить на службу при константинопольской миссии, он недолго пробыл на родине (успев, однако, жениться на вдове Марии Рудзевич) и уехал в Турцию через Вену и Неаполь. Есть все основания полагать, что последние сведения вполне справедливы. Биография Сенковского, помещенная Старчевским в " Справочном энциклопедическом словаре" Крайя. в сущности говоря, является автобиографией. В письмах Сенковского к Старчевскому, хранящихся в Пушкинском доме, имеются две небольшие записки, которые с полной очевидностью убеждают в том. что обширная статья в словаре Крайя была написана если не самим Сенковским, то под его непосредственным наблюдением и по его материалам. " Посылаю вам материалов, - писал он Старчевскому в 1857 г., - из которых можете сделать что хотите, прибавив свои мнения, какие угодно, только умоляю умеренно выражаться, потому что пойдут новые вражды... О частной жизни моей покорнейше прошу не помещать ничего более, ни слова более, кроме того, что я сам считаю позволительным сказать публично. Пишу еще кое-что". На другом письме, кончающемся: " Ну, бог с вами! Хотел написать несколько строк и напорол кучу листков. О вздорном всегда пишется легко. Да поможет вам бог разобрать", - рукою Старчевского приписано внизу: " Для своей биографии". Установление этого факта имеет значение не столько для маловажного вопроса о маршруте восточного путешествия Сенковского, сколько для целого ряда других, более существенных, вопросов. Статья, напечатанная Старчевским в словаре Крайя, важна как автобиографический итог журнальной деятельности Сенковского. 3. " Путешествие Иосифа Сенковского в восточные края". - " Раmietnik Warszawski", 1820, t. XVIII. 4. " Atheneum", 1898, т. 1 (" Сенковский"). См. также Zd. Skwarczynsk i. Kazimierz Kontrym..., str. 33. 5. Письма Сенковского к Лелевелю напечатаны в " Echo", 1878, февраль-март. См. также " Переписка Сенковского с Лелевелем" - отдельные оттиски из газеты " Западная почта" (Варшава), 1878. 6. " Dziennik podrozy J. Sgkowskiego z. Wilny przez Odessa do Stambulu" (" Dziennik Wilenski", 1819, t. II, str. 565-591); " Dziennik podrozy etc. Opisanie Odessy" (там же, т. 1, 1820, стр. 146-165); " Краткое начертание путешествия в Нубию и Верхнюю Эфиопию" (" Северный архив", 1822, ч. 1, № 1, стр. 70-113); " Посещение пирамид" (" Сын отечества", 1822, ч. XXV, № 1, стр. 16-30); " Перечень письма из Каира, от 11 (22) декабря 1820 г." (" Сын отечества", 1822, ч. XXVI, стр. 64-71); " Возвратный путь из Египта через Архипелаг и часть Малой Азии" (" Северный архив", 1822, ч. 1, № 5, стр. 421- 444; ч. II, № 7, стр. 45-52; ч. Ill, № 16, стр. 301- 320); все путевые дневники Сенковского перепечатаны в его Собрании сочинений (т. 1, 1858). 7. " Способности и мнения новейших путешественников по Востоку". - " Библиотека для чтения", 1835, т. XIII, стр. 112. 8. Ср. " Эбсамбул". - Собр. соч., т. 1, стр. 140. 9. " Воспоминания о Сирии. Затмение солнца". - " Библиотека для чтения", 1834, т. V, стр. 28-30. 10. В.П. Бурнашев. Воспоминания об эпизодах из моей частной и служебной деятельности. - " Русский вестник", 1872, т. II, стр. 670-680. 11. " Энциклопедический лексикон", т. XVI, СПб., 1839 (Дендеры). 12. Граф Вацлав Северин Ржевусский родился в 1765 году, воспитывался дома, на Волыни. После третьего раздела Польши переехал в Вену. В сражении под Аспером (1809) был в рядах австрийских войск. В 1811 году в имении своей сестры, графини Потоцкой, встречался с турецким адмиралом Ремиз-пашой, рассказы которого окончательно утвердили его намерение отправиться на Восток. В 1817 году он выехал в Константинополь, где прожил около года, находясь в ближайших отношениях с высшими сановниками Порты, с русским посланником гр. Строгановым, французским - Деларивьером, испанским - Гава. В 1818 году отправился в Сирию, посетил Алеппо, Багдад, Дамаск, был в пустыне Нежду, где купил в подарок королеве Виртембергской (сестре императора Павла I) 27 арабских коней, которых с невероятными трудностями переправил в Ливорно. Прекрасно владея арабским языком, он тесно сблизился с бедуинами. Под именем Тадзь-Уль-Фехра, в одежде бедуина, он в течение двух лет скитался по арабскому Востоку, повсюду вырезая свой знак > <, за что был прозван арабами Абд-Эль-Нишаном - рабом знака. В Алеппо в 1819 году он принял участие в восстании против правительства и, спасшись с большим трудом, вернулся в Константинополь, где и встретился с Сенковским. Впоследствии он долго жил у себя на Волыни, самим образом жизни поддерживая славу о своих восточных приключениях. Во время польского восстания 1830-1831 годов во главе собственного отряда сражался против русских и в мае пропал без вести после дела под Дашовым. Эта смерть послужила поводом к возникновению новых легенд. О нем писал Мицкевич (" Farys"). Словацкий посвятил ему " Duma о Vaclawie Rzewuskim". " Заметки" Ржевусского были напечатаны в отрывках Луцианом Семинским (" Portrety Literackie". Poznan, 1868). См. также " Исторический вестник", 1880, кн. Ill, статья Н. В. Берга " Эмир Тадзь-Уль-Фехр Абд-Эль-Нишан". 13. " Северная пчела", 1858, № 95. Новые данные о путешествии Сенковского на Восток см. Zd. Skwarczynski Kazimierz Kontrym..., str. 216. 14. Н. И. Греч. Записки о моей жизни. СПб., 1886 (прим. 1). 15. См. " Материалы к истории СПб. университета", т. 1. Пг., 1919, стр. 265. Бумаги, относящиеся к Сенковскому, взяты из ЦГИАЛ, д. департамента Министерства народного просвещения, № 24443. В отношении к Голицыну от 12 июля 1822 года Нессельроде предлагал сделать Сенковского адъюнктом, а тем временем подыскать ориенталиста в Вене. 16. ЦГИАЛ, д. департамента Министерства народного просвещения, № 24443. См. также: П. Савельев. О жизни и трудах О.И. Сенковского. - О.И. Сенковский. Собр. соч., т. 1, стр. XXXIV-XXXV. 17. " О студенте Сенковском, назначенном в профессоры восточных языков". - " Материалы к истории СПб. университета", т. 1, стр. 258. 18. А.Ч. Петербургский университет полвека назад. - " Русский архив", 1888, кн. 3, стр. 143-145. 19. См. прим. 5. 20. A. Bruckner. Dzieje kultury polskiej, t. III. Krakow, 1932, sir. 343-347. 21. П. Савельев. Указ. соч., стр. XXIV. 22. Перепечатаны в " Вестнике Европы", 1820, январь, № 1. 23. " Шляхетство большею частью проводит всю жизнь в сельских домах своих, - писал он. - Постоянной на пользу общую службы, а особливо службы военной, не почитает оно обязанностью, неразлучно соединенною с выгодами своих преимуществ. Обыкновенным препровождением времени шляхетства бывают забавы за стаканами, игра в карты и охота. Достаточнейшие из дворян иногда путешествуют по чужим странам без всякой цели; иные сидят себе дома и ожидают благоприятного случая попасть на значительную должность: ибо постепенное прохождение должностей, начиная с низших, почитают они делом, недостойным своей породы. Недостаточные служат богатым в звании комиссаров, поверенных и так далее; не забывая о своих выгодах, они часто наживают имения, получают на сеймиках должности в присутственных местах и опять становятся нужными людьми для богатых владельцев: ибо тяжебных дел здесь весьма много. Недостаток промышленности, пренебрежение к рекламам и торговле, глубоко вкорененное в жителях давнишними обычаями и местными нравами, по смыслу которых ремесла и торговля почитаются низкими для шляхетства, - сей, говорю, недостаток промышленности, сие пренебрежение к занятиям полезным ведут благорожденную голытьбу к тяжбам, а владельцев недвижимых имений, неумеющих найти для себя другого дела, ведут они к ябедничеству, которое здесь, как вообще говорят, еще более процветает, чем в губерниях литовских; все же это имеет сильное влияние на нравственный характер здешних жителей, у которых невежество является, как видно, общим достоянием. Нелюбовь к наукам и чтению можно назвать повсеместною, хотя и не без исключений. Правда, что в разных местах есть много людей, особливо же из достаточных, которые, упражняясь в чтении, имея хорошие сведения, свободны от предрассудков и дурных привычек, заражающих сии прекрасные области; особливо, говорят, это касательно южной части Волыни и всей Подолии. Но сии исключения должны быть весьма незначительны, когда в здешней стране, в нескольких даже губерниях, не было прежде и теперь нет ни одного книгопродавца. Недавно в первый раз поселившийся в Кременце книжный торговец, при всех пособиях со стороны тамошнего лицея, уже, как сказывают, горько жалуется на свои обстоятельства: ему нечем питаться по причине самой медленной распродажи" (" Вестник Европы", 1820, январь, № 1, стр. 23-24). 24. Сергей Бархатцев. Из истории Виленского учебного округа. - " Русский архив", 1874, кн. II, стр. 1180. 25. С. Л. Пташицкий. Иоахим Лелевель как критик " Истории государства Российского" Карамзина. - " Русская старина", 1878, август, стр. 651. 26. " Об устройстве училищ в Белоруссии", № 26262/620; " О пасквильных стихах, открытых в Полотском Пиарском училище", № 24931/527. 27. См. об этом А. Погодин. Адам Мицкевич, т. 1. М., 1912, стр. 60. 28. А. Погодин. Виленский учебный округ. 1803-1831. СПб., 1901, стр. XVII- XVIII. 29. А. Погодин. Адам Мицкевич, т. 1, стр. 60. 30. Вот стихи Добошинского в переводе с примечаниями самого Сенковского - они приложены к его рапорту попечителю С. - Петербургского учебного округа от 11 декабря 1826 года: " Стихи, сочиненные учениками полоцкими в 1826". " Да будем веселиться и радоваться, товарищи, как на худом пароме, доколе находимся в тюрьме" *. * Два стиха из песни, сочиненной членами общества " Филаретов" в то время, когда они находились под арестом. " Наш < великий> князь Константин, который действует всегда скрыто" *. * Стих из виленской пасквильной мазурки. " Товарищи, истребим императорскую фамилию, пусть будет свобода ученикам". " Да здравствует Янковский" *. * Все дальнейшие стихи заимствованы из виленской малыми переменами. " Да здравствует наша губернаторша ее превосходительство г-жа Горн, с дочерью Шарлоттою, да здравствует сто лет! " " Да здравствует наш г. Корсаков! Виноват, ослиные уши! " " Гг. губернские дворяне, пускай дураки рождаются от дураков" *. * Сие есть негодование на предполагаемое преобразование белорусских училищ, по которому князь Николай Николаевич Хованский полагал духовные училища заменить светскими. " Лишь бы только здравствовали те, которые нас водят за носы". " И здравствовал бы г. Шлыков и самый искусный из советников (Ботвинка)". " Жалко, что Лавринович не возбудит более преследований, проливайте слезы, чувствительные юноши". " Дурак Визитатор, может быть, что еще его черт возьмет. Дурак, осел..." (последних слов нельзя понять). На другой стороне повторяются по большей части те же стихи, к коим прибавлены некоторые другие, заимствованные из известной виленской мазурки. В конце дописано: " Наш господин Визитатор дурак: много про себя думает. С позволения дурак. Не боюсь его... (Здесь находится одно похабное выражение). Да вместе и Дорошкевич. Может статься, что погибель возьмет одного и другого. И. Д. *". * Буквы И. Д. означают подпись сочинителя, т. е. Иосиф Добошинский. 31. Н. Новоселов. Ревизия проф. Сенковским белорусских училищ в 1826 г. - " Журнал Министерства народного просвещения", 1872, апрель - май. 32. " Balamut Petersburgski", 1832, № 23-26. 33. Э. Моравский. Сенковский. - " Atheneum", 1898 № 1. 34. Цеховский. Kraj. 1906. 35. Е. Ахматова. Осип Иванович Сенковский. - " Русская старина", 1898, август, стр. 329. 36. А. В. Никитенко. Дневник, т. 1. М. - Л., Гослитиздат, 1955, стр. 44-45. 37. " Сенковский был звездою первой величины между преподавателями-ориенталистами. Он не только с увлекательностью и глубокой основательностью объяснял свой предмет, но и вообще побуждал слушателя к ученым занятиям, развивал в нем жажду знаний и содействовал его умственному развитию... Слушатели Сенковского одушевлены были искренним энтузиазмом к чтениям своего профессора; зато и он готов был заботливо помогать каждому из них советом, книгами, рекомендацией" (П. Савельев. Указ. соч., т. 1, стр. XIV). Там же приведен отзыв Сенковского об одном из своих слушателей, вполне подтверждающий это свидетельство. См. также " Донесение О.И. Сенковского попечителю Петербургского учебного округа К. М. Бороздину". - Рукописное отделение Гос. Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, собрание автографов, принадлежавших И. В. Помяловскому, отдел " Бумаги В. Г. Григорьева". «» 38. " Высоко, на высоте, неизмеримой с другими предметами в историко-филологическом факультете, стояло одно преподавание восточных языков, и это благодаря необыкновенной личности профессора Сенковского. Редко природа одаряет так щедро, как одарила она Сенковского. Память его удерживала, казалось, все, что он когда-либо читал, видел или слышал; ум быстро вникал в сущность каждого предмета, за который он брался и сразу обливал светом то, что было темно для других. При этом игривое воображение, неистощимое остроумие, любознательность без границ и способность к труду неутолимая. Результатом такого соединения сильных и блестящих способностей явились, естественно, при хорошем направлении, данном его образованию с самого детства, огромная начитанность, поражавшая разнообразием и основательностью, глубокое знание языков всех важнейших народов Европы и Азии, вымерших или еще существующих, и умение передавать свои сведения в самой привлекательной форме. В арабском и турецком языках, которые преподавал Сенковский в университете, приобрел он такие сведения, что, заставь его судьба действовать не в России, а на мусульманском Востоке, он был бы в состоянии произвести в арабской и оттоманской словесности точно такой же переворот, какой сделан им был позже в русской" (В. В. Григорьев. Императорский Санкт-Петербургский университет за пятьдесят лет его существования. СПб., 1870, стр. 75). 39. А. В. Никитенко. Дневник, т. 1, стр. 64. 40. " Я даю четыре часа уроков в неделю арабского и турецкого языка, по два часа каждого, - писал он Лелевелю 3 апреля 1823 года, - и сам беру также четыре урока китайского и маньчжурского, в которых, могу уже похвалиться, сделал большие успехи, а также монгольского; два последние даются мне гораздо легче, вследствии сходства с турецким, но китайский до сих пор отнимал у меня дни и ночи; теперь до некоторой степени могу свободно читать на нем... Я имею возможность учиться тибетскому языку, но здесь нет книг; если мне удастся приобрести что-нибудь, то я буду изучать еще и этот язык". 41. " Journal des Savants", 1825, juillet, p. 387-395. 42. См., например, книгу проф. Шармуа " Замечания европейского филолога на письмо Тютюнджу-Оглу". СПб., 1828, и рецензию на нее в " Московском телеграфе", 1829, ч. 25, № 4, стр. 521. 43. " Справочный энциклопедической словарь" Крайя, под редакцией А. В. Старчевского (см. прим. 2). 44. П. Савельев. Указ. соч., стр. IV. 45. Проект реформы народного образования в белорусских губерниях, о котором рассказано выше. В 1829 году Сенковский представил " Проект положения для Отделения восточных, языков и словесностей", осуществленный лишь в 1853 году, после его ухода из Петербургского университета. 46. " Карманная книга для русских воинов в турецких походах", изданная в 1828 и в 1829 годах во время турецкой кампании". 47. П. Савельев. Указ. соч., стр. XVI. 48. Ципринус (псевдоним О.А. Пржеславского, редактора газеты " Tygodnik Petersburgski") - Калейдоскоп воспоминаний. - " Русский архив", 1872, стб. 1993. 49. См. Ф. Вержбовский. К истории тайных обществ и кружков среди литовско-польской молодежи в 1819-1823 году. - " Варшавские университетские известия", 1897, т. VIII (там же литература вопроса). 50. Сенковский действительно намеревался заместить свободные студенческие вакансии в Училище восточных языков молодыми поляками, но оставил это намерение " после того, как нашу молодежь оклеветали" (см. " Русская старина", 1878, сентябрь, стр. 87). 51. " Русская старина", 1903, ноябрь, стр. 334. 52. См. " Русская старина", 1890, март, стр. 684 (записки Мохнацкого о польском восстании). 53. Там же. 54. А. Ч. Указ. соч., стр. 1143-145. См. также А. П. Милюков. О.И. Сенковский. Мое знакомство с ним. - " Исторический вестник", 1880, № 1, стр. 152; " Русский архив", 1873, стб. 663. 55. " Библиотека для чтения", 1834, т. Ill, Критика, стр. 26-27. 56. В.Г. Белинский. Литературные мечтания. - Полн. собр. соч., т. 1. М., Изд-во АН СССР, 1953, стр. 87. 57. " Телескоп", 1833, ч. XIII, стр. 573. 58. " Русская старина", 1903, март, стр. 574 (" Цензура в царствование Николая I"). 59. " Дело", 1876, кн. 8. 60. " Письмо Ливонского путешественника". - " Северная пчела", 1834, № 190. 61. " Северная пчела", 1836, № 16-17; там же, январь 1838 г. (№ 17), была опубликована очень любопытная статья о читателе, пытающаяся установить прямую зависимость между читателем - потребителем и литературой - производством. 62. " Библиотека для чтения", 1834, т. П, Критика, стр. 2-4. 63. " Русский вестник", 1871, т. X, стр. 634. 64. Белинский горячо приветствовал деятельность Сенковского в этом направлении. - См. статью " О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя»". - Полн. собр. соч., т. II. М., 1953, стр. 128, 140. 65. " Исторический вестник", 1880, № 1, стр. 155. 66. ЦГИАЛ, № 5948/35 (" О дозволении титулярному советнику Рогальскому издавать журнал под названием «Balamut Petersburgski»"). 67. " Balarnub, 1831, № 2. 68. " Русская старина", 1903, февраль, стр. 305. 69. " Брамбеус и юная словесность". - " Московский наблюдатель", 1835, ч. II. 70. O. И. Сенковский. Собр. соч., т. 1, стр. 379. 71. " Записки Кс. Полевого". СПб., 1888, стр. 315. 72. Там же. 73. Там же. 74. O. И. Сенковский. Собр. соч., т. 1, стр. 395. 75. Кроме восточных языков, которые Сенковский изучал вне университета, он " следовал курсам сперва физико-математическим, потом филологическим, нравственным и некоторым медицинским" (Словарь Крайя. Сенковский). 76. К. Веселовский. Русский философ Велланский. - " Русская старина", 1901, январь, стр. 18. 77. О.И. Сенковский. Собр. соч., т. 1, стр. 395. 78. См. об этом П.Н. Сакулин. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1. М., 1913, стр 123-125. 79. О.И. Сенковский. Собр. соч., т. 1, стр. 390. 80. " Atheneum", 1898, стр. 390. 81. " Русский архив", 1872, стб. 1895. 82. Мохнацкий. Восстание польского народа, т. II, ("...Сенковский, ум которого заключался в том, чтобы высмеивать все польское, а весь патриотизм в том, чтобы не походить на своих предков поляков "). 83. " Северная пчела", 1859, № 7. 84. А. В. Дружинин. Собр. соч., т. VII. СПб., 1865, стр. 775 (писано в 1858 г.). 85. П. Савельев. Указ. соч., стр. X. 86. Бернадаки и Богушевич. Указатель статей серьезного содержания, помещенных в русских журналах прежних лет, вып. 2, стр. 3. 87. См. также переписку помещиков в т. VII и XII " Библиотеки для чтения" за 1838 г. 88. См. А. В. Дружинин. Собр. соч., т. VII, стр. 770. 89. А. И. Герцен. О развитии революционных идей в России. - Собр. соч. в тридцати томах, т. VII. М., 1956, стр. 220-221. 90. А. И. Герцен. Собр. соч. в тридцати томах, т. XIV, 1958, стр. 120. 91. А. В. Никитенко. Дневник, т. 1, стр. 133-135. 92. Там же, стр. 135. 93. Рукописный отдел Пушкинского Дома, 18671/CXXIV б. 2. 94. " Русская старина", 1903, март, стр. 576. 95. Рукописный отдел Пушкинского Дома, 18671/CXXIV б. 2, № 6. 96. " Исторический вестник", 1891, кн. XLV, март, стр. 571. Глава II 1 Воспоминания 30-х годов единодушно отмечают резкое изменение в составе сотрудников " Библиотеки для чтения" на протяжении первых трех лет существования. В самом деле-даже поверхностный просмотр легко обнаружит, что тот блистательный перечень, который печатался в течение первого года на обертке " Библиотеки для чтения", сильно поредел в 1835 и 1836 годах. Правда, Пушкин печатался у Сенковского до самого " Современника"; Владимир Одоевский - до 1837 года. Было бы слишком просто объяснять этот бойкот тем обстоятельством, что Сенковский бесцеремонно переделывал, дополняя, изменяя, сокращая статьи (и даже повести) своих сотрудников. В рецензии на " Рассказы дяди Прокопья, изданные А. Емичевым", принципы его редакторской работы были объяснены с исчерпывающей полнотой: " Есть писатели, которые пишут прекрасно в одной только «Библиотеке для чтения». Когда они печатают в «Библиотеке для чтения», слог их жив, плавен, разнообразен, обороты их исполнены ловкости и вкуса, содержание мило и порой остроумно; но пусть только напечатают они в другом месте то же самое или что-нибудь новое, все эти качества вдруг улетают из-под пера. Ежели это не колдовство, так уж верно особенное качество бумаги, на которой печатается «Библиотека для чтения»... У «Библиотеки для чтения» есть ящик - что уж таиться в этом! - есть такой ящик с пречудным механизмом внутри, работы одного чародея, в который стоит только положить подобный рассказ, чтобы, повернув несколько раз рукоятку, рассказ этот перемололся весь, выгладился, выправился и вышел из ящика довольно приятным и блестящим, по крайней мере четким. Многие, многие им пользуются!.. В «Библиотеке для чтения» редакция значит редакция в полном смысле этого слова, то есть сообщение доставленному труду принятых в журнале форм, обделяй слога и предмета, если они требуют обделки..." [1]. Эта декларация совершенно соответствует следующему сообщению: " «Библиотека для чтения» вынуждена вторично просить всех тех, которые единственно по своей доброй воле присылают или сообщают статьи в стихах ил.и прозе, чтобы они удерживали у себя копии этих статей, потому что полученных рукописей она никому не возвращает и не входит ни в.какие объяснения насчет их употребления. С этим только условием, sine qua поп, «Библиотека для чтения» и принимает статьи" [2]. Это, разумеется, не было чудачеством или самодурством. С одной стороны, редакторские принципы Сенковского соответствовали системе его теоретических воззрений и, в частности, той " теории разговорного языка", под знаком которой проходит вся его критическая работа. С другой - значительная доля редакторского самоуправства была продиктована не " теорией разговорного языка", а цензурой. " Почтеннейший Александр Васильевич, - писал он Никитенко по поводу одного из переводных романов, печатавшихся в " Библиотеке для чтения", - хороший цензор и верный друг, я сам принялся за дело. Переделано на славу. Все устранено. Окончание романа такое нравственное, что, право, совестно. Не станут верить. Скажут: Жан Поль Рихтер, а не Сю. Все сцены предрассудительные и даже только сомнительные просто уничтожены. Перипетия совсем другая. Сципион вылезал в окошко, когда отец поставил полицейских у ворот, свернул себе шею - и все пришло в порядок. Весь сен- симонизм - прочь, вон. И даже понять нельзя, отчего и как Баскина и Кукла умирают вместе. Говорю я вам - не развязка, а чудо. Сам я в удивленье от овоей изобретательности. Сто лет читая, не найдете ни одного слова для красных чернил" [3]. Эта цитата касается, однако, переводного романа, перед автором которого ответственность была невелика, который не стал бы, получив гонорар сполна за рукопись, увеличенную редакторскими вставками вдвое, печатать в " Северной пчеле" ругательства на " Библиотеку для чтения" [4]. Поэтому приведу еще один пример: он касается цензурной истории повести Загоскина " Кузьма Рошин", печатавшейся в 1836 году в " Библиотеке для чтения". " В чем состоит дело о Рощине, - писал Сенковский тому же Никитенко, цензуровавшему в те годы " Библиотеку для чтения", - если нужно переменить что-нибудь, то назначьте мне, ради бога, и я все изменю; нельзя ли обойтись без министра; статья слишком велика, и задержание 7 листов причинит мне крайнее расстройство. Скажите, бога ради, что нужно сделать, в чем сомнение; я изменю ее так, что не только Загоскин, но и сам черт ее не узнает" [5]. Все это так. Но это нисколько не объясняет бойкота " Библиотеке для чтения", который со всеми оговорками приходится все же констатировать для конца 30-х годов. Дело в том, что бойкот был объявлен именно теми писателями, произведения которых появились в неприкосновенном виде на страницах " Библиотеки для чтения". " Доныне нам известны, - сообщали " Литературные прибавления к «Русскому инвалиду»" в 1838 году, - имена следующих лиц, которые никогда не позволяли и не допускали никаких перемен в статьях, помещенных ими в " Библиотеке для чтения", - Е.А. Боратынский, А.Ф. Воейков, кн. П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, В.И. Даль (Казак Луганский), В.А. Жуковский, И.А. Крылов, А.С. Норов, кн. В.Ф. Одоевский, М.П. Погодин, А.С. Пушкин и С.П. Шевырев" [6]. Здесь дан, разумеется, далеко не полный список литературных врагов Сенковского. К нему можно присоединить Н.В. Гоголя, И.И. Дмитриева, Н.Ф. Павлова, Н.А. Мельгунова. Было бы бесполезным занятием попытаться найти что-нибудь общее по литературной линии между многочисленными врагами Сенковского. Уже этот список убеждает в том, что против него боролись представители чуждых друг другу литературных поколений и направлений. Дело было не только в " несчастной страсти" редактора " Библиотеки для чтения" и не только в протесте против его литературных мнений, хотя нет никаких сомнений в том, что деспотизм и скептицизм, критические воззрения Сенковского должны были играть важную роль в " континентальной блокаде", объявленной " Библиотеке для чтения". Сущность разногласий заключалась в отношении к самому делу литературы, и только в этом вопросе " внешние" враги Сенковского обнаруживают полное единодушие. До сих пор еще недостаточно изучены литературные салоны 30-х годов. Вот что писал о них Панаев - человек, которого в эти салоны пускали редко и неохотно. " Чтобы получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон г-жи Карамзиной - вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты. Это был уже настоящий великосветский литературный салон с строгим выбором, и Рекамье этого салона была С.Н. Карамзина, к которой все известные наши поэты считали долгом писать послания. Дух касты, аристократический дух внесен был таким образом и «в республику слова». Аристократические писатели держали себя с недоступною гордостью и вдалеке от остальных своих собратий, изредка относясь к ним только с вельможескою покровительностью" [7]. " Дух касты" не мешал, однако, ни Вяземскому, ни Пушкину, ни Одоевскому прекрасно понимать те глубокие общественно-экономические причины, которые так разительно изменяли в 30-х годах структуру литературного дела. Но это далеко не делало их друзьями этого исторического процесса. " Наше ухо загрубело от стука паровой машины, - писал В.Ф. Одоевский, - на пальцах мозоли от ассигнаций, акций и прочей подобной бумаги... философы вроде Бентама доказали нам, что полезно одно полезное, что все бесполезное вредно; мы душою вдались в эту пользу, назвали ее прекрасными именами: промышленностью, обогащением, делом, - что по закону тяжести обратилось в простейшее и более верное: желудок" [8]. Еще более трезво и хладнокровно смотрел на дело П.А. Вяземский, у которого было достаточно иронии, чтобы не обижаться на историю. " Справьтесь с ведомостями нашей книжной торговли, - писал он, - и вы увидите, что если одна сторона литературы нашей умеет писать, то другая умеет печатать с целью скорее продать напечатанное. А это уменье род майората, без коего аристократия не может быть могущественна. Мы живем в веке промышленности: теории уступают место практике, надежды - наличным итогам... Таким образом, литературной промышленности, которая есть существенная аристократия нашего века, нечего кричать о так называемой аристократии, которая чужда оборотов промышленности" [9]. Не только внутренние причины чисто литературного порядка привели Пушкина в 30-х годах к журналу. Не желая " пренебрегать своими предками" [10], не отказываясь от участия в литературных салонах, он, тем не менее, чувствовал себя профессиональным писателем. Правда, им была написана знаменательная фраза в письме к М.П. Погодину: " Было время, литература была благородное, аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок" [11]. Но он же в письме к И.И. Дмитриеву заступился за свое поколение именно с этой криминальной, торгово-литературной стороны: " Не стану заступаться за историков и стихотворцев моего времени; те и другие имели в старину, первые менее шарлатанства и более учености и трудолюбия, вторые более искренности и душевной теплоты. Что касается до выгод денежных, то позвольте заметить, что Карамзин первый у нас показал пример больших оборотов в торговле литературной" [12]. Он понимал не только неизбежность меркантилизма, самого имени которого чурались литературные салоны, но и необходимость тех защитных средств, без которых в 30-х годах не было никакой возможности поставить журнальное дело. Но обращение Пушкина к журналистике, разумеется, ни в какой степени не делало его соратником Сенковского. Самыми страшными врагами Сенковского, как я постараюсь доказать, были именно профессионалы-журналисты. Это была только другая линия борьбы, имеющая уже довольно далекое отношение к литературе. Ни Пушкин, ни Вяземский, ни Жуковский, ни Павлов не были такими горячими врагами меркантилизма в литературе, как Одоевский. Убежденный аристократ, сторонник " литературы на службе государства", яростный противник новой буржуазии и новой промышленности, Одоевский оставил целый ряд памфлетов и статей, направленных против " чумазых" в литературе. Он считал себя призванным от имени литратуры бороться с " тлетворным дыханием промышленно-утилитарного направления жизни", делающим из литературы профессию. " Специальность, возможная и даже до поры до времени необходимая в остальной Европе, у нас была бы гибелью, нелепостью... Такое положение не есть произвольное, оно выросло из земли, и оно не укор, но честь нашим литераторам. В одной руке шпага, под другой соха, за плечами портфель с гербовой бумагой, под мышкою книга - вот вам русский литератор" [13]. Из многочисленных полемических статей Одоевского, среди которых есть и памфлеты, направленные прямо против Сенковского [14], я приведу только одно место, ясно рисующее соотношение сил в русской литературе 30-х годов с точки зрения противника литературного меркантилизма: " В нашем полушарии просвещение распространилось до низших степеней: оттого многие люди, которые едва годны быть простыми ремесленниками, объявляют притязание на ученость и литераторство; эти люди почти каждый день собираются у дверей нашей Академии, куда, разумеется, им двери затворены, и своим криком стараются обратить внимание проходящих. Они до сих пор не могли постичь, отчего наши ученые гнушаются их обществом, и в досаде принялись их передразнивать, завели тоже нечто похожее на науку и на литературу; но, чуждые благородных стремлений, они обратили и ту и другую в род ремесла: один лепит нелепости, другой хвалит, третий продает; кто больше продаст - тот у них и великий человек; от беспрестанных денежных сделок у них беспрестанные споры, или, как они называют, - партии: один обманет другого - вот и две партии, и чуть не до драки; всякому хочется захватить монополию, а больше всего завладеть настоящими учеными и литераторами; в этом отношении они забывают свою междоусобную вражду и действуют согласно; тех, которые избегают их сплетней, промышленники называют аристократами, дружатся с их лакеями, стараются выведать их домашние тайны и потом взводят на своих мнимых врагов разные небылицы" [15]. Все это было, однако, довольно скучно и ничуть не страшно. Журналу, в котором отделение русской литературы было почти случайным, ничего не стоило заменить бойкотирующих писателей другими и даже создать для новой смены вполне приличную литературную репутацию. Это было не страшно до тех пор, покамест все эти выпады - разрозненные и случайные - не стали программой нового журнала. Журнал этот был " Московский наблюдатель". Организованная атака на " Библиотеку для чтения" была открыта известной статьей Шевырева " Словесность и, торговля" [16]. Ограничусь только несколькими строками. " Да, да, мой взгляд на современную литературу будет ныне совершенно материальный. На журналы я смотрю как на капиталистов... Вот едет литератор в новых санях; ты думаешь, это сани? Нет, это статья «Библиотеки для чтения», получившая вид саней, покрытых медвежею полостью, с богатыми серебряными когтями. Вся эта бронза, этот ковер, этот лак, чистый и опрятный, все это листы дорого заплаченной статьи, принявшие разные образы санного изделия... Но кто невидимый герой всего этого мира? Кто устроил ломбард нашей словесности и взял ее производителей под опеку? Кто движет всей этой машиной нашей литературы? Книгопродавец. С ним подружилась наша словесность, ему продала себя за деньги и поклялась в вечной верности". Статья была очень остроумна и неудачна. Направленная против Сенковского, она почти целиком повторила его мысли, высказанные им за два года до возникновения " Московского наблюдателя". Торговля была непочетной гостьей в словесности и для Булгарина и для Полевого. Словом этим, как оскорбительным, аргументировали решительно все - и в первую голову сам Сенковский. Именно им, а не Шевыревым, был поднят вопрос о словесности и торговле. Вот доказательства обоих положений: " С начала нынешнего года, - писал он в рецензии на второй том " Новоселья", - словесность, видимо, упадает, - это не подлежит никакому спору: довольно взглянуть на списки новых ее произведений, чтоб убедиться в этой истине и вздохнуть. Жизнь, которою она вдруг оживилась около эпохи появления «Юрия Милославского» и «Дмитрия Самозванца», блистательные надежды, которые о себе подала, умственная деятельность, которую возбудила, - все это начало ослабевать и бледнеть слишком скоро и, наконец, иссякло в литературно-торговых расчетах. . И причина этому очень ясна: успехи романов г. Булгарина воспламенили множество умов и страстей; соперничество, соревнование согрело перья; самолюбие мгновенно было приведено в движение - и луч, теплый, яркий блеснул в нашей словесности; но, спустя некоторое время, соревнование приобрело коммерческий опыт, дарования приценились, и теперь книги производятся, как рожь и соль, - для продажи по прейскуранту. Всякий из нас знает, сколько дают за его сочинение на книжной бирже, и может рассчитывать вперед, что для него выгоднее, - сочинить роман в двух частях или взять акции в новой компании, - написать повесть или снять подряд на доставку дров. Такое положение литературного дела убийственно для начинающей словесности. Я отнюдь не сетую на то, что умственные труды уже платятся у нас дорогой ценою; но не могу не чувствовать и не сказать, что самое возвышение этой цены, возвышение быстрое и непомерное, должно было нанести чувствительный уда, р и этого рода промышленности и товару, которым она торгует, - Словесности, - и уже нанесло... В этом обстоятельстве должно преимущественно искать источника постепенно возрастающей слабости наших творений, которые и без того не блистали большою силою; я говорю: преимущественно, потому что не одна меркантильность, убившая художество в целом образованном мире, подействовала на быстрое изнеможение жизни, одушевившей русскую словесность в последние годы истекшего десятилетия" [17]. Эта вежливая позиция руководителя крупного журнального дела, сожалеющего о падении качества литературного товара, но отнюдь не сетующего на то, что " умственные труды платятся у нас дорогой ценою", была неуязвима. Выпады были предсказаны заранее - это и в дальнейшем осталось характерной чертой полемической тактики Сенковского. Гоголь писал, что " выходка «Московского наблюдателя» скользнула по «Библиотеке для чтения», как пуля по толстой коже носорога, от которой даже не чихнуло тучное четвероногое" [18]. " Московский наблюдатель", организованный по принципам " Библиотеки для чтения", не сумел скрыть своей подражательной природы. Это был журнал-имитатор, и Сенковский, неизменно делавший читателя единственным судьей и свидетелем своего журнального существования, разумеется, не упустил случая вскрыть имитаторскую сущность своего врага [19]. Второе нападение сразу перевело полемику в узколитературный план. Оно касалось Сенковского-беллетриста, и беллетристика Сенковского была, казалось, уничтожена без остатка. Я имею в виду статью Н. Павлищева " Брамбеус и юная словесность" [20]. Статья очень убедительно доказывала, что " Большой выход у Сатаны" - плагиат у Бальзака (" La comedie du diable"), " Незнакомка" - у Жюля Жанена; что, нападая на французскую словесность, Сенковский пользуется ее же образцами, что он безнравственный человек, который пишет свои повести дурным риторическим языком. Утверждения эти нуждались только в одной поправке, связанной c самой редакционной атмосферой " Библиотеки для чтения". С этой поправкой плагиат оказывался только занимательным чтением, безнравственность - невинной болтовней с читателем, а игра с французской словесностью - всего лишь средством оживить иностранное обозрение. Таким образом, и нападение лицом к лицу - било мимо цели. И тем не менее нужно было блестяще владеть искусством журнальной тактики, чтобы не ответить ни одним словом на эту необычайно резкую статью. Ни словом не ответить на это, казалось бы, полнейшее и окончательное разоблачение - это было несравненно труднее, чем поместить гордый эпиграф на титульном листе " Библиотеки для чтения" [21]. Молчание, как мы увидим ниже, стоило Сенковскому гораздо дороже этого эпиграфа. Оно было тем более красноречиво в данном случае, что некоторые из обвинений, предъявленных ему, были несомненно несправедливы... В сущности говоря, молчание " Библиотеки для чтения" само по себе означало конец полемики. Но полемика продолжалась. " Московский наблюдатель" вовсе не считал себя побежденным. Напротив, объединяя объекты нападения, он помещает в № 5 за 1835 год " Критическое обозрение", по-видимому, принадлежащее Шевыреву, в котором как бы подводит итоги первым выпадам, объясняя один - другим. Эта талантливая, написанная прекрасным языком статья была поворотным пунктом всей полемики. Это уже нимало не походило на иронию первой статьи и на глуповатое торжество второй. Это было объявление священной войны против Сенковского и его журнала: " Не долг ли всякого честного человека возбуждать негодование к этому зубоскальству, которое умерщвляет всякое верование.в науку, дает толпе соблазнительный пример осмеивать учение, мысли, мнения, прежде чем она узнала их? Не есть ли обязанность всякого литератора, который не отдал еще своего пера на аренду, восставать явно и открыто против этих злоупотреблений, угрожающих ниспровержением всякого уважения к литературе? " На это было трудно не ответить даже Сенковскому. Он, наконец, нарушает молчание. В ближайшем томе " Библиотеки для чтения" появляется статья о только что вышедшей " Истории поэзии" Шевырева [22]. Верный своему принципу - либо совсем не отвечать, либо, если уж отвечать, то не защищаясь, а нападая, автор статьи ни одним словом не упоминает в этой рецензии о войне, объявленной ему " Московским наблюдателем". Он не вступает в полемику. Тем не менее он полемизирует - и со всею язвительностью, на которую он только способен. Статья была так резка, что Никитенко, не встречая с цензурной стороны препятствий к ее напечатанию, тем не менее вычеркнул из нее несколько мест. " Я теряюсь в догадках, - писал ему по этому поводу Сенковский. - Если есть необходимость смягчить дело по каким-нибудь высшим уважениям, то я готов уничтожить еще больше вашего; но если нет никакого, почему же вы запрещаете проучить поделом надменного мальчишку - который пишет глупости докторальным тоном и ничего ровно не смыслит" [23]. " Надменный мальчишка" не остался, разумеется, в долгу. Забывая о той высокой общественной цели, под знаком которой он призывал " каждого честного литератора" объявить Сенковскому беспощадную войну, он ответил очень раздражительной статьей, которая неожиданно вскрыла во всей этой полемике едва ли что не личную обиду. Это были уже прямые ругательства, подчас остроумные, подчас переходящие в клевету. " Оставляя в покое эту ярмарочную, праздничную потеху народа, должны ли мы оставаться равнодушными, хладнокровными зрителями подобного употребления ума, если ему вздумается с балаганных подмосток перебраться в литературу, колпак паяца заменить докторской шляпой критика и, с нанятою гримасою площадного шута, развалиться в академических креслах" [24]. Но на эту статью, возвращаясь к первоначальной позиции, " Библиотека для чтения" ответила только вежливым молчанием. Полемика становится односторонней - и с каждым номером " Московокого наблюдателя" все более и более мельчает. Насмешки над критическими мнениями " Библиотеки для чтения" переплетаются с выпадами против Полевого, который был в ту пору сотрудником " Библиотеки для чтения" [25]. Вслед за " Отметками наблюдателя", в которых был дан подробный список писателей, " разруганных и расхваленных" " Библиотекой для чтения", была помещена небольшая, но остроумная статья " Шуточки «Библиотеки для чтения»", в которой Сенковский не без язвительности был назван " Вольтером толкучего рынка" [26]. " Библиотека для чтения" отвечала на все это кое-как, между строк, в рецензиях на чужие книги. Было уже совершенно ясно, что не " Московскому наблюдателю" суждено подорвать значение " смирдинской школы". Белинский, прекрасно понимавший журнальные принципы " Библиотеки для чтения", уже успел подвести итоги этой полемике, разумеется, плачевные для " Московского наблюдателя" [27]. Он же и указал единственное средство обезоружить Сенковского вместе с его журналом: " Для этого надобно, чтобы нашелся в Москве человек со всеми средствами для издания журнала, с вещественным и невещественным капиталом, т.е. деньгами, вкусом, познаниями, талантом публициста, светлостью мысли и огнем слова, деятельный, весь преданный журналу, потому что журнал, так же как искусство и наука, требует всего человека, без раздела, без измен себе" [28]. Гоголь статьей " О движении журнальной литературы за 1834 год" успел уже открыть новую полемическую кампанию против Сенковского. Кампания эта обещала быть еще более серьезной. К своим друзьям, враждебно настроенным к Сенковскому, присоединился Пушкин. Печатая в 1834 году " Пиковую даму", Сенковский обратился к Пушкину с письмом, полным безоговорочных признаний, особенно значительных, если вспомнить, что оно было написано после появления " Повестей Белкина", встреченных решительным и единодушным осуждением: " Вы создаете нечто новое, вы начинаете новую эпоху в литературе, которую уже прославили в другой отрасли... - писал он, - Вы положили начало новой прозе, можете в этом не сомневаться... Именно всеобщего русского языка недоставало нашей прозе, и его-то я нашел в вашей повести". Отношения резко изменились, когда Пушкин предпринял издание собственного журнала. Теперь для Сенковского Пушкин стал лишь редактором " Современника", самое имя которого могло подорвать значение " Библиотеки для чтения". Он был тем более опасен для " Библиотеки для чтения", что силы, которыми он располагал, были очень велики, а хозяйственная организация журнала легко могла быть построена на тех же принципах, применение которых создало такой успех журналу Сенковского. Это могло, наконец, оказаться уже не имитацией, потому что не было, казалось, ничего проще, как избежать явных ошибок " Московского наблюдателя". Вот почему, не ожидая нападения, Сенковский в трех номерах, предшествовавших появлению " Современника", последовательным образом предупреждает Пушкина о том, что дипломатические отношения можно считать прерванными, пытается опорочить его литературное имя и, наконец, ставит ему решительный ультиматум. Уже то обстоятельство, что все это было сделано до выхода " Современника", в высшей степени характерно для журнальной тактики Сенковского. Он полемизирует, но не против журнала, а против намерения Пушкина издавать журнал [29]. Предупреждение было сделано очень глухо и как бы на всякий случай. В томе VIII " Библиотеки для чтения" была помещена повесть Сенковского " Записки домового". Черт журналистики Бубантес, случайно попавший в гости к старому своему приятелю, домовому, рассказывает ему о своих журнальных делах: " В нашем городе есть одна упавшая репутация, которая издает новую книгу: решено было поднять ее и поставить на ноги. Собралось человек тридцать ее приятелей, все из литераторов. Когда я пришел туда, они миром поднимали ее с земли, за уши, за руки и за ноги. Я присоединился к ним и взял ее за нос. Мы дружно напрягли все силы: пыхтели, охали, мучались - ничего не сделали. Мы подложили колья и кольями хотели поднять ее. Ни с места! Ну, любезнейший, ты не можешь себе представить, что значит упавшая литературная репутация! В целой вселенной нет ничего тяжелее..." Упавшей литературной репутацией была в середине 30-х годов репутация Пушкина. Упоминание о " новой книге", которую решил издавать литератор с " упавшей репутацией", позволяет отнести приведенное место в " Записках домового" к журнальным намерениям Пушкина и к " Современнику", который должен был быть разрешен не столько как журнал, сколько именно как книга - один раз в три месяца [30]. Смутное и сравнительно осторожное предупреждение в " Записках домового" в ближайшем же номере " Библиотеки для чтения" превращается в прямой выпад. Это объясняется, без сомнения, тем, что разрешение на издание " Современника" было уже получено Пушкиным и бойкотирующая Сенковского литература готова была объединиться вокруг нового органа. Но Сенковский еще ничего не говорит о новом и враждебном ему журнальном предприятии. Как всегда, он нападает со стороны, совсем по другому поводу, не имеющему ни малейшего отношения к " Современнику" и к Пушкину-журналисту. Воспользовавшись неосторожностью Пушкина, напечатавшего на анонимном переводе Виланда [31] " издал А. Пушкин", Сенковский поместил в первой книге " Библиотеки для чтения" за 1836 год издевательскую заметку: " Важное известие. А.С. Пушкин издал новую поэму под заглавием «Вастола, или Желания сердца» Виланда. Мы еще не читали - не могли достать; но, говорят, стих ее удивителен. Кто не порадуется навой поэме Пушкина! Истекший год заключился общим восклицанием: «Пушкин воскрес!»". " Литературная летопись" того же тома была открыта рецензией на эту поэму. Не излагаю содержания этой рецензии, которою Пушкин был серьезно задет и которая едва не довела его до дуэли с Хлюстиным, повторявшим в обществе некоторые из обвинений Сенковского [32]. Любопытно отметить только одно из них: Пушкин обвинялся в пренебрежении или даже в нечестности по отношению к читателю. Читатель был сделан судьей в этом деле. Читатель, накануне подписки на " Современник", получал новое свидетельство падения знаменитой репутации: " Певец кавказского пленника сделал в новый год непостижимый подарок лучшей своей приятельнице, русской публике. Та, которая любила его, как своего первенца, любила так искренне, так благородно, так бескорыстно... та самая в возврат за свои нежные чувства получила от него, при визитном билете, «Вастолу» с двусмысленным заглавием... Трудно поверить, чтобы Пушкин, вельможа русской словесности, сделался книгопродавцем и издавал книжки для спекуляции. Мы сами сначала позволили себя уверить, что Александр Сергеевич играет здесь только скромную роль издателя; но один почтеннейший читатель убедил нас в противном... Люди доброго сердца оказывают благотворительность приношением нищете какого-нибудь действительного труда, а не бросая в лицо бедному одно свое имя для продажи, что равнялось бы презрению к бедному, презрению к публике". Вслед за этой рецензией, на которую Пушкин нашел возможность ответить корректной заметкой [33] в XV томе " Библиотеки для чтения", в отделе " Разные известия" (служившем Сенковскому для самых разнообразных целей, в том числе и для полемических, если уж он решался на полемику) появилась большая статья - настолько любопытная, что я (несмотря на то, что ее неоднократно цитировали) приведу из нее наиболее важные места: " Вообще нет ничего нового в политическом свете. Все народы живут в мире и согласии. Прочие известия - самые пустые. Африканский король Ашантиев, говорят, объявил войну Англии и уже открыл кампанию. Александр Сергеевич Пушкин в исходе весны тоже выступает на поле брани. Мы забыли сообщить нашим читателям об одном событии: Александр Сергеевич хочет умножить средства к наслаждению читающей публики родом бранно-периодического альманаха, под заглавием «Современник», которого будет выходить по четыре книжки в год, или родом журнала, которого каждые три месяца будет являться по одной книжке. И еще - этот журнал или этот альманах учреждается нарочно против «Библиотеки для чтения» с явным и открытым намерением - при помощи божьей уничтожить ее во прах. Что тут таиться! Угрозы раздавались уже в наших ушах, и вот мы сами добродушно опешим известить публику, что на нас готовится туча..." Утверждая, что в Европе " полемика и брань предоставлены газетам - журнальной черни" и рекомендуя всем русским журналам последовать примеру " Библиотеки для чтения", Сенковский переходит непосредственно к участию Пушкина в новом издании: " Это еще не все. Программа «Современника» вызывает у нас гораздо печальнейшее замечание. Всегда должно сожалеть, когда поэтический гений первого разряда, каков Александр Сергеевич Пушкин, сам добровольно отрекается от своего призвания и с священных высот Геликона, где он прежде всего, по счастливому выражению Пропорция, «Musarum choris implicuit manus», постепенно нисходит к нижним областям горы, к литературе, более и более бледной и бесплодной. Это уже - затмение одной из слав народа. Но как горько, как прискорбно видеть, когда этот гений, рожденный вить бессмертные венки на вершине зеленого Геликона, нарвав там горсть колючих острот, бежит стремглав по окату горы... Берегитесь, неосторожный гений! Последние слои горы обрывисты, и у самого подножия Геликона лежит Михонское болото - бездонное болото, наполненное черной грязью. Эта грязь - журнальная полемика, самый низкий род прозы после рифмованных пасквилей... После этого дружеского объяснения «Современник» может быть уверен, что о нем более никогда не упомянут в «Библиотеке для чтения», а Александр Сергеевич - что первые прекрасные стихи, которые он напишет, будут в ней похвалены с восхищением" [34]. Это было последней попыткой со стороны " Библиотеки для чтения" предотвратить войну, в которой она могла оказаться побежденной. Она сдержала обещание, - не упомянув ни разу о полемических статьях " Современника", предсказанных ею заранее. Впрочем, вступать в полемику и не было нужды. Дело было не в полемике, а в самом журнале. Журнал же, как это стало ясным после первого же номера, не мог быть опасным соперником " Библиотеки для чтения". В создании его было заложено какое-то внутреннее противоречие. Предпринятый до некоторой степени с торговыми целями, он в то же время, благодаря самому составу своих сотрудников, неизбежно должен был примкнуть к противникам литерагурного меркантилизма. Именно это, как кажется, повело к внутренней редакционной борьбе между Пушкиным и его сотрудниками. Отражением ее было известное " Письмо к издателю", напечатанное в III томе " Современника" (1836) за подписью " А. Б." и принадлежащее, как это было выяснено впоследствии, Пушкину [35]. Автор письма, присланного якобы из Твери, возражал на статью Гоголя " О движении журнальной литературы", помещенную в первом номере " Современника". Статья эта, чрезвычайно неосторожная с точки зрения журнальной тактики 30-х годов, действительно требовала исправлений и возражений. Прикрывшись именем обозрения. Гоголь в этой статье пересмотрел все журналы один за другим, и все с одной точки зрения - с точки зрения пригодности их для борьбы с " Библиотекой для чтения". Этим прежде всего была сделана честь проницательности Сенковского, который мог бы показаться теперь чуть ли не ясновидящим. Этим был совершенно убит " Московский наблюдатель", упорно утверждавший, что он создан вовсе не с исключительной целью поколебать значение " Библиотеки для чтения", и получивший совершенно неожиданный удар от своего ближайшего союзника. Совершенно естественно, что Пушкин в примечании к " тверскому письму" поспешил упомянуть, что статья эта ни в коем случае не может служить программой " Современника". " По мнению вашему, - писал он, - вся наша словесность обращается около «Библиотеки для чтения». Все другие повременные издания рассмотрены только по отношению к ней, «Северная пчела» и «Сын отечества» представлены каким-то сильным ариергардом, подкрепляющим «Библиотеку». «Московский наблюдатель», по вашим словам, образовался только с тем намерением, чтобы воевать противу «Библиотеки». Он даже получил строгий выговор за то, что нападения его ограничились только двумя статейками; должно было, говорите вы, или не начинать вовсе, или если начать, то уже не отставать. «Литературные прибавления», «Телескоп» и «Молва» похвалены вами за их оппозиционное отношение к «Библиотеке». Признаюсь, эти изумило тех, которые с нетерпением ожидали появления вашего журнала. Неужто, говорили они, цель «Современника» - следовать по пятам за «Библиотекою», нападая на нее врасплох и вооруженною рукою отбивая от нее подписчиков? Надеюсь, что опасения сии были лживы и что «Современник» изберет для себя круг действий более обширный и благородный". Поза " тверского провинциала" была несколько иронична, в письмо были вставлены две-три язвительных фразы по поводу Сенковского и " Библиотеки для чтения" - но тактическая ошибка Гоголя была исправлена. Ее предложено было забыть, а вместе с ней и неудавшуюся полемику, предпринятую друзьями Пушкина против его желания. В своей " авторской исповеди", претворившейся в словаре Крайя скромной биографией, Сенковакий писал, подводя итоги своей журнальной работе: " Постоянно отклоняя от себя всякие литературные дела, он (Сенковский) старался заниматься литературой просто и чисто, как искусством, и не один незнакомец, по незнанию этих обстоятельств заговоривший с ним о цене своего рукописного творения... встретил не совсем любезный прием, лишь только смешал ум с деньгами - и был сухо отправлен в книжную лавку или контору издателя, где литература становится товаром". Это было производственное лицемерие, выраставшее вместе с производством - и не однажды, как это было указано выше, вскрывавшееся современниками, для которых связь " Библиотеки для чтения" с промышленными литературными кругами, разумеется, не была секретом. Именно по линии этой связи и были впервые соединены с именем Сенковского криминальные имена Булгарина и Греча. Это была вовсе не политическая группировка. Для литературной промышленности, стоявшей в отношении внутренней свободы на последнем месте среди других промышленностей, была неизбежна, как это видно, между прочим, и на примере пушкинского проекта, правительственная ориентация. Группа Греча, Булгарина, Сенковокого и братьев Полевых была профессионально-производственной группой. Вот что дало право литературе 30-х годов выделить и объединить эти имена, имеющие мало общего между собой во всех других отношениях. С полной определенностью это сделал в " Литературных мечтаниях" Белинский: " Да, милостивые государи, я совсем не шучу и повторяю, что этот период словесности непременно должно назвать Смирдинским, ибо А.Ф. Смирдин является главою и распорядителем сего периода. Вспомоществуемый гениями гг. Греча, Сенковского, Булгарина, Барона Брамбеуса и прочих членов знаменитой компании, он сосредоточил всю нашу литературу в своем массивном журнале" [36]. Журнальный триумвират Греч - Сенковский - Булгарин является поздним и элементарным истолкованием этой точки зрения. Впервые она была обоснована лишь в 1865 году, в статье А.П. Пятковского [37], написанной, как указывает и сам автор, преимущественно на основании некрологов. Снисходительность историков литературы, впоследствии писавших о " журнальном триумвирате", к Николаю Полевому так же непонятна в этом вопросе, как и необоснованное предположение о дружбе и тесной связи Сенковского с Булгариным и Гречем.
|