Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастная периодизация и задачи физического воспитания школьников






 

В процессе физического воспитания школьников целенаправленно используются все возможности не только для развития двигательных способностей, но и для нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания детей, развития психологических черт личности

Комплексной программой предусмотрено решение следующих задач:

· укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

· обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

· развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

· приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

· воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями (в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья);

· содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Физическое воспитание учащихся проводится с учетом половых, психологических и индивидуальных особенностей.

Цели физвоспитания конкретизируются в педагогической практике применительно к возрастной периодизации детей и соответствующим этапам школьного образования:

· младший школьный возраст 6-10 лет (I-IV классы);

· средний (подростковый) школьный возраст 11-15 лет (5-9 классы;);

· старший (юношеский) возраст 16-18 лет (10-11 классы).

Задачи физического воспитания школьников подразделяют на 3 группы:

· образовательные,

· развивающие (оздоровительные);

· воспитательные.

Они конкретизируются в дальнейшем по возрастным этапам.

 

Образовательные задачи. Решение этих задач предусматривает:
а) сообщение теоретических знаний в области физической культуры (расширение знаний школьников о пользе физических упражнений, развитие интереса к собственному физическому совершенствованию), знаний по технике выполнения упражнений школьной программы, по закаливанию и гигиене, по приемам саморегуляции и самоконтроля;
б) обогащение двигательного опыта за счет выполнения разнообразных упражнений, формирования жизненно необходимых умений и навыков, закрепления и совершенствования их.

В младшем школьном возрасте на основе умений и навыков дошкольного периода обучают школе движений: простым движениям руками, ногами, туловищем. Учат координировать их, т.е. управлять ими в пространстве, во времени, по усилиям. Осваивают простые упражнения основной гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр.

В среднем школьном возрасте обогащается двигательный опыт путем выполнения новых координационно-сложных физических упражнений, формируется “школа деятельности”. Возросший уровень функциональных возможностей организма подростка позволяет ему под руководством учителя физической культуры сделать выбор и начать специализированные занятия спортом.

В старшем школьном возрасте проводится углубленное изучение техники наиболее сложных двигательных действий, в том числе и прикладных. Физические упражнения выполняются в меняющихся условиях при повышенных физических нагрузках, что позволяет довести их выполнение до совершенства. На спортивных играх осваивается тактика действий.

 

Оздоровительные задачи. Они содействуют гармоническому формированию организма школьников (развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют активизации обменных процессов) и укреплению их здоровья. Это достигается обеспечением оптимального развития физических качеств для конкретного контингента учащихся (по возрасту и полу), формированием правильной осанки и закаливанием организма.
Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятным температурным воздействиям внешней среды; рекомендуется проводить на всех этапах школьного обучения.

 

Воспитательные задачи. В процессе физического воспитания осуществляется всестороннее развитие личности ребенка, содействующее его нравственному воспитанию (формированию черт личности, патриотизма, коллективизма, гуманизма, честности, правдивости, сознательной дисциплины и др.), умственному воспитанию (усвоению специальных знаний по физической культуре, биомеханике; способности анализировать свои двигательные действия и делать выводы, обобщения; развивать творческое мышление при подготовке и выполнении различных вариантов двигательных действий), трудовому воспитанию (физической подготовке к труду и вооружение специальными умениями и навыками), эстетическому воспитанию (пониманию прекрасного, развитию чувства красоты, гармонического развитого человеческого тела, движений и умения воплощать ее в двигательной деятельности, пониманию музыки и ее взаимосвязи с движениями и т.п.).

К воспитательным задачам относится формирование организаторских навыков, судейских знаний и умений для проведения занятий физическими и спортивными упражнениями (средние и старшие классы).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.