Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из практических примеров в спорте и физической культуре






 

В мире легкой атлетики известны примеры установления мировых рекордов африканскими спортсменами, которые не имели физкультурного образования. Само собой напрашивается вопрос: как же эти мировые рекордсмены в беге на выносливость могли овладеть рациональной техникой бега, не зная о ее закономерностях? На этот вопрос можно ответить однозначно - методом проб и ошибок. Иными словами, тренеры по бегу на выносливость в отличие от своих коллег из других видов легкой атлетики (метатели, прыгуны …) с первого шага в своей практической работе со спортсменами занимаются не обучением технике бега, как написано во многих учебниках и пособиях, а совершенствованием их технического мастерства.

 

Ребенок учится бегать методом проб и ошибок, так как в этом возрасте он не в состоянии еще понять законы, которым подчиняются движения человека. Овладение им техникой бега начинается с того, что он наблюдает за взрослыми или детьми и пытается подражать им. После множества падений, чередующихся с успешными попытками, ребенок овладевает необходимой координацией движений и начинает бегать уверенно. Как известно, дети обычно обладают необыкновенной легкостью бега. Они бегают свободно, с полным расслаблением и большой частотой бегового шага (более 250 шагов в минуту). Как правило, когда подростки или юноши начинают тренироваться под руководством тренера и слышат об элементах техники бега (о наклоне туловища, движении рук, подъеме бедра, опорном периоде, заднем толчке, о высоком или низком забрасывании голени и т.д.), их бег перестает быть легким и естественным, а частота бегового шага несколько снижается.

 

Учения о планомерно-поэтапном формировании действий

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одно из направлений – физическое образование, которое включает:

  • Формирование базы знаний
  • Обучение Д.Д.

Обучение двигательному действию, представляющему систему движений, по мнению Н.А. Бернштейна, Боген М.М.. Донского Д.Д. должно основываться на знании их структурных элементов.

По мнению П.И.. Павлова одним из ведущих механизмов научения – условные рефлексы.

В 30-40 –х годах Н.А. Бернштейн разработал учение о построении движения. Согласно его теории, в основе движения – осознанное подчинение среды, ее перестройка в соответствии с потребностями индивидуума. По теории Бернштейна Механизм формирования движений проходит 3 стадии:

1. характеризуется невысокой скоростью, напряженностью, неточностью

2. характеризуется постепенное исчезновение напряженности, повышение скорости и точности, становление мышечной координации.

3. характеризуется снижением доли влияния сенсорных систем, снижение доли участия усилий мышц, за счет использования сил тяжести, инерции, центробежных, реактивных и. т.д.

Управление движением по Бернштейну – сложный, многоуровневый процесс, каждый из которых имеет свою функцию.

 

В 50-60 г П. Я. Гальперин разработал «теорию поэтапного формирования действий и понятий», согласно которой:

1. этап – формирование схемы ООД (ориентировочной основы двигательного действия). Ученик знакомится с ситуацией, осознает задачу, уясняет логическую структуру действия и возможности ее осуществления.

2. этап – усвоение действия по схеме 1

 

3. этап - действия усваиваются в форме внешней речи.

4. этап - переход от усвоения действия в форме внешней речи к усвоению в форме внутренней речи. Если действия выполняются быстро (автоматизировано), без напряжения – осуществляется переход на следующий этап

5. этап - действия усваиваются в форме внутренней речи. Сознание контролирует смысловую направленность действия.

Положения теории Гальперина позволили объяснить и обосновать методологию обучения Д.Д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.